Тематический проект: «Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста о многообразии людей разных национальностей через различные виды деятельности»
проект (подготовительная группа)
Цель проекта: формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста о многообразии людей разных национальностей через погружение детей в «атмосферу» музыки, культуры, быта, традиций разных народов России.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тематический проект:
«Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста о многообразии людей разных национальностей через различные виды деятельности»
Актуальность проекта:
Любовь к Родине начинается с изучения культуры и сознания своей малой группы. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до сознания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России, через личный пример, взгляды суждения педагогов и родителей воспитанников, активную жизненную позицию, которые являются самыми сильнодействующими факторами воспитания.
В подготовительную к школу группы нашего ДОУ посещают дети разных национальностей: русские, татары, чуваши, буряты, коми-пермяки, азербайджанцы. Чтобы понять людей, живущих рядом, необходимо знать их культуру, традиции, быт. Учитывая то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, мною был разработан проект, который направлен на формирование гуманных чувств и представлений о добре, толерантности, отзывчивости, воспитание чувства гордости за людей, живущих в дружбе со всеми народами.
Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности. В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России, орнаментами. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Цели проекта достигаются совместными усилиями семьи, образовательного учреждения, общественных организаций.
Цель проекта: формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста о многообразии людей разных национальностей через погружение детей в «атмосферу» музыки, культуры, быта, традиций разных народов России.
Задачи:
- Создать условия для вовлечения в проект всех участников педагогического процесса.
- Формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
- Обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках разных народов России.
- Развивать творческие способности дошкольников в различных видах деятельности.
- Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
- Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
Этапы реализации проекта.
1 этап. Подготовительный.
- Составление плана реализации проекта;
- Подбор художественной литературы, иллюстративного материала, пословиц и поговорок, подвижных игр народов России, музыкальных произведений.
- Подбор экскурсий и мини- музеев, тематических выставок.
2 этап. Практический.
- Чтение художественной литературы («Русские народные сказки», «Башкирские сказки», «Татарские сказки», «Дагестанские сказки», «Сказки народов Севера» и др. Стихи и пословицы разных народов);
- Беседы («Россия – многонациональная страна», «Какие народы где живут?», «Какие национальные блюда вы знаете?»;
- Рассказы детей (о путешествиях в разные регионы России, доклады о народах России);
- Рассматривание иллюстраций, фотографий (знакомство с национальными костюмами и национальными музыкальными инструментами);
- Организация образовательного этнокультурного пространства в ДОУ (выставка предметов быта татарских, русских, кавказских народов и народов Севера);
- Создание картотеки пословиц, поговорок, загадок о народах России;
- Создание картотеки «Игры народов России»;
- Создание альбома с иллюстративным материалом;
- Создание тематической выставки «Куклы в национальном костюме».
- Создание пособия «Орнаменты народов в многонациональном окружении ДОУ для детей старшего дошкольного возраста»;
- Просмотр видеороликов и мультфильмов на тему «Народы России»;
- Встреча с интересным человеком в национальном костюме;
- Посещения: музея «Русская старина» в ДОУ, детской библиотеки им. А. М. Матросова, детской музыкальной школы № 11 им. Б. А. Мокроусова;
- Прослушивание народных мелодий Башкирии, Татарстана, Чукотки, Удмуртии, Бурятии, Чувашии, Дагестана и др.
- Знакомство с подвижными музыкальными играми народов России;
- Разучивание и исполнение песен («Наш край», «Как наша Россия прекрасна!», «Дружат дети всей Земли», «Я на печке молотила» и других русских народных песен);
