модифицированная программа "Разноцветное чудо"
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Галина Арсентьевна Амрахова

   Важным условием для начала успешного школьного обучения ребенка является сформированная устная речь, в настоящее время число речевых нарушений растет. Дошкольникам требуется коррекционная логопедическая помощь. Среди дошкольников с речевой патологией  значительно занимает место дети с общим недоразвитием речи. Федеральный Государственный  Образовательный Стандарт дошкольного образования указывает на необходимость « создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и психологическими особенностями». В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано: « ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний. Построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raznotsvetnoe_chudo.docx206.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Министерство Образования и науки РБ

                                                     Муниципальное образование «Бичурский район»

                                                   Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                                       детский сад «Полянка»

                                                                                                  Утверждаю  заведующая

                                                                                                    детским садом    «Полянка»                                                                                                                                            

                                                                                                      Иванова Т.А_________________

                                                                                                      Приказ№_______от___________

                                                                                                     Протокол №_____от ________

Модифицированная программа по речевому развитию

                     «Разноцветное чудо» 

                                                    (младшая группа)

                                   http://dou-22.ru/upload/Fotogalereja-1572520170-2.jpg     

                                                                                                                                     Воспитатель: Амрахова Г.А

                                                 С. Бичура,2021г.

                                  Содержание

1 Пояснительная записка---------------------------------------------------

2 Актуальность, цель, задачи рабочей программы--------------------

3  Этапы работы-----------------------------------------------------------------

4  Предполагаемый результат-------------------------------------------------

5 Инструменты и материалы, применяемые на занятии с детьми----

6 Методы и приемы работы с детьми----------------------------------------

7 Календарно- тематическое планирование-------------------------------

8 Мониторинг развития речи детей-----------------------------------------

9 Мониторинг развития мелкой моторики рук--------------------------

10 Методическая литература-------------------------------------------------

                          Пояснительная записка

   Важным условием для начала успешного школьного обучения ребенка является сформированная устная речь, в настоящее время число речевых нарушений растет. Дошкольникам требуется коррекционная логопедическая помощь. Среди дошкольников с речевой патологией  значительно занимает место дети с общим недоразвитием речи. Федеральный Государственный  Образовательный Стандарт дошкольного образования указывает на необходимость « создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и психологическими особенностями». В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано: « ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний. Построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности ».

М.М. Кольцова  пришла к заключению, что « морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием  кинестетических импульсов от рук». Она особо подчеркивает, что влияние импульсов с мышц рук очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным , и с нарушенным  речевым  развитием. Систематические упражнения для пальцев  не только стимулирует развитие речи , но и является ,по мнению М.М. Кольцовой, «мощным  средством повышения работоспособности головного мозга» . Движения  пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряет развитие речи ребенка.

       Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но являются средством повышения работоспособности головного мозга. Движения пальцев рук  стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Применение камешков «Марблс»- это воздействует на рецепторы пальцев. Это включает в себя самомассаж   пальцев, пальчиковую гимнастику. Систематическая работа по развитию мелкой моторики с помощью камешков «Марблс» способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности.

       Разноцветные камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально- положительного настроения , для релаксации. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.

Вся жизнь ребенка- игра.  Поэтому процесс обучения  ребенка не должна проходить без нее. Мелкая моторика, тактильные ощущения , мыслительные операции развиваются в игре.

Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук с помощью камешек « Марблс» способствует развитию речи.

Цель : развитие речи при помощи развития мелкой моторики рук.

Задачи :

1.стимулировать речь детей.

2.развивать координированные движения пальцев и кистей рук.

3.обогащать словарный запас.

Предполагается проводить 1 занятие в неделю, во второй половине дня 8 минут, 36 занятий в год- с октября по май.

Мониторинг .

Педагогический мониторинг  проводится 2 раза в год.( в начале учебного года-сентябрь и конец года- май)

Формы проведения итогов реализации программы:  проведение открытых занятий.

