Беседа "Животные Севера"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Беседа с детьми о животных Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sever.odt14.25 КБ

Предварительный просмотр:

 Беседа :«Дикие животные Севера».

Цель: Расширить представление детей о природе Севера, дать представления о животном мире Севера. Способствовать развитию интереса к окружающему миру.

                                                 Ход

 

Здравствуйте, ребята! Я приглашаю всех вас в путешествие. Хотите узнать, куда мы сегодня отправимся? Тогда отгадайте загадку.

Там очень-очень холодно,

Там всегда зима

Там лежат холодные вечные снега

Там медведи белые

Бродят круглый год

Морж усатый медленно

В полынье плывёт

Отгадайте-ка ребятки,

Где находится загадка? (На Севере.)

 

Что мы называем Севером? (ответы детей)
Правильно! Север – это царство трескучих морозов, глубокого снега и толстого льда и непредсказуемость погоды.
Когда мы произносим слово «север», в нашем воображении возникают бескрайние заснеженные просторы, ледяные поля, огромные глыбы льда – айсберги (гигантские ледяные горы) в океанских волнах. Мы словно ощущаем дыхание арктического холода и порывы пронизывающего ветра.
Давайте найдем на глобусе Северный полюс. Пространство вокруг него окрашено в белый цвет - это и есть снега и льды Арктики.

 А вы знаете, что такое полярная ночь?   Дети: Нет.Да.

Это когда солнце долго не показывается над линией горизонта, только бледный свет луны и звёзд, освещает бескрайние снежные просторы.

А ещё на Северном полюсе можно чаще всего наблюдать северное сияние, – это когда на небе видны волны красного, зелёного, синего цвета, переливаясь и вспыхивая, проносятся по небу с одного края на другой. (Дети рассматривают северное сияние на картине).

 На  смену  длинной   ночи  приходит полярный день – это когда всё время день, светло. В это время наступает короткое лето. Солнце греет очень слабо, его лучи мало нагревают поверхность   земли,   покрытую льдом и снегом, поэтому лёд и снег не таят. Лишь иногда у берегов сильными ветрами лёд взламывается и начинает таять. На Северном полюсе холодно в течение всего года: и зимой и летом. И  день,  и ночь не чередуется, как это происходит у нас, где мы живём.

                                  Физ минутка;

Надо руки нам погреть,

Руки вверх, руки вниз

На носочки подтянись,

Руки ставим на бочок

На носочках скок, скок, скок,

А затем в  присядку,

Вот и сделали зарядку!

 Ребята, но как ни сурова природа Северного полюса, там обитают многие животные.  Кто  ни  будь   может мне их назвать?

Дети: Тюлени, моржи, белые медведи. (Дети рассматривают иллюстрации животных Крайнего севера)

 

Отгадайте  загадку;

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным  я слыву

И на Севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад. (Белый медведь)

 

 Самый главный житель севера белый медведь – это самый крупный хищный зверь. У него густая белая шерсть и толстый слой   жира   который, предохраняет его от сильных морозов. Белый медведь прекрасный пловец, вода для него родная стихия, он может плавать под водой и охотиться за рыбой. Также он питается птицами, тюленями и даже морж, может стать его добычей.  Зимой у белых медведей в снежной пещере появляется потомство, маленькие медвежата. У этого огромного животного детёныши рождаются чуть больше крысы. Пока  медвежата  растут  медведица не выходит из берлоги. Когда приходит пора мама медведица выводит из берлоги медвежат, и начинает их приучать ловить рыбу, а затем и более крупных животных тюленей и моржей.

Загадка №2

Толстый в складку богатырь

В ластах и без ушей.

Ковыряет  со   дна морского

Раковин покушать.

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой

Угадайте – ка  ребятки,

Что за богатырь такой. (Морж).

