Беседа на тему: « Знай и люби свой родной язык»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
« Знай и люби свой родной язык»
Цель:
• Показать детям ценность родного калмыцкого языка, его красоту, богатство,
разнообразие через стихи, устное народное творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_o_rodnom_yazyke.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа на тему:
« Знай и люби свой родной язык»
2- ая младшая группа
Выполнила: Иванова Л.В.
Городовиковск 2018 год
« Знай и люби свой родной язык»
Цель:
• Показать детям ценность родного калмыцкого языка, его красоту, богатство,
разнообразие через стихи, устное народное творчество.
Задачи:
• Воспитывать у детей эмоционально - ценностное отношение к родному
языку через понятие Родина, через устное народное творчество.
• Формировать когнитивные компоненты через устное народное творчество.
• Закрепить понятие уста, устное народное творчество.
• Способствовать осознанию детьми понятия родной язык, как мудрость
народа, как средство выразительности.
• Обогащать и актуализировать словарь детей новыми словами.
• Побуждать ребенка к желанию отвечать на вопросы, мыслить, рассуждать,
активно принимать участие в беседе, диалоге, монологе.
• Подвести детей к пониманию и осознанию того, что на родном языке надо
говорить чисто, используя красивые, хорошие слова и не «засорять» его
плохими словами.
Предварительная работа:
• Заучивание наизусть стихов, пословиц, поговорок, потешек, загадок.
• Знакомство с русскими народными играми.
• Чтение русских народных сказок, заучивание считалок.
• Рассматривание иллюстраций Ю.Васнецова к русским народным песенкам.
Материал и оборудование:
• Запись диска со спокойной, лиричной мелодией.
• Сундучок с загадками.
• Иллюстрация Ю.Васнецова к русской народной песенке «Ходит конь по
бережку».
• Лента шелковая для игры «Заря-зарница».
3
Организационный момент:
Ребята, давайте поприветствуем друг друга и весь добрый мир
Здравствуй, красно солнышко
Здравствуй, ветерок
Солнечные зайчики, быстрый ручеек.
Здравствуйте птицы, здравствуйте звери
Здравствуйте все дети на свете
Все в добром мире, вы, слышите нас?
Мы рады приветствовать вас.
- Ребята, мы поприветствовали всех, кто живет в добром мире и у нас хорошее
настроение. А сейчас внимательно послушайте стихотворение.
На фоне тихой, спокойной мелодии ребенок читает стихотворение «Моя Родина».
Великую землю
Любимую землю
Где мы родились и живем
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем!
- Ребята, о чем это стихотворение? (О нашей Родине).
- Какими словами автор называет Родину? (светлой, милой, нашей, великой, любимой)
- Как относится поэт к своей Родине? ( с любовью, с гордостью)
- Что слово Родина означает для вас? Что вы себе представляете, когда произносите
слово Родина?
Ответы детей:
• Родина – это наша страна Россия;
• Родина – это место, где человек родился;
• Родина- это наш родной город, моя улица.
• Родина – это моя семья.
- Ребята, мне очень понравились ваши ответы. А как называется наша страна? (Россия).
Значит мы с вами кто? (Россияне).
- А на каком языке говорим мы с вами? (На русском).
- Ребята, сегодня я предлагаю поговорить о нашем богатом и красивом русском языке.
- Присаживайтесь на свои места.
Воспитатель предлагает вспомнить стихотворение С.Баруздина «Про слова».
Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твердые и мягкие.
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые,
Но непременно дело,
Стоит за каждым словом.
- Ребята, о чем это стихотворение? (О словах).
- Какими они бывают, кто запомнил? (Разными, всякими, мягкими, смелыми,
суровыми).
- А чем мы произносим слова, с помощью чего? (Мы произносим слова губами, с
помощью языка).
- Вы знаете давным-давно губами называли уста. Дотроньтесь до своих уст
пальчиками, а теперь покажите свои уста в улыбке, в удивлении, в грусти, в радости.
- В стародавние времена люди не знали букв, поэтому не умели писать, они передавали
из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые из них. Например, услыхала бабушка
сказку, рассказала внучке, внучка вырастала и рассказывал дочке, дочка вырастала и
рассказывала своей дочке. Никто не помнил авторов этих сочинений, и творчество
стало называться народным творчеством.
- Почему творчество называлось народным (потому что сочинял все это народ). А если
народное творчество передавалось из уст в уста, это значит как? (Люди рассказывали
друг другу).
- Да ребята, и это творчество стало называться устным народным творчеством.
- А теперь давайте подумаем и вспомним. Что же сочинял народ? (Народ сочинял
сказки, загадки, пословицы, поговорки, небылицы, песенки, потешки).
- Поговорим о пословицах. Пословица-это народная мудрость. В ней заложен глубокий
смысл, душа народа. Русские люди очень любили срой родной язык и сложили
пословицы О ДОБРОМ СЛОВЕ. Давайте их вспомним.
Игра с мячом.(ребенок ловит мяч, называет пословицу, объясняет ее смысл).
• Доброе слово лечит,а злое калечит.(всегда надо думать что говоришь)
• Доброе слово и кошке приятно(жить дружно,обходиться с другими по-доброму)
• Доброе слово для человека,что дождь в засуху(поддерживать друг друга в
трудную минуту)
• Дал слово-держи (сделать то, что обещал)
• Спаси, господи на добром слове (поддержать, объяснить, подсказать)
-Чему нас учат эти пословицы (жить дружно, выручать друг друга, быть честными,
отвечать за свои слова, обходиться с другими по доброму, дружить, быть
терпимыми к другим, правдивыми,смелыми)
Физминутка «Ехал Ваня на коне».
-Ребята,а сейчас угадайте,о чем мы будем беседовать дальше:
-Это небольшие стишки,которые надо разгадать(Это ЗАГАДКИ)
Дети загадывают друг другу загадки(о природе, о людях, о предметах)
-Ребята, а для чего нужны загадки?(чтобы учиться думать, чтобы больше знать,
научиться больше угадывать, загадки это интересно,становишся смекалистым)
-Ребята, а чем пользовались люди ,чтобы позвать солнышко, дождик, весну ,птиц
(люди пользовались ПЕСЕНКАМИ-ЗАКЛИЧКАМИ)
-Давайте закликать солнышко(ДЕТИ ЗАКЛИКАЮТ СОЛНЫШКО) закличкой
«Солнышко-ведрышко»
-Какие ласковые слова мы слышим в этой закличке (солнышко ,оконышко,красное)
-какими словами вы можете описать
солнышко(ЛАСКОВОЕ,ТЕПЛОЕ,ЯРКОЕ,ЖЕЛТОЕ,СИЯЮЩЕЕ)
5
-Ребята, русские художники рисовали картинки к народным песенкам, среди них
Ю.Васнецов. Посмотрите на иллюстрации к «Ходит конь по бережку». А Рома
прочитает нам песенку: «Ходит конь по бережку, вороной по зеленому».
- Красиво, вам понравилось? А какие слова помогают передать красоту родного
языка? (Бережок, головушка, гривушка, колечушки).
- Какими словами передается в песенке спокойное, умиротворенное настроение
коня? (Помахивает, потряхивает, побрякивает).
-Вы слышите с какой нежностью относится народ в этой песенке к коню? Давайте
попробуем представить себя – конем, который ходит по бережку. Какой он?
(Спокойный, довольный, красивый, гордый) – Как ходит? (Медленно, важно). Что
делает конь? (Ест траву, отдыхает).
Воспитатель предлагает спокойно походить детям, с высоко поднятыми ногами,
медленно, важно, подняв голову, заложив руки за спину, изображая коня. Сам
читает еще раз потешку. Вам понравилось? Почувствовали настроение коня?
Воспитатель предлагает детям присесть.
- Потешки, песенки, прибаутки- нужны были людям для того, чтобы забавлять
маленьких детей, успокоить плачущего ребенка. А как вы думаете что пели на ночь
ребенку, чтобы он спокойно заснул? (Дети - колыбельную песню).
- А какие слова приговаривали детям, когда они просыпались и шли умываться?
(Водичка, водичка- умой мое личико).
- А какие слова использовались в колыбельных, в песенках, в баюкалках?
(Ласковые, нежные, задушевные).
- Давайте поиграем в ласковые, задушевные слова. Кого по головке поглажу, тот
называет ласковое слово - к моему слову.
• Гуля-гуленька
• Колыбель-колыбелька
• Ручка-рученька
• Ножка-ноженька
• Перина-периночка
• Одеяло-одеяльце
• Дитя-дитятко
- Что же вкладывали люди в свои песенки, потешки, пословицы? (Свои добрые
мысли, душу, любовь ко всему окружающему).
- Ребята, а вы любите играть в подвижные игры? (Да)
- Вспомните и назовите русские народные игры. («Гуси-гуси», «Два мороза», «Волк
во рву», «Заря-зареница», «Гори-гори ясно».)
- Чему учит русская народная игра? (Справедливости, потому что водящего
выбирают по считалочке).
- Вспомните, как в старину, люди говорили про считалочку? (В считалочке,
каждому человечку по словечку). Воспитатель предлагает поиграть в подвижную
игру «Заря-зареница».
- А что же еще относится к устному народному творчеству? (Русские народные
сказки). Чем интересны русские народные сказки? (В сказках животные
разговаривают, носят одежды, ведут себя как люди).
6
- Чему учат сказки? (Добру, в сказках добро всегда побеждает зло, смелости,
выносливости, учит размышлять, любить Родину).
- Сразу побеждает? (Нет, герой проходит испытания, преодолевает трудности.)
- Ребята, назовите свои любимые русские народные сказки. (Дети называют).
- Русский народ сложил очень много сказок. Они интересны своим сюжетом,
красочным словом. Послушайте отрывок из сказки «Жихарка». (Как Жихарка
раскладывает ложки?) Представьте, что вы забыли слова и покажите мимикой,
жестами, движениями эту часть сказки.
- Когда понятнее сказка, когда ее молча показывают или рассказывают? (Когда ее
рассказывают).
- Значит, что очень важно в сказке? (Слова).
- Ребята, хочу дать вам добрый совет на будущее «Говорите хорошо-слово доброе
приятно, для того язык пришел, чтоб на нем общаться внятно». Старайтесь
говорить красиво и не засорять родной язык грубыми, плохими словами, ведь
родной язык, как сказал А.Н. Толстой «Яркий, как радуга, меткий, как стрелы,
певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».
Литература:
1. Андреев Ю.А. «Русская поэзия детям», «Советский писатель», 1989г.
2. Аникина В.П. «Старинные русские пословицы, поговорки», М. «Детская
литература», 1984г.
3. Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?», М. ТЦ Сфера, 2003г.
4. Курбатова В.Н. «Чепуха, чепуха-это просто враки», Средне-Уральское
издательство, г. Свердловск, 1991г.
5. Круглов Ю.Г. «Русские народные загадки, поговорки» М. Просвещение, 1990г.
6. Маврина Т.А. «Русские народные сказки» М. «Художественная литература»,
1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование фонетико-фонематических представлений у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи на лексической теме "Знай и люби свой город!" (Петербурговедение)
Методическая разработка итогового логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме "Знай и люби свой город!" Занятие сопровождается демонстрацией слайдов (презентацией). Речевой...
Конспект НОД в старшей группе На тему: «Знай и люби родной край»
Уточнить представления детей о крае, в котором мы живем, о его достопримечательностях. Обобщать представления о многообразии флоры и фауны. Воспитывать любовь к родным местам, гордость за красоту родн...
Конспект итогового мероприятия совместной деятельности с детьми на тему "Знай и люби свой город"
Современные образовательные технологии:v Авторская компьютерная мимио-презентация «Путешествие по Санкт-Петербургу»v Проектная деятельностьv Музыкотерапияv Ритмопластика ...
Турнир «Знай и люби наш русский язык!»
Конспект занятия для детей подготовительного возраста, на котором воспитывается интерес к родному языку, закрепляются знания детей в различных областях русского языка....
Конспект НОД по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Знай и люби свой город»
Расширять и закреплять знания детей о родном городе (историческое прошлое, современный город, его достопримечательности)....
«Знай и люби свой родной край»
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о родном крае, достопримечательностях поселка, воспитывать чувство гордости за свой родной край. Программные задачи. 1) стимулировать позна...
Семинар на тему: «Знай и люби свой край родной»
Семинар на тему: «Знай и люби свой край родной»...