«Формирование любознательности и самостоятельностиу детей младшего дошкольного возраста посредством пальчикового игротренинга»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Солдатова Светлана Владимировна

В работе описаны методы, приёмы и средства развития мелкой моторики рук, способствующие формированию любознательности, самостоятельности и инициативы у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Админ\Рабочий стол\htmlconvd-wdvAGd_html_m6efd92c1.jpg

«Формирование любознательности и самостоятельностиу детей младшего дошкольного возраста посредством пальчикового игротренинга»

Солдатовой  Светланы Владимировны,

                                           воспитателя 1 кв. категории

Муром

Оглавление                                                                                                                 

                                                                                                                       стр.

1. Условия возникновения опыта……………………………………………3

2. Актуальность и перспективность опыта…………………………………4

3. Ведущая педагогическая идея опыта…………………………………….5

4. Взгляд педагогов-психологов на формирование детской любознательности и самостоятельности посредством пальчикового игротренинга …………………………………………………………………………………5

4.1 Пальчиковый игротренинг………………………………………………7

5. Новизна……………………………………………………………………..9

6. Технология опыта………………………………………………………….9

7. Результативность опыта…………………………………………………...15

8. Адресная направленность…………………………………………………16

9. Список используемой литературы………………………………………..17

10. Приложение………………………………………………………………..18

1. Условия возникновения опыта

Современному обществу нужны образованные люди, обладающие системным мышлением, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому задача родителей и педагогов – воспитать детей активными, думающими личностями, способными на творческий подход к любому делу.

Как стимулировать природную потребность ребёнка в новизне? Как развить у него  способность искать новое? Как научить видеть проблемы, задавать вопросы, наблюдать экспериментировать, выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения, правильно излагать и отстаивать свои идеи? Эти и многие другие вопросы  волнуют меня на протяжении многих лет работы  с детьми дошкольного возраста.

Наблюдая за деятельностью детей дошкольного возраста, изучая  психолого-педагогическую литературу, проводя диагностические обследования, пришла к выводу, что уровень любознательности  и самостоятельности, зависит  от уровня связной  речи ребенка, а развитие речи от развития мелкой  моторики  движений пальцев рук,  что способствует  формированию детской инициативы.

C 2013, в рамках самообразования, я занималась изучением темы: «Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников». Особое внимание привлекла игровая технология –пальчиковый игротренинг. Современные исследования педагогов и психологов показывают, что эффективность интеллектуального развития детей дошкольного возраста зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи – от позиции самого ребёнка, его активности.

Федеральный закон от 29.1212009 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 (далее – ФГОС ДО), ориентируют педагогов на развитие у детей самостоятельной познавательной активности. Использование игровой технологии – пальчиковый игротренинг, развивая  когнитивные процессы у детей,  одновременно обращаю внимание  на  формирование любознательности и самостоятельности моих воспитанников.

С учетом  требований ФГОС,  проблема   формирования любознательности  и самостоятельности стала приоритетным направлением в моей педагогической работе, а применение   технологии пальчикового игротренинга  способствует  развитию  не только компонентов речевой системы, но и любознательности, самостоятельности  у детей младшего дошкольного возраста.

 Таким образом, формируя у детей дошкольного возраста любознательность, самотоятельность, одновременно    развиваю  мелкую моторику посредством пальчикового игротренинга, а это  способствует   формированию  детской  инициативы  на начальном этапе.

2. Актуальность и перспективность опыта

Вопрос полноценного развития речи, любознательности и самостоятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, как описывалось выше, актуальны для дошкольного образования.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Поэтому, я считаю, что очень   важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Как  родителей, так и педагогов  волнует вопрос, как обеспечить полноценное речевое развитие ребенка в дошкольном возрасте, как сформировать  системно-смысловое мышление («Не почему, а зачем»), чтобы ребенок  стал  любознательным, самостоятельным,  инициативным и готовым к школе.

Одним из показателей готовности к школьному обучению ребенка является  как сформированность   речевых навыков, так и уровень его  социальной адаптации,  подразумевая  коммуникабельность, любознательность и самостоятельность.

Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности  мелкой моторики. Так, на основе  наблюдений за детьми была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Таким образом, одним из наиболее эффективных средств речевого развития детей служит развитие мелкой моторики. У  ребенка, имеющего высокий уровень речевого развития, сформированы  навыки мелкой моторики.

К сожалению, в последние годы у  большинства детей, посещающих дошкольное  образовательное  учреждение,  отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, речевые навыки развиты недостаточно, речь малыша малопонятна  для окружающих,  не соответствует возрастным нормам, а следовательно ребенок испытывает комплексы  в социальной адаптации, у него слабо  сформированы такие качества как любознательность  и самостоятельность.

Опрос, анкетирование и беседы с родителями позволили  определить, что в семье не всегда уделяется должное внимание развитию мелкой моторики пальцев рук у  малыша  и самостоятельности (родители  предпочитают выполнять ряд  действий за ребенка). А уровень знаний и умений большинства   родителей  в данной области невысок.

 На мой взгляд, именно:  недостаточное развитие мелкой моторики,  внимания,  самостоятельности, любознательности может привести к возникновению негативного отношения к  посещению ребенком  детского сада, а потом и к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Поиск эффективных путей решения проблемы развития речи, любознательности и самостоятельности  детей младшего  дошкольного возраста обусловил выбор темы моей работы:

«Формирование любознательности и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчикового игротренинга».

3. Ведущая педагогическая идея опыта

В развитии речевой функции главную роль имеют движения пальцев рук, а помогает её активизировать игровая технология – пальчиковый игротренинг. Я считаю, что в  результате систематической работы по тренировке тонких движений пальцев повышается работоспособность коры головного мозга. Вследствие  чего  улучшается память, внимание, координация движений, ориентировка в пространстве, подготавливается рука к письму, обогащается словарь, речь становится чище, у ребенка появляется уверенность в своих  способностях. Ребенок становится более самостоятельным,  любознательным  и  инициативным.

4. Взгляд педагогов-психологов на формирование детской любознательности и самостоятельности посредством                                           пальчикового игротренинга

Что такое моторика? Под моторикой  понимают совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляционная моторика).

В процессе действий с предметами у детей уже в младшем возрасте начинается развитие  мелкой моторики.  Первыми появляются хватательные движения, наряду с этим происходит восприятие и развитие зрительно – двигательной координации, развивается ручная умелость, отрабатывается согласованность действий обеих рук, дифференцируются движения пальцев.

Систематическое  и планомерное использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей рук, так и на развитие тонких движений пальцев рук помогает детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь.  Исследователь детской речи М.М. Кольцова, писала, что «есть основание рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук  т.е. мелкую моторику.

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задание, связанное с письмом. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.

 Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Так ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь,  у него проявляется любознательность, самостоятельность, инициатива.

Доказано, что  речевые области мозга частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, потому что между движениями рук и произнесением слова существует прямая и естественная связь. Образно говоря, руки – это манипуляторы мозга. Пальцы помогают говорить!

4.1 Пальчиковый игротренинг

Пальчиковые игры обогащают занятия эмоционально, их можно использовать при переходе от одного вида деятельности к другому, для «включения» внимания, для снятия напряжения, для предотвращения писчего спазма.

Основой пальчикового  игротренинга  стали народные игры,  потешки, приговорки, стихи, загадки. Пальчиковые  игры очень эмоциональные, простые.  Большинству пальчиковых  игр сопутствуют стихи, лишь немногие из них сопровождаются нерифмованным текстом.

Значение пальчикового  игротренинга  не в том, что он является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:

  • способом обучения;
  • деятельностью для реализации творчества;
  • методом терапии;
  • первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Цель  пальчикового игротренинга  –  не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность  самостоятельно  «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании.

Главный компонент пальчикового игротренинга — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Её значение:

  • активизирует воспитанников;
  • повышает познавательный интерес;
  • вызывает эмоциональный подъём;
  • способствует развитию творчества;
  • максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
  • позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности. Деятельность детей должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в воспитательно-образовательном процессе, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности дошкольников.

В деятельности с помощью пальчикового игротренинга  у детей развиваются психические процессы:

  • восприятие,
  • внимание,
  • память,
  • воображение,
  • мышление.

Таким образом, пальчиковый  игоротренинг получил широкое применение в  детском саду для формирования мелкой моторики рук. Именно игровые формы положительно влияют как на развитие моторики рук, так и на мозговую деятельность и соответственно на развитие речи детей.

Мелкая моторика  (по утверждению М. М. Кольцовой)  - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от  примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. М. Кольцову, Е. И. Исенину.

Так, Л.В. Фомина пишет, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.

Многими учеными (И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, В.М.Бехтеров, Н.И. Кузьмина,  Л.И. Белякова, Л.В. Лопатина)  была установлена и доказана взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики со становлением речи.

 Известно, что развитие мелкой моторики способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, развитию речевой деятельности.

 На основании выше изложенного,  я  считаю, что стимулировать речевое развитие детей можно путём тренировки движений пальцев рук. Развитие движений пальцев «подготавливает почву» для последующего формирования речи, сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи.

Время диктует свои правила, избавляя нас от множества дел. Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети, с малых лет усаживаемые за компьютер и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали  разговаривать.

Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили – все дело в том, что, пользуясь клавиатурой, а не обычной ручкой при письме, ее воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций. Таким образом, «дедовские» методы обучения грамотности были срочно возвращены назад.

Вот почему в последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи уделяют все большее значение.

Таким образом, чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом и системным мышлением.

5. Новизна опыта

Новизна представленного опыта заключается в обогащении содержания известных приемов речевого развития детей  технологией – пальчиковый игротренинг, формирующий любознательность и самостоятельность, в разработке игровых  комплексов и упражнений.

 6. Технология опыта

Педагоги, использующие на своих занятиях игры с пальчиками, часто отмечают, что эффект от этих занятий не столь велик.  Почему?  Что  делают не так? Ответы на  эти вопросы  я нашла  при изучении и  применении  методики  пальчикового игротренинга.

Следует заметить, что при выполнении упражнений применяются в основном движения первых трех пальцев (большой, указательный и средний), а также смежной с ними частью ладони, которые и так постоянно активны и в быту, и в общении. Но практически не используются движения безымянного пальца и мизинца. Также в этих упражнениях в основном используются движения захвата предмета, сжатия, напряжения, что приводит в свою очередь к повышению тонуса пальцев рук. И очень редко - упражнения на растяжения пальцев, и практически никогда – на расслабления.

Для разностороннего  развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка всех трех типов составляющих – сжатия, растяжения и расслабления. Необходимо использовать изолированные движения каждого из пальцев.

Методика пальчикового игротренинга при минимальных временных затратах позволяет проводить целенаправленную систематическую работу по развитию внимания, речи, фантазии, развивает чувство ритма, учит управлять своим телом, тренирует мелкую моторику, развивает любознательность и самостоятельность.

Опыт начала внедрять с первой младшей группы. Продолжительность внедрения опыта: 3 года

Участники:

- воспитанники группы – 20 детей (2-3, 3-4, 4-5 лет);

- родители воспитанников.

Работая с детьми младшего возраста, выявила, что у большинства детей речь нарушена,  отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, слабо развита познавательная активность.

На первом этапе,  моя деятельность была направлена на поиск и изучение эффективных технологий для формирования любознательности и самостоятельности, развития речи  детей   младшего  дошкольного    возраста. Подобраны диагностические методики, целью которых явилось определение уровней  сформированности  речи,  любознательности и  самостоятельности воспитанников (методика Н.А. Коротковой, П.Г.Нежновой  «Нормативные карты возрастного развития дошкольников»);  определение уровней развития мелкой моторики (методика Н.О. Озерецкого  и  Н.И. Гуревича «Методика и оценка психомоторного развития дошкольников»).