Планируемые результаты

По завершению реализации программы « Разноцветное чудо» у воспитанников:

- наблюдается повышение уровня речевых способностей;

-расширяется и обогащается словарный запас;

- развивается мелкая моторика рук.

Для реализации программы необходимо обеспечение

- картотека картинок , набор камушков «Марблс». Карточки с эталоном цвета. Карточки с заданиями.

Обоснование социальной значимости. В результате реализации программы у детей сформируется интерес к  предполагаемой деятельности. Повысится познавательная активность ,появится интерес к совместной деятельности со взрослыми, увеличится потребность  ребенка в общении  посредством речи.

Используя полученные на занятиях  навыки в повседневной деятельности, воспитанники с радостью играют с камешками «Марблс».

                                           

 Календарно- тематическое планирование              

Месяц

Тема занятия

Цель

Задание

Октябрь

1.«Знакомство»

2. «Найдем предмет»

3. «Змейка»

4. «Помоги»

Привлечения внимания к тактильному объекту.

развитие тактильных ощущений; развитие умение  выбирать предметы, отличающие от камушек «Марблс», игрушки  из киндеров.

Учить раскладывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.

Развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению ; стимулирование зрительно поисковой деятельности.

Педагог обращает внимание на камушки и предлагает  поперебирать камушки руками. При этом знакомит с  текстурой- стеклянные, гладкие; качеством- хрупкие, прозрачные; цветом- красный, синий, зеленый и.т.д. Емкость  с камушками «Марблс»

Педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек с закрытыми глазами, определить что это. Емкость глубокая ; назвать какую игрушку нашли, камушки «Марблс». Игрушки из киндеров.

Педагог предлагает выложить длинную змейку. Используя один цвет, два цвета чередуя их. Камушки «Марблс».

Педагог обращает внимание, что камушки все разных цветов перемешались . Необходимо рассортировать их по цветам. Камушки «Марблс», карточки с эталоном цвета, емкости для раскладывания по цвету.

Ноябрь

5.«Цветок»

6. «Повтори узор»

7. «Помоги мишке»

8. «Морская звезда»

Развивать умения различать цвета, называть их; развивать зрительное внимание. Памяти, мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики рук.

Учить ориентироваться на плоскости; развитие мелкой моторики рук.

Обогащение словаря; развитие мелкой моторики рук.

Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец- карточку, на которой нанесен рисунок. Карточка с рисунком цветка, камушки «Марблс»

Педагог  предлагает эталон разложенных камушков на плоскости.Лист бумаги с шероховатой поверхностью, камушки  «марблс ребенку необходимо повторить  рисунок.

Педагог предлагает детям выложить тропинку мишки из леса к домику .Камушки  «Марблс», карточка с заданием.

Педагог предлагает детям выложить по контуру рисунка. Рисунок  с контуром, камушки «Марблс»

декабрь

9        «Угадай-ка»

10        «Сухой бассейн»

11        «Дельфин»

12        «Яблоко»

Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости; развитие мелкой моторики рук.

Цель:

развитие тактильных        ощущений; развитие        умения        находить        камушки.

Цель: развивать умения различать цвета, называть их; развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук. 

обогащение словаря; развитие мелкой моторики рук.

Задание: педагог предлагает положить камушек на названное им животное. Материал: Картинка с животными, камушки «Марблс» 

Задание: педагог предлагает найти камушки, спрятанные в ёмкости с крупами (горох, фасоль).

Материал: Камушки «Марблс», ёмкость с крупами.

 Задания: педагог предлагает разложить камушки, накладывая их на образец – карточку, на которой нанесён рисунок.

Материал: Карточка с рисунком дельфина, камушки «Марблс» .

Задание: выложить камешки по контуру рисунка.

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май.

13        «Золушка»

14         «Елочка» 

15        «Гусеница» 

16         «Солнышко

17        «Пуговки»

18 «Домик»

 19        «Ягоды»

20«Волшебство»

21        «Горошек» 

22        «Полянка» 

23       «Чудеса»

25.   «Капли дождя»

 26.   «Точки на шарике»

27.  «Сороконожки»

28.    «Салют»

29.  «Угощение»

30.     «Ромашки»

32.      «Яблочки»

32.      «Бабочка»

Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению.

развитие мелкой моторики рук; развитие умения различать цвета.

развитие внимание; закрепление цвета; развитие мелкой моторики рук.

развитие мелкой моторики рук ; развитие зрительного внимания 

развитие умения различать камешки по величине; развитие мелкой моторики рук.

обогащение словаря; развитие мелкой моторики рук; развитие умения различать цвета.

развивать фантазию ребёнка; обогащать словарь; подбирать камешки определённых цветов. 

 развитие внимания; умение различать цвета; развитие мелкой моторики рук.

развитие внимание; закрепление цвета; развитие мелкой моторики рук.

развитие фантазии; развитие мелкой моторики рук.

развитие тактильных; развитие мелкой моторики рук.

 развивать мелкую моторику; обогащать словарь; развивать

 речь ребенка. (сочиняем сказку о лягушонке, который боялся дождя). 

закреплять основные цвета; сопоставлять цвет точки и шарика; развивать мелкую моторику рук.

развивать мелкую моторику ; обогащать словарь.

развитие фантазии; развитие мелкой моторики рук.

развитие зрительного внимания; развитие мелкой моторики рук.

 обогащать словарный запас; закрепление цвета; развитие мелкой маторики рук.

 развитие внимания; умение ориентироваться на плоскости; развитие мелкой моторики рук. :

развивать фантазию ребенка; обогащать словарь; подбирать камушки определенных цветов и размеров.

 педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам. Материал: Камушки «Марблс», ёмкости для раскладывания по цвету. 

 педагог предлагает детям украсить ёлочку с помощью камушек разноцветной гирляндой или шариками.

Материал: Камушки «Марблс», картинка ёлочка

 педагог предлагает подобрать камешки определённого цвета и украсить ими гусеницу. Камушки «Марблс», картинка гусеница

педагог предлагает детям выложить лучики у солнышка

Картинка солнышка

 педагог предлагает детям разобрать камушки по величине (большие камушки и маленькие). Камушки «Марблс», ёмкости раскладывания по величине

 педагог предлагает детям украсить домик камушками определённого цвета. Камушки «Марблс», картинка домика

педагог предлагает детям подобрать камешки определённых цветов (красные как ягодки) и разложить их. Камушки «Марблс»

 ребёнку предлагается достать камешек из мешочка и соотнести цвет камешка с предметом на картинке. Камушки «Марблс», картинка с овощами

педагог предлагает подобрать камешки зелёного цвета и разложить «горошины» по «стручкам» Материал: Камушки «Марблс», картинка гороха. 

Задание: педагог предлагает детям украсить полянку разнообразными камушками по их желанию.

Материал: Камушки «Марблс», зелёная полянка.

Задание: Воспитатель предлагает детям шаблон грибочка и детям необходимо его заполнить определенными цветами.

Материал: Камушки «Марблс», шаблон грибочка

:

предлагается детям камешки определенных цветов как капли на картинке.

Материал: камушки «Марблс», картинка по заданию

Задание: педагог предлагает детям выбрать камешки такого цвета. Как шарики на картинке и правильно их разместить по цветам.

Материал: камушки «Марблс», картинка по заданию: картинка цветка с разноцветными лепестками 

Задание: предлагается надеть сапожки ( разложить камушки) для  каждой ножки сороконожки.

Материал: камушки «Марблс», картинка с сороконожками

Задание: Воспитатель предлагает детям выложить салют из камешков по их желанию.

Материал: Камушки «Марблс». 

Задание: предложить детям украсить пирожные камешками.