 

Тело у моржа большое, неуклюжее. У моржа шерсти нет, у него очень толстая кожа и есть подкожный жир, который согревает моржа,  и никакой мороз ему не страшен. Подкожный жир лучше, чем теплая шуба. Цвета морж коричневого. У  моржа на мордочке клыки.

При помощи клыков он взбирается на льдину, воткнет клыки, подтянется и взбирается на льдину.  Помогает моржу во время плавания ласты.  Морж ластами работает, как веслами. Он плавает очень быстро. Питается морж ракушками. Моржи целый день дремлют на льдине, а когда проголодаются, нырнут в воду и достанут ракушку со дна, водоросли, наедятся и снова на льдину. Моржи очень тяжелые. Старый морж весит больше двух коров. Поэтому моржу тяжело влезть на льдину.

Загадка  №3

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга. (Олень).

   

    Тело оленя покрыто густой шерстью. Шерсть у оленей  коричневая,  серая. На голове рогабольшие, ветвистые.  На что у них похожи рога? (на ветки дерева, они красивые)«По колючим мхам, по сырой траве, Носишь ты дерево на голове…»

Стройные, сильные ноги у оленя! Для чего оленю нужны такие ноги? (он убегает от врагов, олень много бегает по снежным покровам). На  ногах у оленя широкие копытачтобы он  не  проваливался в снег.

Он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву – это самый любимый корм оленей. Питаются олени летом зеленой травой, мхом.

 

Динамическая пауза «Кто на Севере живёт?»

По ледяной пустыне

Медведица идёт (Идут по кругу вперевалочку медленно),

За нею медвежата

Торопятся вперёд  (Убыстряют шаг),

Трещит мороз  жестокий    (Обнимают себя руками).

Повсюду снег и лёд  (Повороты с вытянутой рукой вправо влево).

По полынье холодной

За нерпой морж плывёт   (Идут, делают гребни руками).

Бегут, спешат олени   (Бегут, высоко поднимая колени).

Над ними тихо кружит

Полярная сова.  (Бегут маленькими шажками, руки в стороны).

Загадка  № 4

 

Хвост поджав, во льдах ночует, 

Вынося мороз любой, 

И по северу кочует 

В теплой шубе голубой.

Ответ: Песец

 

Песец по внешнему виду напоминает лису, но меньше размером. Отличается короткой мордочкой и небольшими ушами, которые лишь немного выдаются из меха. Мех более пышный, мягкий. У песца пушистый хвост, он защищает его мордочку от мороза, когда он спит. Маленькие, короткие лапы покрыты густой шерстью, даже вся подошва. След на снегу, поэтому получается не четкий, размытый. Живут они  около рек и озер. Свои норы строят на холмах. Питаются в основном грызунами, так же птицами, рыбой, ягодами. Песцы хорошие охотники. Их называют санитарами тундры. Они нуждаются в нашей охране и бережном отношении к природе.

 

 

Подвижная игра «Медведи на льдине»

«Медведь» рычит«Выхожу на ловлю!» — и бежит  ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого. После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. В это время «медведь» отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный  очутился между руками, и кричат«Медведь, на помощь!».

Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата».

 

Подведение итогов занятия:

 Какие животные обитают на Севере? (Ответы детей.)

Что  нового  узнали?  Что  понравилось ?

Я предлагаю сегодня вечером нарисовать  то,  что  больше всего понравилось  и организовать выставку «Путешествие на Северный полюс».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия «Кто на севере живет? Что на севере растет?»

НОД, посвященная нашему краю, его богатствам, людям. Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, ж...

НОД "Кто на севере живёт? Что на севере растёт?"

НОД для детей второй младшей группы. Ссылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/41EN/1P5d2Twpx...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.(фото)

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - вос...

Разработка по ознакомлению младших дошкольников с животными и птицами крайнего Севера. Сказка о Севере.

Разработка по ознакомлению младших дошкольников с животными и птицами крайнего Севера. Сказка о Севере....