Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Волшебница-зима»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Рыжкова Ольга Владимировна

Цель: расширение знаний о зимних явлениях.

Задачи:

Образовательные:

- поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы;

- учить использовать полученные знания в играх;

- обобщить и систематизировать знания о зиме;

- вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Развивающие: 

- развивать творческое воображение, фантазию, мышление;

- развивать умение детей составлять рассказ с заданными словами, сочетая их по смыслу;

- активизировать словарь по теме «Зима».

Воспитательные:

- воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь;

- воспитывать любовь и бережное отношения к родной природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия

«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

Конспект

занятия по образовательной области

«Речевое развитие» (Развитие речи)

на тему:

«Волшебница-зима»

(для детей подготовительной группы)

                                                                                         Подготовила и провела

                                                                                             воспитатель семьи № 1  

                                                                                                               Рыжкова О.В.

Саранск 2021

Цель: расширение знаний о зимних явлениях.

Задачи:

Образовательные: 

- поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы;

- учить использовать полученные знания в играх;

- обобщить и систематизировать знания о зиме;

- вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Развивающие: 

- развивать творческое воображение, фантазию, мышление;

- развивать умение детей составлять рассказ с заданными словами, сочетая их по смыслу;

- активизировать словарь по теме «Зима».

Воспитательные:

- воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь;

- воспитывать любовь и бережное отношения к родной природе.

Предварительная работа: чтение рассказов и заучивание стихов о зиме, рассматривание репродукций картин о зиме, беседы о временах года.

Материалы и оборудование: репродукции с зимними пейзажами, картинки «Дикие животные», мяч.

Ход ООД

1. Организационный момент

(Дети встают в круг.)

Мы весёлые ребята, мы ребята дошколята,

Никого не обижаем, как заботиться мы знаем.

Никого в беде не бросим, не отнимем, а попросим.

(руки в стороны, взялись за руки и крепко пожали друг другу руку)

Пусть всем будет хорошо, повернись, повернись

И друг другу улыбнись (улыбаются друг другу).

2. Основная часть

Воспитатель: А сейчас, попробуйте угадать тему нашего занятия.

Снег на полях

Лёд на реках

Вьюга гуляет

Когда это бывает?

Воспитанники: Зимой.

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы сколько времён года? 

Воспитанники: Четыре.

Воспитатель: Назовите их.

Воспитанники: Зима, весна, лето, осень.

Воспитатель: А какое время года сейчас?

Воспитанники: Зима.

Воспитатель: Значит зима, это что? 

Воспитанники: Зима - это время года.

Воспитатель: Совершенно верно. Мы оказались во владениях Матушки - Зимы. Она приготовила нам задания.

Загадки

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне (мороз.)

Бел, да не сахар.

Ног нет, а идёт.

На всех садится,

Никого не боится (снег.)

В белом бархате деревья –

И заборы и деревья.

А как ветер нападёт,

Этот бархат опадёт (иней.) 

Явилась вслед за осень

Я по календарю.

Я самый лучший праздник вам

На радость подарю!

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я? (Зима.)

Зима приглашает нас отправиться в путешествие по чудесному зимнему лесу. Посмотрите, какая красота. Вам нравится зима?

Воспитанники: Да.

Игра «Какой? Какая? Какие?» (с мячом)

Воспитатель: Давайте подберём о зиме как можно больше слов. Зима какая?

Воспитанники: Холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая, длинная, белая, белоснежная, суровая, прекрасная, сказочная, очаровательная, великолепная, длительная, долгожданная, русская зима.

Воспитатель: Снег какой?

Воспитанники: Белый, пушистый, холодный, мягкий, хрустящий, блестящий, лёгкий, липкий, сверкающий, падающий.

Воспитатель: Дни зимой какие?

Воспитанники: Морозные, снежные, солнечные, короткие, ветреные, холодные, весёлые.

Воспитатель: Назовите зимние месяца.

Воспитанники: Декабрь, январь, февраль.

Рассказы детей о зимних месяцах.

1 – й воспитанник: Декабрь – первый зимний месяц. В декабре дни короткие, ночи длинные. Холодно в декабре зверям и птицам. Деревья и кустарники стоят без листьев, на ветках лежит снег. Медведь спит в берлоге, белки прыгают по деревьям и грызут шишки, зайцы одели белые шубки. Птицы перелетают ближе к жилью человека. В конце декабря самый любимый праздник встреча Нового Года.

 2 – й воспитанник: Январь - второй зимний месяц. В январе сугробы высокие. Мороз на стёклах рисует узоры. Солнце уже светит ярче. В январе отмечают светлый праздник Рождества Христова.

3 – й воспитанник: Февраль – последний зимний месяц. В этом месяце дуют сильные ветры. В феврале дни становятся длиннее и начинает пригревать солнце. Отмечают праздник «День Защитника Отечества» и масленицу – это проводы зимы и встреча весны.

Физкультминутка «Зимняя прогулка»

Ранним утром в лес ходили (ходьба с высоким подниманием колен),    

Снежки из снега мы лепили,    (катаем руками снежки)

Весело с горы катались,              (хлопаем в ладоши)

Прыгали и улыбались.                (прыжки на месте)

Очень холодно зимой -               (трем ладони друг об друга)

Прибежали мы домой!               (возвращаемся на места)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришли хозяева леса – лесные жители. Они хотят поиграть с вами в д/игру.

Д/и «Что делает?»

Белка

1. Рыжая белка с ветки на ветку (что делает?) прыгает.

2. На зиму белка орехи (собирает, запасает.)

3. Белка с удовольствием орешки (грызёт.)

Медведь

1. Медведь вперевалочку … (идёт, ходит.)

2. В зимнее время медведь … (спит.)

3. Медведь ульи … (ворошит, разрушает.)

Волк

1.Волк за зайцем (охотится.)

2.Волчица о волчатах (заботится.)

Заяц

1. Заяц под кустиком … (спит.)

2. Заяц от страха … (дрожит.)

Лиса

1. Лиса хвостом … (заметает следы.)

2. Лиса за зайцем … (охотиться.)

   Воспитатель: Послушайте мой рассказ «Пришла зима»

 «Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз.

Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лёд. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А ещё можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму»

Воспитатель: Как называется рассказ? 

Воспитанники: «Пришла зима»

Воспитатель: Чем зима накрыла землю? 

Воспитанники: Белым покрывалом.

Воспитатель: Какие подарки принесла зима людям?

Воспитанники: Снегопады, сугробы, метели, лёд.        

Воспитатель: А для чего они нужны.

Воспитанники: Чтобы кататься на лыжах, коньках, санках.

Воспитатель: А сейчас я хочу послушать ваш рассказ о зиме.

(Примерные рассказы детей о зиме 2, 3 человека)

3. Итог занятия. Рефлексия.

Воспитатель: О каком времени года мы говорили?

Воспитанники: О зиме.

Воспитатель: А чем ещё занимались?

Воспитанники: Отгадывали загадки, рассказывали о зимних месяцах, играли в дидактические игры,  составляли рассказы о зиме.