Материал:  Камешки «Марблс», картинка с угощениями.

предложить детям разложить камешки определенных цветов в сердцевинку каждой ромашки.

Материал: Картинка с ромашками; камешки «Марблс

Задание: педагог предлагает  детям разложить камушки определенных цветов на дерево с яблоками.

Материал: Камушки «Марблс»; картика дерева с яблоками Задание: украсить бабочек по их желанию, как им понравится.

Материал: камушки «Марблс», картинка с бабочками.

               Мониторинг результатов по программе « Разноцветное чудо»

Фамилия имя ребенка

рассматривает сюжетные картинки

в                 и

Сопровождает речью игровые и бытовые игры

в                 и            

слушает  небольшие рассказы без наглядного сопровождения

в                  и

Результаты мониторинга:

Оптимальный уровень-

Допустимый уровень-

Критический  уровень-    

 Диагностика развития мелкой моторики рук.

упражнения

фамилия имя ребенка

кольцо

в           и

гусь

в         и          

коза

в          и

ножницы

в            и

дятел

в            и

Критический уровень: упражнение не выполняется или выполняется с помощью взрослого.

Допустимый уровень: упражнение выполняется с небольшой помощью воспитателя.

Оптимальный уровень: упражнение выполняется самостоятельно.

Таким образом, исходя из данных можно сделать вывод : все ли дети  имеют достаточное развитие моторики рук.

     

                         

           

  Литература.

1.        Вольнова Л.Н. Движение- мысль- слово. Пермь,1999.-63

2.        Выготский Л.С. История  развития высших психических функций. М., 1986

3.        Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: «Сов. Россия»., 1990

4.        Платонова О.А. Су-джок терапия для всех; АСТ; СПб.; Сова, 2007. С. 126

5.        Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.: «Сов. Россия», 1973.

6.        Климанова Г.Б. «Учебно-методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста» 2015.- с. 28-37.

    7.   Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.  Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до  школы» в соответствии с Федеральным государственным        образовательным стандартом дошкольного образования. М.: Мозаика- Синтез. 2014

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа "Родные просторы" Автор Терентьева Н.А

Программа по ознакомлению дошкольников с родным краем. Имеется рецензия Л.М.Денякиной,к.п.н...

Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования "Весёлый оркестр"

Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования «Весёлый оркестр», составленная на основе программы Т.Э.Тютюнниковой Уроки музыки. Система Карла Орфа. и «Этот удивительный ритм...

Модифицированная (авторизованная) программа «Художественно – творческого развития детей. Ромашка» для детей в возрасте от 4 до 7 лет.

программа позволяет организовать работу кружка по изодеятельности, которая предполагает использование различных техник  рисования, лепки, конструирования, предлагает перспективное планирование да...

Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе Модифицированная психолого-педагогическая программа Автор модификации педагог-психолог Шоакбарова Светлана Ивановна

Пояснительная записка к рабочей (модифицированной) коррекционно-развивающей программе "Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе" Модификация педагога-психолога Шоакбаровой Св...

Модифицированная программа по формированию знаний основ цветоведения дошкольников "Гармония цвета"

Содержание программы ориентировано на знакомство детей  с основным средством выразительности изобразительного искусства - цветом.  Программа включает три раздела: «Цветовое восприятие мира»....

Модифицированная (авторизованная) программа «Обучение дошкольников английскому языку» для детей в возрасте от 5 до 7 лет

программа для ведения кружковой работы с детьми 5-7 лет в детском саду, с перспективным планированием непосредственной образовательной деятельности, дающей детям основные понятия, диагностические мате...

Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры В.В.Воскобовича: «Чудо-крестики-1», «Чудо-крестики – 2», «Чудо-крестики -3», «Трафареты «Чудо-крестики»

Мастер-класс«Развивающие игры В.В.Воскобовича: «Чудо-крестики-1»,«Чудо-крестики – 2», «Чудо-крестики -3», «Трафареты «Чудо-крестики»...