Проект «Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных технологий с детьми дошкольного возраста»
проект (средняя группа)

Колоскова Мария Викторовна

Цель проекта:

Формирование у детей познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных физкультурно-оздоровительных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_marshaku.docx209.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение «Детский сад № 3

Г. Кувшиново, Тверская область



Педагогический проект

«Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных технологий с детьми дошкольного возраста»

         http://img-fotki.yandex.ru/get/4710/19411616.11e/0_8678c_d73a10ff_XL

Автор проекта: воспитатель

Колоскова Мария Викторовна

2017 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………………………3

2. Паспорт проекта……………………………………………………………………… 7

3.План реализации  проекта ………………………………………………………….. 9

4. Формы работы по проекту «Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных физкультурно-оздоровительных технологий с детьми дошкольного возраста» …. 9

5.Презентация проекта….………………………………………………………………11

6.Список использованной литературы……………………………………………….19

7.Приложения……………………………………………………………………………..20

Пояснительная записка

ПУСТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ И КАЖДЫЙ ЧАС

ВАМ НОВОЕ ДОБУДЕТ.

ПУСТЬ ДОБРЫМ БУДЕТ УМ У ВАС,

А СЕРДЦЕ УМНЫМ БУДЕТ.

(ПОЖЕЛАНИЯ ДРУЗЬЯМ С. Я. МАРШАК)

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины.

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель - создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее страны.

Детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью.

Культура - это то, что «делает людей народами».

Очень важно приобщать детей к литературе своего народа, поскольку обращение к своему  отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, умение видеть красоту родной природы, начинается чувство  Родины.

Исходя из этого, работа по формированию познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака детей среднего дошкольного возраста включает в себя целый комплекс задач:

- знакомство детей с биографией Самуила Яковлевича Маршака;

- знакомство детей с произведениями Самуила Яковлевича Маршака;

- укрепление детско-родительских отношений;

- укрепление физического здоровья, необходимости здорового образа жизни;

- продолжение деятельности «Чтение с мамой».

Стихи и шутки Маршака широко используются в дошкольной педагогике как примеры правильного поведения ребенка, а также высмеивания невежества. Дети в своей речи начинают использовать строчки Маршака. Часто юмор поэта помогает ребенку и воспитателю выйти из сложной ситуации, посмеяться над собой, задуматься. К тому же дети знакомятся с автором поближе, запоминают и узнают несколько произведений. В этой связи успешность ознакомления детей 4-5 лет с произведениями Самуила Яковлевича Маршака станет успешным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.

Актуальность темы. 

Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.

Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.

Произведения Самуила Яковлевича Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание...

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.

  Гипотеза. Педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса, развития вкуса к здоровому образу жизни.

Концептуальные основы проекта.

«Знать - значит любить» - говорится в русской поговорке. Поэтому мы начинаем знакомить детей с творчеством Самуила Яковлевича Маршака в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит, чувство гордости за свой народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в

образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

Паспорт проекта

Вид проекта: творчески-информационный

Продолжительность проекта: краткосрочный

Образовательная область: познавательно-речевое развитие дошкольников

Цель проекта:

Формирование у детей познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных физкультурно-оздоровительных технологий.

Задачи проекта:

- Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;

- Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака:

  • - «Багаж»
  • - «Сказка о глупом мышонке»
  • - «Сказка об умном мышонке»
  • - «Где обедал воробей?»
  • - «Вот какой рассеянный»
  • - «Радуга-дуга»
  • - «Ванька-встанька»
  • - «Круглый год»
  • - «Детки в клетке»
  • - «Мяч»
  • - «Веселый счет»
  • - загадки

- Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир…

- Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.

- Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов…

- Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы.

- Обогатить двигательный опыт детей, способствовать их физическому развитию.

- Учить детей пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихов наизусть, соотносить текст стихотворения с картинкой. Развивать образную память.

- Учить выкладывать палочками Кюизенера картинки по произведениям С.Я. Маршака по схемам, закрепляя при выкладывании текст.

- Развивать познавательные и умственные способности, речь детей. Оюогащать активный словарь детей.

- Приобщить родителей к семейному чтению литературы.

Участники проекта:

- дети средней группы № 6 «Звездочки»

- библиотека

- родители воспитанников

- воспитатели

Прогнозируемый результат:

1. Оснащение развивающей среды в группе:

  • Библиотека произведений С. Я. Маршака.
  • Подбор фонотеки, видеотеки произведений.
  • Создание развивающих игр

2.Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.

3. Активное участие родителей в реализации проекта.

4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.

5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них, по иллюстрациям.

6. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.

7. Развитие интереса к литературе, творчеству Самуила Яковлевича Маршака.

8. Популяризация семейного чтения.

9. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.

10. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

11. Формирования привычки занятия спортом, культивация здорового образа жизни  на основе произведения «Рассказ о неизвестном герое».

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

План реализации проекта

  • Подобрать произведения Самуила Яковлевича Маршака для пополнения книжного уголка, его биографию.
  • Подобрать материалы для дидактических игр.
  • Довести до сведения родителей важность этой проблемы.
  • Подготовка к конкурсу чтецов по произведениям С.Я. Маршака.
  • Подготовка конспекта занятия по рисованию «Где обедал воробей?» с использова- нием нетрадиционной техники рисования
  • Подготовка к акции «Здоровый образ жизни против пагубных привычек»
  • Подготовка информации к мероприятию «Полезные продукты»
  • Подготовка конспекта физкультурного  досуга с элементами театрализации

«Сказка о том, как тушили Кошкин дом».

  • Подготовка конспекта к итоговому мероприятию по произведениям С.Я. Маршака
  • Разработка перспективного плана мероприятий.

Время реализации: с 20.11.2017 до 10.12.2017 года (3 недели)

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

Формы детской деятельности по проекту «Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных физкультурно-оздоровительных технологий с детьми дошкольного возраста»

Познавательно-речевое развитие

  • Игровые ситуации по формированию элементарных математических представлений
  • Игровые ситуации по формированию элементарных математических представлений на основе стихотворения «Веселый счет»

Формирование целостной картины мира

  • Беседы по ознакомлению с детскими годами Самуила Яковлевича Маршака
  • Игровые ситуации по формирование представления о сезонных изменений по стихотворению «Круглый год»
  • Экскурсия в библиотеку
  • Посещение и чтение художественной литературы по формированию интереса и потребности в чтении
  • Итоговое занятие по ознакомлению с творчеством С. Я. Маршака
  • Вечер загадок по произведениям С. Я. Маршака

Развитие всех компонентов устной речи

  • Разучивание и драматизация стихотворений из произведения «Багаж», «Почта», «Мяч», «Рассказ о неизвестном герое».
  • Театрализация по формированию грамматического строя речи, образование форм множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употребление этих слов в именительном и винительном падеже на основе произведения «Детки в клетке».

Художественно-эстетическое развитие

  • Рисование по произведению – групповая работа «Где обедал воробей?» по нетрадиционной технике рисования
  • Рисование – групповая работа «Радуга»
  • Лепка – коллективная работа «Багаж»
  • Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев»
  • Изготовление теневого театра «Сказка о глупом мышонке

Физическое развитие

  • Участие в физкультурном досуге по мотивам сказки «Кошкин дом»
  • Игровые ситуации и дидактические игры по воспитанию опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом
  • Игровые ситуации по воспитанию потребности в соблюдении режима по стихотворению «Ванька-Встанька»
  • Игровые ситуации по воспитанию необходимости занятия спортом по стихотворению «Рассказ о неизвестном герое»

Социально-коммуникативное  (личностное) развитие

Игровая деятельность

  • Д/и «Где обедал воробей?»
  • Сюжетно-ролевая игра «Вокзал» по стихотворению «Багаж»
  • Театрализованная деятельность – теневой театр по произведению «Сказка о глупом мышонке»
  • Инсценировка стихотворения «Вот какой рассеянный»

Приобщение к элементарным общепринятым нормам

  • Игровые ситуации по воспитанию любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению «Сказка о глупом мышонке»
  • Игровые ситуации по закреплению знаний о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»
  • Игровые ситуации по воспитанию правил поведения и безопасности в общественных местах, например, в транспорте
  • Игровые ситуации по развитию умения распределять роли в театрализованной игре «Вокзал»

Трудовая деятельность

  • Организованная деятельность ((НОД) в книжном уголке
  • Картотеки и подбор книг по теме «Самуил Яковлевич Маршак»
  • Реставрационная совместная деятельность детей и педагога

Сотрудничество с родителями

  • изготовление поделок и рисунков к произведениям С. Я. Маршака вместе с детьми
  • заучивание произведений С. Я. Маршака для конкурса чтецов

Ресурсное обеспечение проекта:

  • сотрудничество с семьями воспитанников
  • содействие с библиотекой

Презентация проекта

- мультимедийная презентация проекта «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей среднего дошкольного возраста»

- конкурс чтецов

Подведение итогов

проведение акции против пагубных привычек «Затуши сигарету – выбери жизнь», взяв за основу произведение С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»;

- создание плаката «Полезные продукты» на основе произведения «Усатый–полосатый»;

- проведение физкультурного  досуга с элементами театрализации для детей средней группы «Сказка о том, как тушили Кошкин дом»;

- выставка поделок, сделанных детьми группы совместно с родителями по произведениям С. Я. Маршака;

- заучивание стихотворений «Где обедал воробей?», «Мяч»

План мероприятия проекта

        Содержание работы

Работа с детьми

Работа с родителями

1.Подготовительный этап

(с 20.11.-27.11)

– подбор детской  художественной литературы писателя.

Знакомство детей с жизнью и творчеством создание картотеки произведений.

Подборка информации (биографии и творчества) С.Я.Маршака;

– подбор детских книг С.Я.Маршака для смены в книжном уголке.

консультация «Произведения С.Я.Маршака в вашем доме»

2. Основной этап (организационно – практический)

28.11-03.12

– чтение произведений писателя;

оформление выставки «Любимые герои из произведений С.Я.Маршака»;

– рассматривание иллюстраций;

– участие родителей в проведении мероприятий;
– участие в конкурсах;
– практическая деятельность совестно с детьми.

– заучивание стихов для конкурса чтецов;

– рисунки детей по стихотворению «Радуга»;

- рисунки детей по стихотворению «Где обедал воробей?» по нетрадиционной методике С.В. Погодиной;

- заучивание стихов «Где обедал воробей?», «Мяч»

Проведение физкультурного досу -га с элементами театрализации для детей средней группы «Сказка о том, как тушили Кошкин дом»

Подготовка плаката «Полезные продукты» на основе произведения С.Я. Маршака «Усатый-полосатый»

Проведение акции среди родителей «Затуши сигарету-выбери жизнь!» на основе произведения С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»

3. Итоговый этап

(04.12-10.12)

выставка «Юные художники-иллюстраторы»;

– рисунки детей;

Участие в конкурсе чтецов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака с детьми дошкольного возраста»

Долгосрочный педагогический проект «Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака с детьми старшего дошкольного возраста»...

Новый взгляд на коррекционно-образовательный процесс через призму инновационных технологий

В  статье  рассматривается использование в практической деятельности учителя-логопеда таких образовательных технологий, как  информационные компьютерные технологии и здоровьесберегающие...

Паспорт проекта Проект по мотивам сказки «Курочка ряба и десять утят» Самуила Яковлевича Маршака на один год для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Актуальность проекта        Современная дошкольная педагогика и психология связывает основные достижения детей 3-4 летнего возраста с развитием игровой деятельности; появлением рол...

Педагогический проект "Формирование познавательного интереса к творчеству Самуила Яковлевича Маршака"

Методическая разработка предусматривает целенаправленную работу с детьми пяти лет по  формированию познавательного интереса к творчеству советского писателя С.Я.Маршака. Разработана с учетом...

Проект "Формирование познавательного интереса у детей раннего возраста через дидактические игры по лексическим темам".

Формирование познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр по лексическим темам....

Презентации к проекту "Формирование познавательного интереса у детей раннего возраста через дидактические игры по лексическим темам".

Презентации, содержащие дидактические игры по лексическим темам, помогают в формировании познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста  ....

Конспект НОД «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР САМУИЛА ЯКОВЛЕВИЧА МАРШАКА» с применением квест-технологий и ИКТ

Цель: познакомить детей с творчеством и биографией С. Я. Маршака.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» с приорите...