- Знакомство с движениями и разучивание народных танцев («Татарский танец с платками», «Чукотский танец», «Лезгинка», «Удмуртский танец», Русский танец «Как по горкам» и «Хлеб да соль»);
3 этап. Заключительный.
- Проведение фольклорных праздников: «Осенние посиделки», «Народы России встречают весну», «Яблочный спас», «Хлебный спас».
- Участие в конкурсах «Пасха Красная» и в других.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
- Знакомство с РУССКОЙ народной культурой и бытом.
— мультимедийная презентация «Государственные символы России»;
— чтение художественной литературы: «Русские народные сказки» с последующей иллюстрацией понравившихся героев;
— экскурсия в мини-музей «Русская старина» (ДОУ);
— создание альбома «Русский народный костюм»;
— просмотр мультфильмов о России;
— встреча с интересным человеком в русском костюме;
— экскурсия в библиотеку им. А. М. Матросова;
— разучивание русских народных подвижных игр;
- Знакомство с русским музыкальным фольклором
— мультимедийная презентация «Русские народные инструменты»;
— прослушивание аудиозаписей;
— игра на русских народных инструментах (деревянные ложки, трещотки, коробочка и др.)
— разучивание русских народных песен, хороводов и танцев;
— посещение концерта народных музыкальных инструментов в ДМШ № 11 им. Б. А. Мокроусова;
— фольклорный праздник «Осенние посиделки»;
- Знакомство с понятием «Многонациональная Россия»
— видеоэкскурсия по уголкам России;
— тематическое развлечение «Дружат дети всей Земли»;
— рассказы детей о путешествиях в разные регионы России;
— создание тематической выставки «Куклы в национальных костюмах»;
— создание картотеки «Игры народов России»
- Знакомство с Коми – пермяцкой народной культурой
— оформление уголка национального коми-пермятского фольклора;
— мультимедийная презентация (национальный костюм, праздники, национальные узоры, быт и др.);
— беседы с детьми «Кто такие коми-пермяки?»;
— кулинарный мастер-класс «Пельмени»;
— слушание аудиозаписей;
— знакомство с народными подвижными играми;
- Знакомство с Чукотской народной культурой
— оформление уголка национального чукотского фольклора;
— мультимедийная презентация (национальный костюм, праздники, национальные узоры, быт и др.);
— чтение художественной литературы: «Сказки народов Севера»;
— просмотр мультфильмов;
— слушание аудиозаписей;
— разучивание элементов «Чукотского танца»;
— развлечение «Мы поедем, мы помчимся…»;
— беседы с детьми «Кто такое чукчи?»;
— выставка детского творчества;
- Знакомство с Якутской народной культурой
— Чтение художественной литературы: «Сказки народов Севера»;
— мультимедийная презентация (национальный костюм, праздники, национальные узоры, быт и др.);
— просмотр мультфильмов;
— видеоэкскурсия в Питомник ездовых оленей «Северное сияние»;
— беседы с детьми: «Якуты»;
— выставка детского творчества;
— просмотр видео-ролика «Музыка Севера»
— знакомство с подвижными играми;
- Знакомство с Чувашкой народной культурой
— оформление уголка национального чувашского фольклора;
— мультимедийная презентация (национальный костюм, праздники, национальные узоры, быт и др.);
— чтение художественной литературы: «Чувашские народные сказки»
— просмотр мультфильмов;
— знакомство с подвижными играми;
— слушание аудиозаписей;
— видеоэкскурсия в Екатеринбургский музейный центр народного творчества «Гамаюн»;
— встреча с интересными людьми (познавательный рассказ);
- Знакомство с Удмуртской народной культурой
— оформление уголка национального удмуртского фольклора;
— мультимедийная презентация (национальный костюм, праздники, национальные узоры, быт и др.);
— просмотр мультфильмов;
- чтение художественной литературы: «Удмуртские народные сказки»
— слушание аудиозаписей;
— разучивание элементов удмуртского танца «Давайте радоваться!»;
— знакомство с подвижными играми;
— беседы с детьми «Кто такие удмурты?»;
— мастер-класс «Удмуртские обереги»
- Знакомство с Бурятской народной культурой
— оформление уголка национального бурятского фольклора;
— чтение художественной литературы: «Бурятские народные сказки»;
— просмотр мультфильмов;
— слушание аудиозаписей;
— знакомство с подвижными играми;
— Участие детей в Городском фольклорном конкурсе-фестивале «Гусельки»
— беседы с детьми «Кто такие буряты?»;
— мастер-класс «Бурятский сувенир» из соленого теста
- Знакомство с Тувинской народной культурой
— оформление уголка национального башкирского фольклора;
— чтение художественной литературы: «Тувинские народные сказки»;
