«Интеграция речевого развития с другими образовательными областями»
консультация

Пищикова Екатерина Александровна

Дошкольное детство – уникальный период в жизни каждого человека. Именно в нем происходит становление личности и индивидуальности ребенка. Своевременное овладение правильной речью является одной из главных составляющих полноценной личности. Для речевого развития очень важным является интеграция разных видов деятельности. Интеграция (от лат. – восстановление, восполнение, объединение частей в целое (inteqer – целый), причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие. В. Головнев указывает на задачу интегрирования «… не просто показать области соприкосновения нескольких образовательных областей, а через их органическую, реальную связь дать детям желанное представление о единстве окружающего нас мира». Интеграция как принцип, охватывает достаточно большое число дидактических, воспитательных явлений и располагает факторами, обеспечивающими её широкое влияние на теорию и практику дошкольного образования. Именно на дошкольной ступени интеграция образовательных областей в единое целое наиболее эффективна, так как дошкольник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между образовательными областями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pishchikova.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Муниципального образования город Краснодар

«Детский сад комбинированного вида № 228 «Голубка»

350078, г. Краснодар, ул. Тургенева № 146, тел./факс (861) 220-57-51, 220-45-07

E-mail: detsad228@kubannet.ru

Консультация для педагогов

«Интеграция речевого развития с другими образовательными областями»

Подготовила: Пищикова Е.А.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни каждого человека. Именно в нем происходит становление личности и индивидуальности ребенка. Также, максимально благоприятен дошкольный возраст для активного усвоения ребенком речи, развития и становления всех четырех ее сторон: связной, фонетической, лексической и грамматической. Своевременное овладение правильной речью является одной из главных составляющих полноценной личности.

Для речевого развития очень важным является интеграция разных видов деятельности. Интеграция (от лат. – восстановление, восполнение, объединение частей в целое (inteqer – целый), причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие. В. Головнев указывает на задачу интегрирования «… не просто показать области соприкосновения нескольких образовательных областей, а через их органическую, реальную связь дать детям желанное представление о единстве окружающего нас мира». Интеграция как принцип, охватывает достаточно большое число дидактических, воспитательных явлений и располагает факторами, обеспечивающими её широкое влияние на теорию и практику дошкольного образования. Именно на дошкольной ступени интеграция образовательных областей в единое целое наиболее эффективна, так как дошкольник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между образовательными областями. Чтобы устранить барьеры между образовательными областями, их объединяют вокруг главных понятий и тем. Это позволяет рассмотреть данную область с разных сторон, раскрыть взаимосвязи. При интеграции образовательные области взаимодействуют, но в то же время остаются самостоятельными и равноправными по содержанию и структуре.

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, ИЗО деятельности и т. д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Ребенок развивается в деятельности, его речь тоже развивается только в деятельности.

Как мы уже знаем, весь образовательный процесс в ДОУ делится на пять направлений развития ребёнка, т.е. пять образовательных областей, которые не должны реализовываться в образовательной деятельности ДОУ в чистом виде, их реализация предполагает гармоничное взаимопроникновение и взаимодополнение.

Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. Особенность организации интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении такова, что все перечисленные направления развития ребёнка не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает также их интеграцию. Например, тема «Мамин праздник» определяет выбор таких образовательных областей, как «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», а также видов деятельности: художественно-творческой, игровой, читательской, познавательно-исследовательской. Единой организационной формой может быть утренник. В течение дня дети читают произведения о маме (В.Осеевой, Ю.Яковлева, Е.Благининой и др), рассматривают «Портрет матери» А.Шилова, сами рисуют портреты мам, делают выставку портретов «Мамы всякие важны», рассказывают о профессиях мам, мастерят подарок для мамы – аппликационную открытку, слушают музыкальные произведения, посвященные мамам ( например, Ф.Шуберта «Ave Maria»), организуют совместно со взрослыми концерт для мам, участвуют в проекте «Мамины наряды» или «Хозяюшка». В такой день полезна встреча с одной из мам, которая поделится с детьми секретами о том, как она готовит любимое лакомство для сына или дочки (секреты могут быть разные). В такой день дети не только погружаются в атмосферу совместного праздника, но и осваивают идеальные черты современной женщины, такие, как нежность, заботливость, ласка, доброта; учатся ценить и уважать свою маму. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание, социальное, личностное, художественно-творческое, познавательно-речевое развитие, а также формирование у детей таких качеств, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» также отражает интегративный подход в речевой и музыкальной деятельности: «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» Речь и музыка имеют общие основы. Как и речь, музыка начинается со звука. И речь, и музыкальное произведение, как симфония, так и опера — это тексты, которые требуют определенного прочтения. И у музыки, и у речи есть особый письменный код — это ноты и азбука, которые сохраняют партитуры и тексты. Письменная форма речи, превратившаяся с помощью таланта известных писателей и поэтов, в произведения литературного искусства, может быть содержанием музыкального произведения, но и музыка может быть содержанием речи: при общении между людьми, при высказывании чего-то личного, глубокого. Музыка, как самый эмоциональный вид искусства способна воздействовать на ребенка на самых ранних этапах его жизни. Исследования показали, что использование музыкотерапии при речевых патологиях имеет благоприятное воздействие. Поэтому сочетание работы над речью дошкольников в процессе музыкальной деятельности является актуальной задачей. Воздействие музыки на речь детей выражается в пассивном или активном ее восприятии. Пассивное восприятие, которое имеет активизирующий эффект, находит себя в музыкальном оформлении игр, в сопровождении образовательной деятельности, также музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы дошкольников. Активное восприятие выражается в беседе о музыкальном произведении. В такой беседе, детям предлагается охарактеризовать эмоционально-образное содержание произведения, что позволяет расширить и обогатить словарный запас дошкольников. Такая беседа очень важна. Она «просит» понять свои чувства по поводу услышанного музыкального произведения, а затем рассказать о них. При подборе музыкального произведения следует отталкиваться от интереса детей. Например, при изучении русских народных сказок желательно подобрать соответствующее музыкальное произведение. А.Г.Гогоберидзе, В.А. Деркунская приводят следующие музыкальные иллюстрации к русским народным сказкам: А.Т. Гречанинов «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Елочкин сон», как музыку из опер. Яначек «Приключения Лисички-плутовки» - сюита, В.А. Успенский «Добрый заяц и другие обитатели леса» - симфоническая сказка для детей, А. Сен-Санс «Карнавал животных».

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Ведь не случайно ребенок, как писала Н. К. Крупская, очень рано начинает стремится самыми разнообразными способами выразить полученные им впечатления: движение, словами, мимикой. Надо дать возможность ему, расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: пластилин для лепки, карандаши и бумагу, материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом. Значение рисования и конструирования велико и многогранно. деятельность выступает как специфическое средство познания деятельности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связанно с развитием речи. На занятиях ИЗО деятельности детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые не производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является усвоение назывательной функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает названия. Для того чтобы слово – название стало словом – понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе двигательных. Разнообразный материал (наглядный), который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов. Слово помогает ребенку в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмысление процессов изображения.

В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или и иной предложенной деятельности.

Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому – то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаши, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу. Ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами.

Направление работы по освоению дошкольниками специальных средств литературно-речевой деятельности предполагает ознакомление детей со средствами художественной выразительности, овладение ими грамматической культурой, развитием диалогической и монологической связной речи. Фольклор для детей - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для детей. Особенность его - он соединяет в себе стихи, песни, игровые приёмы, танец. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Таким образом: устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.

Произведения художественной литературы раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых. При пересказе литературных произведений (сказки, рассказы) ребенок учится связно, последовательно и выразительно передавать интонационные средства выразительности в диалогах и для характеристики персонажей. Таким образом, отмечаем, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника.

Особенность организации интегративного процесса в ДОУ такова, что решение одной задачи не может осуществляться в чистом виде, выбор определенной темы предполагает их интеграцию. Например, тема «Осень» предполагает выбор таких образовательных областей как: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», а также разных видов деятельности: художественно-творческой, игровой, читательской, познавательно-исследовательской. Единой организационной формой может быть утренник или праздник.

Значение интеграции велико. Она положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов дошкольников. С учетом возрастных особенностей дошкольников интеграция образовательных областей дает ребенку массу положительных эмоций, а также возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, театра, что способствует эмоциональному развитию личности дошкольника и формированию его творческого мышления. Введение интеграционной системы может в большей степени, чем традиционное обучение, способствовать воспитанию эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению проблем.



 

Комментарии

Каргина Виталина  Валериевна

Интересная статья!