звуковая культура речи: звук -с-, -сь- (развитие речи)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Иваненкова Анна Владимировна

Цель. Объяснить детям артикуляцию звука «с», поупражнять в правильном, отчётливом его произношении (в словах, фразовой речи).

Задачи:

  • Познакомить детей с произношением звука «с».
  • Учить правильно произносить звук «с» в слогах, предложениях.
  • Развивать фонематический слух детей, связанную речь.
  • Совершенствование коммуникативных навыков и звуковой культуры речи.
  • Укреплять мышцы артикуляционного аппарата детей.

Предварительная подготовка: Д/и: «Четвёртый лишний», «Первый звук твоего имени»; отгадывание загадок, рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса детей.

Оборудование и материалы: изображение язычка, узкие полоски папирусной бумаги по количеству детей, магнитная доска.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_-s-s.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему:

«Звуковая культура речи: звуки «с» и «сь»»

Цель. Объяснить детям артикуляцию звука «с», поупражнять в правильном, отчётливом его произношении (в словах, фразовой речи).

Задачи:

  • Познакомить детей с произношением звука «с».
  • Учить правильно произносить звук «с» в слогах, предложениях.
  • Развивать фонематический слух детей, связанную речь.
  • Совершенствование коммуникативных навыков и звуковой культуры речи.
  • Укреплять мышцы артикуляционного аппарата детей.

Предварительная подготовка: Д/и: «Четвёртый лишний», «Первый звук твоего имени»; отгадывание загадок, рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса детей.

Оборудование и материалы: изображение язычка, узкие полоски папирусной бумаги по количеству детей, магнитная доска.

Ход занятия

Дети рассаживаются на стульчики поставленные полукругом.

Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришёл необычный гость, а как его зовут вы узнаете, отгадав загадку:

Всегда во рту, а не проглотишь.

Если б не было его не сказали б ничего.

Дети: Это наш язык. (На магнитной доске вывешивается изображение Язычка)

Воспитатель: Живет-поживает Язычок в своем домике, а домик Язычка – рот. (На магнитную доску вывешивается домик Язычка). Домик открывается и закрывается. (Медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки.) Язычок то выглядывает из домика, то прячется".

Педагог предлагает детям выпустить Язычок погулять, а потом вернуть его в домик. Язычок очень любит петь разные песенки. Однажды он пел: "И-и-и". Хотите спеть вместе со мной? Тогда помогайте мне: "И-и-и-и". (дети поют негромко вместе с воспитателем).

Воспитатель: - С-с-с-с, – полилась из крана вода.

- Язычок, выучи, пожалуйста, и мою песенку.

- Хорошо, – согласился Язычок и запел: "С-с-с-с". (Произносится отрывисто.)

Давайте споем «Песенку воды» вместе. Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам (дети вместе с воспитателем поют «Песенку воды» «С-с-с-с»).

Воспитатель: Закройте домик Язычка - ротик, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: "С-с-с".

Давайте послушаем, как песня воды получается у Алины (у Вовы). (Вызывает 4–5 детей, в том числе тех, кто не овладел произношением звука.)

А теперь споем песенку все вместе (дети совместно с воспитателем повторяют ещё раз «Песенку воды»).

Воспитатель: Вода течет небольшой струей – поет негромкую песню.

Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.

Если петь «Песню воды» медленно и отрывисто (вот так: с…с…с…с!), то кажется, что вокруг губ танцует ветерок. Хотите убедиться в этом? Тогда сделайте такой же заборчик, как у меня (подносит к губам ладонь, но не прижимает к ним), и разрешите ветерку потанцевать (дети подносят к губам ладонь, но не прижимают к ним и медленно, отрывисто произносят звук «с»).

Воспитатель: Дружно, дети мы встаём и немного отдохнём.

Физкульминутка «Катились колёса»

Катились колёса, колёса, Руки согнуть в локтях, совершать

колеса вращательные движения вперед

Катились колёса все влево, все косо. Вращательные движения локтями

назад

Скатились колёса на луг под откос, Наклоны туловища влево – вправо ,

руки на поясе

И вот, что осталось от этих колёс. Выпрямиться, развести руки в

стороны

Дети возвращаются на свои стульчики.

Воспитатель: Посмотрите: сейчас я буду петь «Песню воды», и полосочка, которую я держу перед ртом, начнет шевелиться. Что вы видели?

Дети: Бумажка шевелилась. (Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по узкой полоске папирусной бумаги.)

Воспитатель: У каждого из вас теперь тоже есть такая волшебная полосочка. Поднесите её ко рту и спойте «Песенку воды». (дети подносят полосочку ко рту и поют «песенку воды»: С-с-с-с).

Воспитатель: Давайте посмотрим на полоску Маши, когда он поет песню (Дениса, Родиона…).

Дети по очереди дуют на полосочку, каждый на свою, а остальные дети наблюдают и ждут своей очереди.

Воспитатель: Отложите бумажную полосочку под стул и послушайте: Язычок стал сочинять другие песенки, похожие на «Песню воды». Сначала он запел: "Са-са-са". Что запел Язычок? (дети повторяют за воспитателем 3-4 раза.)

Воспитатель: Потом: "Ся-ся-ся, ось-ось-ось". (Повторяют за воспитателем 3-4 раза.)

Воспитатель: Теперь Язычок предлагает нам пропеть чистоговорки:

Су-су-су – ягоды в лесу.

Ус-ус-ус – на елке много бус.

Са-са-са – под кустом лиса.

Ас-ас-ас – свет в огне погас.

Со-со-со – у Кати колесо.

Ос-ос-ос – много, много ос.

Сы-сы-сы – на стене часы.

Ыс-ыс-ыс – котик ловит крыс.

Ся-ся-ся – поймали карася.

Сю-сю-сю – кашу съели всю.

Си-си-си – уехало такси.

Усь-усь-усь – в гости пришёл гусь.

Дети повторяют чистоговорки за воспитателем каждую по 2 раза.

Воспитатель: Дети, кто сегодня приходил к нам на занятие? Что мы сегодня делали на занятии? Что больше всего понравилось, запомнилось на занятии тебе Витя (Лиза, Алсу…).

Дети: К нам сегодня на занятие приходил Язычок. Сегодня на занятии мы пели песенки и чистоговорки, играли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Звуковая культура речи. Звук «Ц». Конспект занятия по развитию речи в средней группе.

«Звуковая культура речи. Звук «Ц». Конспект занятия по развитию речи в средней группе....

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе познавательное развитие Речевое развитие Тема: Звуковая культура речи: звуки С и СЬ

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе познавательное развитие  Речевое развитие Тема: Звуковая культура речи: звуки С и СЬ ...

Конспект занятия по развитию связной речи «Звуковая культура речи. Звуки [с]-[с’]» для детей средней группы

Пятый год жизни – период наивысшей речевой активности.Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речь собственные действия...

Звуковая культура речи. Звук "Ц". Конспект занятия по развитию речи в средней группе.

Объяснить детям артикуляцию звука "Ц", упражнять в произношении изолировонного звука в слоге, в разных словах. Развиватьслуховое внимание и память....

19.02.2024г. Конспект занятия в 1 младшей группе. Образовательная область: Речевое развитие. Развитие звуковой культуры речи. Звуки «П» и «Пь». Заучивание стихотворения «Шляпа».

Способствовать четкому и правильному произношению звуков "П" и «Пь» в словах и фразовой речи. Способствовать развитию речевого дыхания....