Статья на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста"
статья по развитию речи (старшая группа)

Ижикова Ольга Юрьевна

Статья о развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._razvitie_svyaznoy_rechi.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

 средствами театральной педагогики.

Воспитатель: Ижикова Ольга Юрьевна

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками относится формирование у них связной, устной (монологической, диалогической) речи. Формирование связной речи необходимо для полноценного развития речи дошкольников и подготовки детей к школе. Школа от ученика требует адекватное воспроизведение и восприятие текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения. А практика показывает, что у детей шестого года жизни отмечаются трудности в овладении навыками связной речи.

Театр – это один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, который позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики, психологии, связанные с:

  • художественным образованием и воспитанием детей;
  • формированием эстетического вкуса;
  • нравственным воспитанием;
  • воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии;
  • создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру.

логопедии:

  • психофизические способности (мимика, пантомимика)
  • развитие коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);
  • речи (монолога и диалога).

Цель данной программы: развитие связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста средствами театральной педагогики.  Важной особенностью программы является организация условий и содержание репертуара, в который включается фольклор народов мира, русская и мировая классическая поэзия, стихи современных отечественных и зарубежных авторов.  

Театрализованная деятельность детей организуется в утренние и вечерние часы на подгрупповом или фронтальном логопедическом занятии, но это не подразумевает специальных, утомительных репетиций. Вся работа проводится в течение одного - двух дней в неделю. Этот день в программе называется «театральный день».  Первые театрализованные игры проводит сам логопед, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.

Для правильной организации театральной деятельности рекомендуется  соблюдать следующие принципы:

  1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.
  2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.
  3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
  4. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми.
  5. Подготовленность и заинтересованность логопеда и воспитателей.
  6. Все игры и упражнения подбираются таким образом, чтобы сочетали в себе движение, речь, мимику, пантомимику в различных ситуациях.
  7. Психологическая комфортность, которая предполагает:
  • снятие по возможности всех стрессообразующих факторов;
  • раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;
  • развитие реальных мотивов (игра и обучение проходят не по принуждению, а радостно);
  • преобладание внутренних, личностных мотивов над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;
  • включение во внутренние мотивы мотивации успешности, продвижения вперед.

Самостоятельность детской игры в большей мере зависит от того, знают ли они содержания сказки, сценария. Авторский текст очень важно сохранить полностью на стадии прослушивания его детьми. Ни в коем случае не искажать его. Но учить текст с ребятами до начала игры не стоит. Такая подготовка отняла бы время, предназначенное для других, не менее важных дел и занятий. К тому же в результате получиться спектакль, а не игра. Чтение произведения до начала игры – требует обсуждения и уточнения. Прочитанное становиться понятным, если достаточно хорошо иллюстрировано. С этой  целью лучше всего показать «живые» картинки на фланелеграфе или на столе, а именно использовать и театр игрушек или кукол би-ба-бо. Так одновременно создаются зрительные образы, демонстрируются способы их эмоциональной выразительности и игры. Никогда не требовать буквального воспроизведения текста. Если необходимо, непринужденно поправить ребенка и, не задерживаясь, играть дальше. В дальнейшем когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощрять точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Читая стихотворные тексты, подключать по возможности детей к игре. Пусть они активно участвуют в диалоге с логопедом, подыгрывают основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры. Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Вместе с тем предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета игры.

На занятиях по развитию связной (диалогической) речи используются следующие средства театральной педагогики:

Театральная игра.

Театральная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относится к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях.

Данные игры можно условно разделить на общеразвивающие и специальные. Общеразвивающие игры  учат ребенка успешно ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партерами, активизируют мыслительные процессы. Также они способствуют адаптации детей в коллективе сверстников и создают предпосылки для успешной учебы в школе – в первую очередь за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонента. Специальные игры развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом.

Упражнение и этюды.

Упражнение и этюды способствуют развитию естественности, коммуникабельности. Темы для таких маленьких спектаклей (этюдов) близки и понятны детям (ссора, обида, встреча). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение (знакомство, просьба, благодарность, угощение, разговор по телефону, утешение, поздравление и пожелание). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх).

Если этюды разыгрываются по сказкам, вначале необходимо определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и сформулировать его речевую характеристику. Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными. Работа над этюдами развивает многие качества, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение партнера.

Ритмопластика.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые способствуют развитию естественных психомоторных способностей дошкольников, обретению ими ощущения гармонии с окружающим миром, формированию свободы и выразительности движений, воображения.

Режиссер Ф.Ф. Комиссаржевский отмечал, что не только органы речи, звуки и мышцы лица актера, но все его тело должно быть технически приспособленным для выражение переживаний. Жесты – важное средство невербальной выразительности. Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Работе над выразительностью жестов, поз, мимики отводится значительное время.

Жест – это самоцель – он лишь показывает то, что невозможно в данной ситуации объяснить словами. Он оправдан только когда вызывается внутренней потребностью, выражает определенные чувства по отношению к окружающим.

Речевые игры и упражнения.

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Таким образом, данные упражнения делятся на три вида:

  • дыхательные и артикуляционные;
  • дикционные и интонационные;
  • творческие (со словом).

В коррекционной работе с детьми с нарушением речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес, на артикуляцию, интонацию и выразительность. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствуют развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыгрывать его в форме этюдов.

Спектакль.