— мультимедийная презентация (национальный костюм, национальные узоры, быт и др.);
— аппликация пластилином «Тувинская юрта»;
— слушание аудиозаписей;
— знакомство с подвижными играми
— беседы с детьми «Кто такие тувинцы?»;
- Знакомство с народной культурой КАВКАЗА
- оформление уголка национального фольклора Кавказа;
— чтение художественной литературы: «Кавказские сказки»;
— просмотр мультфильмов;
— мультимедийная презентация (национальный костюм, национальные узоры, быт и др.);
— музыкально-литературная гостиная «Традиции Дагестана»;
— беседы с детьми «Кто такие лезгины?», «Кто такие аварцы?»;
— «Встреча с интересным человеком».
- Знакомство с Татарской народной культурой
— оформление уголка национального татарского фольклора;
— чтение художественной литературы: «Татарские сказки»;
— просмотр мультфильмов;
— мультимедийная презентация (национальный костюм, национальные узоры, быт и др.);
— татарские народные игры («Серый волк», «Продаем горшки», «Займи место», «Хлопушки»;
— слушание татарских мелодий и песен;
— разучивание элементов татарского танца с платками;
— мастер-класс «Изготовление головного убора для девочек»;
— беседы с детьми «Кто такие татары?»
- Знакомство с Башкирской народной культурой
— Оформление уголка национального башкирского фольклора;
— чтение художественной литературы: «Башкирские народные сказки»;
— просмотр мультфильмов;
— мультимедийная презентация (национальный костюм, праздники, национальные узоры, ремесла, быт и др.);
— слушание аудиозаписей;
— знакомство и башкирскими подвижными играми;
— праздник «Народы России встречают весну»;
— Встреча с интересным человеком;
— видеопросмотр фольклорного праздника «САБАНТУЙ».
Подведение итогов:
— проведение Фестиваля народных игр;
— выставка детского творчества;
— создание музыкального видеофильма «Народы России».
Предполагаемые конечные результаты
- У детей сформируются представление о России, как о многонациональном государстве.
- Расширятся представления о некоторых традициях, обычаях, культуре, русских народных праздниках, и культуре разных народов.
- Приобретутся навыки социального общения со взрослыми.
- Овладеют исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.
- Проявится внимание и уважение к людям разной национальности.
Выводы
Проект стал мощным импульсом к развитию творческой инициативы детей, педагогов, родителей и социальных партнеров. Раскрыл многообразие культур населения России и познакомил детей с традициями разных народов. Проект закрепил понимание Родины, как многонационального государства, который способствовал развитию чувство патриотизма, уважительного отношения к людям другой национальности, формированию активной позиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность с объектами неживой природы
Актуальность темы: "Формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую де...

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».
Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...

Собственный инновационный педагогический опыт «ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УВАЖЕНИЯ К ЛЮДЯМ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И ИХ ОБЫЧАЯМ» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Ханттимеровой Ирины Александр
Актуальность и перспектива опыта Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, усво...

Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность
Анализ формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через использование элементарной поисковой деятельности с объектами неживой природы....

Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность
-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;-формирование познавательных действий, становление сознания;-развитие общение и взаимодействия ребенка со сверстниками;-становлен...

Статья "Исследовательский проект как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста"
В статье описывается методика работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации исследовательского проекта. Данная форма позволяет формировать познавательные способности у дошкольников....

статья " Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через внедрение технологий QR- код"
Использование информационно- коммуникационных технологий в детском саду - актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно компьютерные технологии входят и в систему дошкольно...
