Педагогическое мероприятие "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гнездилова Алена Леонидовна

Обучение воспитанников составлению рассказов-описаний с помощью опорных карточек-подсказок в коммуникативной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта развивающего занятия для детей

ФИО.

педагога

Гнездилова А.Л.

Возрастная группа

Старшая группа ( 5-6 лет )

Форма организации, количество обучающихся

Групповое занятие, 12 человек

Тема занятия

Перелетные птицы

Культурная практика

Коммуникативная деятельность

Культурно–смысловой контекст

Создание книжек-малышек

Цель занятия

Обучение воспитанников составлению рассказов-описаний с помощью опорных карточек-подсказок в коммуникативной деятельности.

 Образовательные задачи

Учить придерживаться темы разговора

Побуждать избегать нескромности        

Закреплять умение использовать формулы речевого этикета

Формирование у каждого ребенка социальной активности, умения выражать собственное мнение, объяснять свою точку зрения.

Расширение представлений об окружающем мире, его основных сезонных изменениях, растениях, живых обитателях.

Планируемые результаты

Умеют задавать вопросы адресно и коммуникативно целесообразно

Используют формулы речевого этикета в общении

Умеют контролировать себя и быть сдержанными

Оборудование:

Карточки с изображениями перелетных и зимующих птиц средней полосы (из дидактических наборов по развитию речи в старшей группе детского сада)Игрушечные овощи и фрукты, кукла-бибабо, дятел, мячик, лист из цветной бумаги.

Материалы и оборудование:

Этапы ОС

Деятельность педагога, приемы работы

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

1. Введение в ситуацию

Вводная беседа с элементами театрализованного представления

Воспитатель просит детей занять свои места, обращая их внимание на то, что в группе откуда-то появился необычный конверт (который должен быть заранее прикреплен на видном месте). Педагог читает письмо вслух. «Дорогие ребята! Пишет вам Осень. Помогите мне, пожалуйста! Уже совсем скоро закончится мое время, сменит меня сестрица-Зима. Нужно мне проверить леса, поля, птиц, зверей. Все ли они успели подготовиться к приходу морозов, метелей, стужи. Мне одной все не успеть, нужны помощники! Если вы согласитесь ими стать, то пришлю я к вам своего верного друга, он все объяснит».

Акцентные вопросы. Хотите помочь осени? Справитесь?

Коммуникативная

Сформулировать детскую цель( мы хотим больше знать о перелетных птицах)

2. Актуализация знаний и умений

Беседа о перелетных птицах. Беседа о граче. В группе на ширме появляется кукла-дятел.

Д/и «Кого выводят птицы?» или «У кого кто?»

Д/и «Кто больше назовет перелетных птиц?»

Загадки-обманки.

Д/и «Чья семья?»

Коммуникативная

Игровая

Двигательная

Подобрать не менее 1-2 слов признаков к заданным словам.

Сформулировать не менее 1

вопроса при отгадывании

предмета.

3. Затруднение в ситуации

Кукла-дятел продолжает диалог и задает вопрос можно ли встретить в лесу грача? Педагог просит каждого объяснить ответ.

Коммуникативная

Сформулировать причину затруднения

Составить графический план

рассказа - описания

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Игра с мячом « В теплые края летит….»

Все дети рассаживаются по кругу, воспитатель берет мяч и говорит: «Я знаю, что в теплые края улетел грач, а вы кого вспомните?» Игра продолжается до тех пор, пока звучат новые названия.

Чтение сказки «Про скворца засоню и перелетных птиц»

Коммуникативная

Восприятие художественной литературы

Сформулировать не менее

1 способа преодоления

затруднения

5. Включение нового знания в систему знаний и умений

Педагог обращает внимание детей на картинки, которые она держит в руках. Она говорит:

«Ребята, давайте поиграем с вами в интересную игру! На этих картинках нарисованы хитрые значки, которые помогут нам рассказать о перелетных птицах. Попробуем вместе!»

Она показывает первую картинку, просит сказать, что на ней нарисовано. Постепенно все картинки вывешиваются на доску. Воспитатель достает карточку с нарисованным дятлом, просит вспомнить загадку о нем, которую она читала в начале занятия. Все вместе вспоминают стихотворение-обманку.

Воспитатель предлагает рассказать о птице по опорным картинкам-схемам. Дети по очереди рассказывают о дятле (внешний вид, где живет, чем питается, чем отличается от других птиц). Воспитатель напоминает, что дятел — птица зимующая, его можно встретить круглый год. Она просит детей взять по одной картинке с перелетными птицами, рассказать о каждой по схеме. Желающие рассказывают.

Коммуникативная

Игровая

Зафиксировать новое знание

в графическом плане

6. Осмысление

(итог, рефлексия)

Беседа:

-Что мы делали?

-Что мы сначала не знали?

С какими трудностями мы столкнулись?

Что мы не знали?

Какой способ нам помог справиться с

затруднением?

-О чем сегодня расскажете маме и

папе?

Коммуникативная

Рефлексивная

Сформулировать не менее 1

условия, которое позволило

достичь цели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект "Птицы на кормушке"

проект  направлен на получение детьми  младшего возраста знаний о трудностях жизни птиц зимой...

Презентация педагогического проекта "Птицы - наши друзья"

Педагогический проект "Птицы - наши друзья"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Птицы – наши друзья»

Проект определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста 6-7 лет и направлен на формирование общей экологической  культуры....

Педагогический проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Групповой, долгосрочный, познавательно-исследовательский проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы. Паспорт проекта, содержание образовательного процесса в рамках проекта....

Педагогический проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Групповой, долгосрочный, познавательно-исследовательский проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы. Паспорт проекта, содержание образовательного процесса в рамках проекта....

Педагогический проект "птицы-наши друзья"

Поделюсь проектом, который я проводила в средней группе.  Актуальность.Идея приобщения человека к природе, к её познаванию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и...

Педагогическая гостиная на тему: «Инновационные формы и методы взаимодействия с дошкольниками подготовительной группы и их родителями в рамках реализации педагогического проекта «Птицы - наши друзья».

В основе проведения «Педагогической гостиной» лежит принцип взаимодействия ребенка с родителями, где родителям и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива....