Презентация "Использование инновационных технологий моделирования "Мнемотехника" у детей дошкольного возраста"
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)

Приемы мнемотехники используются при обучении связной речи детей дошкольного возраста. В данной методике применяются символы и изображения предметов, что облегчает запоминание, путем образования дополнительных ассоциаций. При помощи мнемотехники, увеличивается объем памяти ребенка, развивается внимание, память, усидчивость, образное мышление. Мнемотаблицы-схемы - это дидактический материал для обучения составления рассказов, пересказов, отгадыванию загадок, заучивания стихов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon mnemotehnika.ppt1.21 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Использование инновационных технологий моделирования «Мнемотехника» у детей дошкольного возраста» Выполнила: Бондарева Л.В. 2021г.

Слайд 2

Актуальность темы: Не для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление.. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Слайд 3

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”

Слайд 4

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания» Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Слайд 5

Задачи: 1. Развитие связной речи 2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации) 3. Развитие мелкой моторики рук 4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения

Слайд 6

Блок «Зима» Мнемотаблица на слово «зима»

Слайд 7

1. Рассматривание мнемотаблицы 2. Перекодирование информации. У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки. 3. Воспроизведение таблицы по памяти.

Слайд 8

Заучивание стихотворения П. Воронько «Пирог» Цель: развивать речеслуховую и зрительную память; расширять и актуализировать словарь. Пирог Падал снег на порог, Кот слепил себе пирог, А пока лепил и пёк Ручейком пирог утёк. Пироги себе пеки Не из снега – из муки.

Слайд 9

Отгадывание мнемозагадки . 1. Рассматривание мнемотаблицы 2. Подробное объяснение воспитателем каждого пункта. Лёгкая, как пёрышко, пушистая снежинка. Она часто кружится в воздухе и садится на шапки, варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы. 3. Отгадывание загадки детьми.

Слайд 10

Игра “Снежная куча ” Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег” Есть слово ласковое, маленькое – снежок. Есть слово длинное – снегопад. Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком). Есть слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка. Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик. Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка. Есть слово – цветок – подснежник. Есть слово - птица - снегирь. Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (дети называют слова и складывают снежинки в кучу). .

Слайд 11

Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!” 1.Чтение воспитателем текста и демонстрация опорных картинок Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой! 2. Ответы на вопросы по содержанию. Вопросы: Какое наступило время года? Где лежит снег? Какой снег? Какая погода на улице? Куда пошли дети? Как они оделись? Что делали дети на прогулке? Нравиться ли детям гулять зимой? 3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. 4. Пересказ текста ребёнком своими словами. .

Слайд 12

Составление рассказа о зиме по мнемотаблице 1. Рассматривание мнемодорожек .

Слайд 13

.

Слайд 14

.

Слайд 15

2.Составление предложений о зиме по мнемодорожкам . 1) Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег. 2) Снег лежит на земле, на деревьях, на домах. 3) В домах зимой топят печи. В небо идёт дым. 4) Люди зимой делают кормушки для птиц. 5) Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик. 6) Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки. 7) Лёгкие, пушистые снежинки падают на шапки, варежки, пальто. 8) В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости. .

Слайд 16

3. Рассматривание мнемотаблицы 4. Составление рассказа о зиме воспитателем. Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости. 5.Составление рассказов о зиме детьми. .

Слайд 17

Заучивание стихотворения «Снеговик» Давай дружок, смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок – Он превратится в толстый ком, И станет ком снеговиком, Его улыбка так светла! Два глаза… шляпа… нос…метла… Но солнце припечёт слегка – Увы! – и нет снеговика. .

Слайд 18

Н. Нищева «Ёлочка» Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звёзды, человечки. .

Слайд 19

И. Гурина «Сани» В зимнем небе, сделав круг, Накренились сани вдруг! И с подарками мешок Выпал прямо на снежок! .

Слайд 20

Блок «Весна» Работа с мнемотаблицей на слово “весна” 1. Перекодирование информации по данной таблице. Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы. 2. Воспроизведение материала мнемотаблицы по памяти

Слайд 21

Цель: развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме. Весна – красна Ты, весна, весна - красна, Что с собою принесла? Принесла я для лугов Покрывало из цветов. Принесла для ёлки Новые иголки. Для осины и берёз Свежих листьев целые воз.

Слайд 22

1. Рассматривание мнемотаблицы – загадки о весне 2. Отгадывание мнемозагадки Травка зелёная, Солнышко весёлое, Птицы прилетели, Громко запели. 3. Отгадывание загадки детьми. .

Слайд 23

Пересказ рассказа “Весна в окно стучится” по мнемосхеме. 1.Чтение текста воспитателем и демонстрация мнемотаблицы Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках – ледоход. Появились проталины. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась верба. 2. Ответы на вопросы по содержанию текста: Что делает весной солнце? Как солнце весной светит и греет? Что делают ручьи? Какие изменения происходят на реках? Что такое проталины? Как называются самые первые цветы? Что сделали насекомые? Что можно сказать про вербу? 3. Повторное чтение рассказа. 4. Пересказ текста детьми своими словами .

Слайд 24

Составление рассказа-описания “Весна – красна” по мнемотаблице. 1.Рассматривание мнемодорожек. 2.Составление предложений по мнемодорожкам Весной солнце часто появляется на голубом небе. Тёплое солнце топит снег, образуются лужи, бегут ручьи. Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки. Весной перелётные птицы вьют гнёзда, заселяются в скворечники.

Слайд 27

3.Рассматривание мнемотаблицы 4.Составление рассказа о весне воспитателем. Пришла весна - красна. Солнце стало так пригревать, что снег начал таять. Побежали, зажурчали ручьи. Затрещал на реках лёд. На деревьях набухли почки, появились новые листочки. Прямо из-под снега расцвёл подснежник – первый вестник весны. Проснулись насекомые. Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники.

Слайд 28

Заучивания стихотворений М. Клокова «Воробей » Воробей с березы На дорогу прыг Больше нет мороза Чик-чирик.

Слайд 29

А. Плещеев «Весна» Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит.

Слайд 30

С. Маршак «Радуга» В небе гром, гроза Закрывай глаза! Дождь прошёл, Трава блестит, В небе радуга стоит.

Слайд 31

Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей . Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов. При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их.

Слайд 32

Вывод: Обогатился словарный запас детей. • Ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление. • Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, • Появился интерес к заучиванию стихов; • Дети преодолевают робость, застенчивость. Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.

Слайд 33

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная программа ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения

«Дети и дорога» - это Программа образовательной работы педагогов ДОУ и детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста с привлечением родителей (законных представителей) воспитанников, ...

Мастер-класс "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию"

На мастер - классе представлен матер по применению  в работе с детьми техники "Карты Проппа"...

Проект «Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных технологий с детьми дошкольного возраста»

Цель проекта:Формирование у детей познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных физкультурно-оздоровительных технологий....

Карты Проппа как инновационная технология обучения детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию.

В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, обозначенными в ФГОС ДО, современный дошкольник должен быть инициативным, использовать разные формы общения; владеть речевыми умениями, д...

Долгосрочный проект по нетрадиционному рисованию с внедрением инновационных технологий для детей раннего возраста от 6 до 9 и от 9 до 12 месяцев 2019 - 2020 г.г.

Искусство рисования - это удивительный процесс, с одной стороны, творческий, с другой – познавательный. Он позволяет развить наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаз...

«Применение дистанционных образовательных технологий в ДОО как инновационный метод развития детей дошкольного возраста»

Применение дистанционных образовательных технологий в ДОО как инновационный метод развития детей дошкольного возраста...

Инновационная технология «ПОЗНАВАЙКА». Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возрастаЦель, задачи ТРИЗМетоды обучения по ТРИЗОпыт работы воспитателя по данной теме...