Это позволило выявить уровень  развития детей,  наметить план  работы (см.приложение 1).  Работа проводилась в три этапа: первый – организационно-диагностический, второй - формирующий, третий – итоговый.

Для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он  учился быть  самостоятельным в выборе видов деятельности необходимо  было переделать  все  воспитательно-образовательное пространство в группе,   следить за  регулярным  обновлением  предметно-развивающей среды, пополнением  объема  развивающих,  дидактических игр, сменой  игровых зон.

 В ходе  работы я руководствовалась  следующими фактами:

- чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, где игра это, прежде всего, свободная активность, лишенная принуждения  и контроля со стороны взрослого;

- воспитатель  участвует  в игре  наравне с детьми или помогает по их просьбе;

- побуждать детей задавать вопросы и  самостоятельно организовывать свою деятельность;

 - не отступать, если задания для детей  покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка;

- не забывать, что любой сознательный выбор - игрушек, деятельности, места – является  проявлением детской самостоятельности, любознательности и инициативы.

Задача воспитателя -  вызвать интерес ребенка к какой-либо деятельности, желание заниматься ею.

На втором этапе деятельность строилась по принципу от простого к сложному: сначала малыш учится хлопать в ладоши, сжимать и разжимать пальчики руки, осваивает  песенки – потешки  «Сорока - белобока» и «Коза -  рогатая». В дальнейшем тренирует руку  играя  в   кубики,  собирая  пирамидки или матрешки,   игра в машинки или причесывание куклы. Дети постарше с удовольствием выбирают  деятельность - рисования  с использованием  «пальчиковых» красок, лепят из теста или пластилина, собирают конструкторы. Кроме этого, придумываю целый ряд игр и игрушек, направленных на развитие мелкой моторики: плюшевый мишка предлагает плести веревочные косички, нанизывать бусинки, завязывать узелки.

Продумывая виды  продуктивной игровой деятельности, обязательно учитываю наличие приемов  развития когнитивных процессов, направленные  на   совершенствования мелкой моторики рук:

  • Массаж  кистей и пальцев рук. (Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти).
  • Ежедневные пальчиковые игры (со стихами, скороговорками ).
  • Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)  
  • Пальчиковый театр.
  • Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам,  закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, (упражнения выполняются только простым карандашом).
  • Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
  • Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.
  • Выкладывание фигур из счетных палочек
  • Игры с предметами домашнего обихода.  

Всё это прекрасно сочетает в себе игровая технология пальчиковый  игротренинг.

Решая проблему применения пальчикового игротренинга  я разработала следующие составляющие данного опыта:

  • составила перспективный план работы по данной теме (Приложение 2);
  • подобрала комплексы пальчиковых игр и упражнений (Приложение 3);
  • подобрала картотеку упражнений с массажными мячиками (Приложение 4);
  • подобрала картотеку игр с мячиком Су-Джок

(Приложение 5)

  • подобрала картотеку игр с бумагой (Приложение 6);
  • подобрала картотеку игр с мозаикой (Приложение 7);
  • подобрала картотеку игр с водой (Приложение 8);
  •  разработала конспекты образовательной деятельности с использованием пальчикового игротренинга: «В городе геометрических фигур», «Заснеженный дом», «Волшебные зайчики»  (Приложение 9);
  • разработала проект «Весёлые пальчики» (Приложение 10);
  • разработала конспект родительского собрания с элементами игрового тренинга в средней группе (Приложение 11);
  • подготовила мастер-класс для педагогов «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр» (Приложение 12);
  • подготовила мастер-класс для родителей «Развитие речи, любознательности и самостоятельности детей через использование пальчикового игротренинга» (Приложение 13);
  • подготовила рекомендации для родителей (Приложение 14)

Обновление предметно-развивающей среды  представлено следующими компонентами:         

  • пальчиковые бассейны с различными наполнителями;
  • игры-шнуровки;
  • контейнеры с разнообразным материалом: трубочки для коктейля, бусины, прищепки, шнурки с узелками;
  • природный материал: камешки, ракушки, различные семена, плоды;
  • мозаика;
  • различные виды конструктора;
  • разрезные картинки и кубики, пазлы;
  • пальчиковый театр;
  • дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями;
  • пирамидки, вкладыши различного типа,
  • изготовлены информационные стенды для родителей.

