Открытое занятие. Программа Социокультурные истоки. Тема "Родные просторы".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Кащаева Марина Юрьевна

Путешествие в деревню к бабушке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnye_prostory_nod_sredney_gruppy.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска

Конспект открытого занятия НОД

«Родные просторы»

(по программе «Социокультурные истоки»

средней группы «Звёздочки»

Воспитатели: Антоненкова Л.А.,

Кащаева М.Ю.

Смоленск, 26 ноября 2021 года

Цель: развивать духовно-нравственную основу учебно-воспитательного процесса в ДОУ, способствующую возрождению многовековых традиций России.

Задачи:

  1. первоначальное освоение социокультурной категории «Родные просторы»;
  2. продолжать активизацию речевого словаря детей;
  3. создать условия для развития инициативной речи детей;
  4. развивать способность договариваться, приходить к единому мнению;
  5. формировать эмоционально-образное восприятие жизни в русской деревне;
  6. формировать представление о взаимосвязи прошлого и настоящего.

Предварительная работа:

чтение книг и рассматривание иллюстраций по заданной теме, заучивание пословиц, стихотворений и поговорок, потешек.

Оборудование и атрибуты:

  1. Музыкальное сопровождение: «Звуки города», «Звуки природы», детские песни.
  2. Демонстрационный материал: иллюстрации в альбоме.
  3. Русская «печь», колоски, зерно, мука, каравай.
  4. Руль, флажки (на каждого ребенка).

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня интересный день. Давайте послушаем звуки за окном! Вы сейчас послушаете и угадаете, какие звуки нам подарила природа!

♫ 1. Звуки города (сирена, машины, шум).

♫ 2. Звуки природы (мычание коровы, лай собаки, ржание лошади, мяуканье кошки, кудахтанье курочки, шум дождя, пение птиц и др.).

Воспитатель: Ребята, что вы сейчас услышали? (ответы детей).

(Дети обсуждают, какие звуки им больше понравились).

Воспитатель: Дети, назовите город, в котором мы живем? (ответы детей).

А хотите мы сейчас отправимся в путешествие в Смоленскую деревню?

Дети садятся на стульчики, звучит музыка, дети подпевают.

♫ 3. Детская песенка «Мы едем, едем, едем».

Возле избушки детей встречает бабушка Арина.

Бабушка Арина: Здравствуйте, дети!

Дети приветствуют бабушку потешкой:

Лады-лады, ладушки,

Приехали мы к бабушке,

К нашей милой бабушке

Приехали ребятушки.

Бабушка Арина: Какие вы хорошие, милые, красивые! Вы, наверное, любите своих мамочек, папочек, дедушек и, конечно, бабушек.

Воспитатель: Да, наши ребята очень любят своих бабушек. Они знают хорошие стихотворения о ней.

1 ребёнок: Очень бабушку свою,

Маму мамину люблю,

У нее морщинок много

И на лбу седая прядь,

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

2 ребёнок: Сказку бабушка расскажет,

Мне носочки, шапку свяжет,

Земляничное варенье

Сварит - просто объеденье!

Бабушка Арина: Ой, какие добрые стихи! Как я рада! Да, бабушки много сказок знают. А я вам сейчас расскажу о том, кто у меня живет и что в поле растёт.

Воспитатель: Бабушка, а мы догадываемся, кто у тебя живет: домашние животные и птицы, а дети их сейчас тебе назовут (дети перечисляют их).

Бабушка Арина: Какие молодцы! Спасибо, что приехали ко мне в гости. Я люблю внучат, у меня хорошо и весело в доме, много животных и птиц, с которыми можно поиграть и которые приносят пользу. Они дают шерсть, молоко, домашние птицы дают яйца.

Знаете, дети, за домашними животными нужно ухаживать, любить и кормить их. Очень любят все животные зерно, вот сейчас я про него вам расскажу.

Присаживайтесь на стульчики и послушайте мой рассказ (рассказ бабушки с показом дидактического материала из серии «Вырастим хлеб»).

1. Показ 2 картин с пашнями, на которых сравниваем труд работников сельского хозяйства.

2. Показ картины «Нива».

Воспитатель: Бабушка, наши дети знают об этом стихотворения.

1 ребёнок: На горе за рощей

Зреет хлеб хороший,

Зёрна наливаются

В ласковом тепле.

Колоски тяжелые

Наклонили головы,

Благодарно кланяются

Матушке земле.

2 ребёнок: В каждом зёрнышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

Бабушка Арина: А давайте и мы поиграем с солнышком.

♫ 34. Музыкальная физкультминутка «Вот так солнышко встаёт»:

Вот так солнышко встает -

Выше, выше, выше! (дети встают на носочки, тянут ручки вверх)

К ночи солнышко зайдет -

Ниже, ниже, ниже! (дети приседают)

Хорошо, хорошо

Солнышко смеётся, (хлопки)

А под солнышком нам всем

Весело живется! (кружатся).

Бабушка Арина: Здорово получилось! Присаживайтесь, ребята.

Очень богатая наша родная земля. Есть у нас леса, реки и поля, и мы должны любить свою Родину, свою Смоленщину. Знает кто-нибудь из вас, ребята, стихотворение о нашей Смоленщине?

Ребёнок: Смоленский край любимый,

Ты мил душе моей.

Простор необозримый

Ржаных твоих полей.

Люблю твои большие

Дремучие леса,

И реки голубые,

И птичьи голоса.

Бабушка Арина показывает картину, где изображена печь и хлеб.

Бабушка Арина: Только добрые, трудолюбивые люди могут вырастить хороший урожай зерна, из которого получают муку, а из муки пекут калачи и хлеб.

Ребёнок: Добро способно чудеса творить,

Оно нас учит верить и любить,

И без него нам просто не прожить,

Давайте будем верить и мечтать

И только добрые поступки совершать.

Бабушка Арина: Спасибо, мои хорошие, что приехали ко мне в гости! А в благодарность я вам испекла из той муки, о которой мы сегодня говорили, румяный каравай! (угощает детей караваем).

Дети благодарят бабушку.

Воспитатель: Спасибо тебе, бабушка Арина!

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие? К кому мы ездили в гости? Куда мы путешествовали? О чём разговаривали? Что вам больше всего понравились? (ответы детей).

Чаепитие в группе.

Литература:

  1. Л.П. Сильвестрова. Истоковедение. М.: Издательский дом «Истоки», 2019 г.
  2. И.А. Кузьмин. Книги: 1, 2 под общей редакцией Развитие речи «Социокультурные истоки», 2020 г.
  3. А. Мишин. Сказки Смоленского края. Издательство «Смядынь», 1991
  4. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие.- 2 –е изд., перераб. и доп.- СПб.: Детство- Пресс, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (в рамках открытого показа) Тема: «Домашнее тепло».

Конспектзанятия по программе«Социокультурные истоки»в средней группе(в рамках открытого показа)Тема: «Домашнее тепло»....

Реализация парциальной программы «Социокультурные истоки». Сценарий открытого занятия на тему: «Добрый мир руками детей» с участием родителей.

Цель: Формирование социальной активности детей дошкольного возраста, способности получить значимые социокультурные результаты, создание условий для первичной социализации ребенка в окружающем мире.Зад...

Конспект городского открытого занятия по "Социокультурным истокам" на тему: "Образ света".

Конспект городского открытого занятия по "Социокультурным истокам" на тему: "Образ света"....

Конспект НОД "Родные просторы" (по программе "Социокультурные истоки")

Конспект НОД "Родные просторы" (по программе "Социокультурные истоки")...

Конспект открытого занятия «Родные просторы» (по программе "Социокультурные Истоки")

Конспект открытого занятия «Родные просторы» (по программе "Социокультурные Истоки")...

Конспект открытого занятия «Мамина забота» (по программе "Социокультурные Истоки")

Конспект открытого занятия «Мамина забота» (по программе "Социокультурные Истоки")...

Конспект открытого занятия на тему «Жизненный путь» по программе «Социокультурные истоки» для детей и родителей в подготовительной группе.

Для формирования духовно-нравственной основы личности, а также присоединение ребёнка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России....