Создание спектакля с дошкольниками – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Сказки несут в себе активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка. С социально – педагогической точки зрения сказка выполняет следующие функции:

  • социализации, поскольку приобщает новое поколение к общечеловеческому и этническому опыту;
  • креативную, поскольку выявляет, развивает и реализует творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление;
  • лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности, активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка. При слушанье и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знакомых форм сказок, а при пересказе, драматизации – становление речевой культуры. Развиваются основные языковые функции экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);
  • развивающее - терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

Иначе говоря, при работе над спектаклем формируются такие качества личности, как автономность, которая выражается в стремление проявить свое личное мнение; активность, предполагающая способность владеть инициативой в общении; социальная компетентность, связанная с сопереживанием и содействием, познанием другого человека, выбором адекватных ситуаций, способов общения и поведения.

Кукольный театр.

Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведения диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи. Опосредуя с куклами взаимодействия с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения.

Успешности использования театрализованной деятельности в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды. Для них необходим разнообразный дидактический материал: костюмы, различные объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации. На занятиях используется следующие оборудования:

  • настольные и напольные ширмы;
  • плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок;
  • декоративные украшения (солнце, деревья, дома и.т.п.);
  • наборы кукол для пальчикового театра;
  • куклы би-ба-бо;
  • рукавички с изображением мордочек животных;
  • костюмы персонажей сказок;
  • игрушечные персонажи и.т.д

Программа обучения реализуется поэтапно. На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики, что служит своеобразным прологом к будущим драматизациям. Благодаря им движения приобретают большую уверенность и управляемость. Это помогает детям легче переключаться с одного движения на другое, обучаться самостоятельно решать двигательную задачу, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого. На первых занятиях вводятся  вначале простые игровые упражнения, например на развитие мимики:

- Съели кислый лимон.

- Рассердились на драчуна.

- Увидели маму.

- Испугались медведя.

Обучение жестам:

-  Покажите высокого мальчика, низенького; маленького комарика, большого медведя.

- Покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг

- Покажите разных людей: я, ты, мы.

Развитие пантомимики:

- Расцвели, как цветы.

- Завяли, как травка.

- Полетим, как птицы.

- Идет медведь по лесу.

- Крадется волк за зайцем.

Затем игры  усложняются с внесением пиктограмм настроения или показыванием стихотворения руками.

На втором этапе вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи, что также является немаловажным в развитие диалогического общения. На развитие речевого дыхания используются следующие игры «Игра со свечой», «Футбол», «Снежинка» и.т.д. На развитие интонации дети с удовольствием играют в игру «Чудо-лесенка» (каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса).  

На третьем этапе осуществляется переход к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее с родителями или воспитателями заучивают тексты или импровизируют на самом логопедическом занятие с последующим разыгрыванием.  На этом этапе используется  различный материал: настольный, пальчиковый или теневой театр.  

На четвертом этапе дети занимаются  более сложным видом деятельности – драматизацией рассказов и сказок. Для этого выбираются небольшие рассказы, например «Как Маша стала большой» Е. Пермяк, сказка «Почему кот моется после еды», «Как собака себе друга искала» и другие. Дети разыгрывают текст как актеры, используя маски или элементы костюмов. Разыгрывая большие по объему сказки, рекомендуется на таком занятии сохранять непосредственность детской игры, основываясь на импровизации. Поэтому с детьми не всегда заучивать текст роли, не отрабатывать позы, жесты, движения, так как постановка нисколько не пострадает, если ребенок не точно произнесет реплику. Необходимо следить, чтобы ребенок грамматически правильно построил свое смысловое высказывание. Более сложной работой на данном этапе являются игры, где ребенок сам должен придумать диалог «Договори то, что не придумал автор», «Придумай веселый диалог». Отчетная работа  в конце года - подготовленный спектакль для родителей и детей детского сада.

Список литературы.

  1. Артемова Л.В.  Театрализованные игры в детском саду. М: Академия 1997
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И.  Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М: Академия 2000
  3. Баханов К.А Вопросы творчества. М: Знание 2004 – 189 с.
  4. Бородич А.М. Методика развития речи  детей. М: 1981
  5. Волкова Л.С.  Логопедия. М: Владос 2003 – 677 с.
  6. Гибсон Р. Веселые игры. М: РОСМЭН 1994 – 128 с.
  7. Глухов В.П.  Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР М: 2004
  8. Евреинов Н.Н. В школе остроумия. М: Искусство 1998 – 368 с.
  9. Ершова А.П. Возвращаясь к таланту. Красноярск 1999 – 222 с.
  10. Куликовская Т.А. Забавные чистоговорки М: Гном-Пресс 1997 – 145 с.
  11. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно СПб: Литера 2005 – 208 с.
  12. Логопедия № 1 2006 с. 4 -11.
  13. Логопедия № 3 2006 с. 44 – 51.
  14.  Петрова Т. И. Сергеева Е.Л. Театрализованные игры в детском саду. М: Школьная Пресса 2000 – 125 с.
  15.  Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М: Владос 2001 – 215 с.
  16. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр М: АРКТИ 2001 – 160 с.
  17.  Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М: 1984
  18. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М: 1964.
  19. Шишова Т. Застенчивый невидимка М: Издательский дом Искатель 1997 – 120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ - "ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СХЕМ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОН Р"

В даной статье освещены актуальность данной темы, в каких разделах работы  коррекциии речи я использую данные схемы, какие формы связной речи равиваю на каждом этапе коррекционной работы. Также в...

Статья "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

В статье представлены рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по развитию связной речи у детей с использованием игрового материала....

Статья для воспитателей в ДОУ. «Учебно-методическое пособие по развитию речи «Дидактические игры для развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику мал...

Статья: "Особенности связной речи у детей старшего дошкольно возраста в процессе использования игровых кубиков"

В данной статье рассматриваются психологические аспекты особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет род...

Статья: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Содержание образовательной деятельности в области развития связной речи ребёнка предполагает его полноценное речевое и общее психическое развитие, поскольку язык и речь выполняют главную функцию ...