Выполняя роль социального партнерства родители  оказали помощь в  создании сказочных  персонажей  для пальчикового театра: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Три поросёнка». Прививая любовь к чтению, изготовила для детей книгу сказок на липучках. С помощью этой книги дети развивают мелкую моторику, связную речь, воображение. С удовольствием сочиняют свои сказки, тем самым формируется их любознательность, самостоятельность, начинает проявляться  инициатива (Приложение 15).  Особая роль отводится  возможности самостоятельного  выбора, где  желание воспитанников,  лежит в основе всякой  инициативы.

Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использую пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером, формирует самостоятельность, инициативу. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы. Другим положительным моментом пальчикового театра является то, что ребенок в игровой форме обучается пространственным понятиям, счету.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т.д.). В нашей группе все эти виды деятельности нашли широкое применение.

На третьем этапе мы оформили полочку «Мое творчество». Она оборудована таким образом, чтобы  ребенок в любое время  мог самостоятельно взять необходимые материалы и заниматься самостоятельной деятельностью  (рисованием, лепкой,  конструированием, собиранием пазл, нанизывание бисера на леску и т.д). В конце дня провожу с детьми беседу проблемного содержания с целью получения информации, например:  «Что объединяет твоих героев?», «Изменится ли что - либо, если ваших героев поменять местами?» , «В чем плюсы и минусы коллективной работы?», «Чем  твоя работа отличается от работы твоего друга и т.д.

Использование технологии пальчиковый игротренинг способствовало речевому, развитию любознательности, самостоятельности и моторному развитию детей младшего дошкольного возраста, что подтверждено результатами диагностики (Приложение 1).

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Для этого  провожу  с родителями  анкетирование,  родительские  лектории с элементами игрового тренинга (Приложение 11), ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей  младшего возраста, предложила осуществлять работу в трех направлениях:

  • специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;
  • обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
  • формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.

Кроме того, с родителями  проведены  консультация на тему: «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей», мастер-класс на тему «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. Их роль в развитии речи детей».

В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме. Например: «Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка». Изготовила папку - передвижку «Ум ребенка на кончиках пальцев»; для развития у детей любознательности была оформлена рекомендация на тему: «О чём спрашивает ваш ребёнок?  (Приложение №14).

Для педагогов  проведены консультации, семинар – практикумы, открытые занятия, отражающие актуальные вопросы по развитию мелкой моторики рук и формированию любознательности и самостоятельности детей младшего дошкольного возраста. В качестве обобщения проделанной работы, на педагогическом совете  представлена  видео презентация по теме самообразования: «Формирование любознательности и самостоятельности  детей младшего дошкольного возраста посредством использования пальчикового игротренинга».

Практика подтверждает выводы специалистов о том, насколько эмоционально значимы игры с пальчиками, как положительно они влияют на развитие речи и мелкой моторики рук, внимания, оптико-пространственного восприятия, речи, мышления, на формирование коммуникативных умений.

 Родители воспитанников высоко оценили значимость данной технологии в развитии детей. В проведенном исследовании определились перспективные направления для дальнейшего изучения данной проблемы.

7. Результативность опыта

        Диагностики Н.А. Коротковой, П.Г.Нежновой  «Нормативные карты возрастного развития дошкольников»);  определение уровней развития мелкой моторики (методика Н.О. Озерецкого  и  Н.И. Гуревича «Методика и оценка психомоторного развития дошкольников») свидетельствуют о развитии мелкой моторики детей,  направленной  на  развитие речи  любознательности, самостоятельности  детей младшего дошкольного возраста (см. приложение 1):

 - 8 (40%) воспитанников   повысили  уровень познавательной инициативы;  

- 18 (90%) воспитанника  повысили уровень  коммуникативной инициативы;

- 9 (45%) воспитанников  повысили уровень творческой инициативы;

- 14 (70%)  воспитанников улучшили уровень  развития инициативы как целеполагания;

-14 (70%) воспитанников  улучшили уровень развития мелкой моторики рук.

Результаты   итогового мониторинга,  показывают, что на момент завершения опыта 19 ( 95%)  детей, занимающихся пальчиковым  игротренингом,  достигли оптимального уровня развития.  Положительная динамика прослеживается  в развитии мелкой моторики рук детей: со средним   уровнем –50%, с высоким – 45%.У детей улучшилось звукопроизношение, стала последовательной и логичной связная речь,  дети быстрее справляются с заданием, действия рук стали более согласованны, движения целенаправленны и точны.  C:\Users\Я\Desktop\i (2).jpg

Вывод: по мере того как развивается рука ребенка, наблюдается положительное изменение в развитии речи детей, психических функций (памяти, внимания, мышления) интеллекта, любознательности, самостоятельности и физического здоровья. 

8. Адресная направленность

Данный опыт посвящен актуальной теме поиска эффективных средств развития речевых навыков  и формированию  таких качеств как любознательность, самостоятельность у детей младшего дошкольного возраста. Я как автор представленного  опыта предполагаю, что разработанные методические материалы с применением пальчикового игротренинга помогут сформировать у детей младшего дошкольного возраста речедвигательные  навыки, а также  способствовать формированию  любознательности и самостоятельности.

Материалы этой работы могут быть использованы воспитателями дошкольных учреждений, учителями- логопедами, учителями — дефектологами, психологами, с целью формирования  как речевых, так и не речевых процессов.

Тренируйте пальчики!
Станет рука сильной,
Головушка умной,
А речь красивой.

Список используемой литературы.

  1. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М., 2000 г.
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] Кн. для воспитателя дет.сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. – 160с.: ил. - 500000 экз. - 15В№ - 09 - 001629 - 1.
  4. Варенцова Н.С. Готовим руку к письму. Занятия с детьми трех-четырех лет// Дошкольное воспитание. 1996 №2.
  5. Вайнерман С.М., Большов А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М.: Владос, 2001
  6. Гуськова Т.В. Трехлетние дети в саду и дома // Дошкольное воспитание. 1983. №4.
  7. Денисенкова Н. Ваш ребенок познает мир // Дошкольное воспитание. 2000. №2.
  8. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  9. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. –  Екатеринбург, 2006.
  10. Крупенчук О.И. Развиваем мелкую моторику. – СПб., 2002.
  11. Павлова, Л. Значение развития действий рук. [Текст]/ Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2004. - №1. – С. 27-29.
  12. Родительские собрания в детском саду: Младшая группа / Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2012.
  13. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М., 1999
  14. Справочник педагога-психолога, 2012.
  15. Справочник старшего воспитателя ДОУ, №3 2016г.- с. 41-42.
  16. Цвынтарный  В.В.  Играем  пальчиками – развиваем  речь. – М. 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики"

целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста....

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр....

Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интел...

Презентация "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

laquo;Ум ребенка  находится на  кончиках его пальцев»  В.А. Сухомлинский....

Проект «Пальчиковые игры» по теме самообразования «Мелкая моторика рук детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений для развития речи»

    Педагогический проект «Пальчиковые игры»  «Ум ребёнка находится накончиках его пальцев».В.А. Сухомлинский  На всех этапах жизни ребенка...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Конспект интегрированного занятия «Ловкие пальчики» для детей младшей группы

Цель:- развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:Учить детей различным приемам самомассажа;Развивать тактильную чувствительность сложно координ...

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством палчиковых игр...