Тематический проект: «Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста о многообразии людей разных национальностей через различные виды деятельности»
проект (подготовительная группа)

Булгачева Анна Михайловна

Цель проекта: формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста о многообразии людей разных национальностей через погружение детей в «атмосферу» музыки, культуры, быта, традиций разных народов России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематический проект:

«Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста о многообразии людей разных национальностей через различные виды деятельности»

Актуальность проекта:

Любовь к Родине начинается с изучения культуры и сознания своей малой группы. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до сознания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России, через личный пример, взгляды суждения педагогов и родителей воспитанников, активную жизненную позицию, которые являются самыми сильнодействующими факторами воспитания.

  В подготовительную к школу группы нашего ДОУ посещают дети разных национальностей: русские, татары, чуваши, буряты, коми-пермяки, азербайджанцы. Чтобы понять людей, живущих рядом, необходимо знать их культуру, традиции, быт. Учитывая то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, мною был разработан проект, который направлен на формирование гуманных чувств и представлений о добре, толерантности, отзывчивости, воспитание чувства гордости за людей, живущих в дружбе со всеми народами.

  Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности. В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России, орнаментами. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Цели проекта достигаются совместными усилиями семьи, образовательного учреждения, общественных организаций.

Цель проекта: формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста о многообразии людей разных национальностей через погружение детей в «атмосферу» музыки, культуры, быта, традиций разных народов России.

Задачи:

  • Создать условия для вовлечения в проект всех участников педагогического процесса.
  • Формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
  • Обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках разных народов России.
  • Развивать творческие способности дошкольников в различных видах деятельности.
  • Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
  • Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.

Этапы реализации проекта.

1 этап. Подготовительный.

  • Составление плана реализации проекта;
  • Подбор художественной литературы, иллюстративного материала, пословиц и поговорок,  подвижных игр народов России, музыкальных произведений.
  • Подбор экскурсий и мини- музеев, тематических выставок.  

2 этап. Практический.

  • Чтение художественной литературы («Русские народные сказки», «Башкирские сказки», «Татарские сказки», «Дагестанские сказки», «Сказки народов Севера» и др. Стихи и пословицы разных народов);
  • Беседы («Россия – многонациональная страна», «Какие народы где живут?», «Какие национальные блюда вы знаете?»;
  • Рассказы детей (о путешествиях в разные регионы России, доклады о народах России);
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий (знакомство с национальными костюмами и национальными музыкальными инструментами);
  • Организация образовательного этнокультурного пространства в ДОУ (выставка предметов быта татарских, русских, кавказских народов и народов Севера);
  • Создание картотеки пословиц, поговорок, загадок о народах России;
  • Создание картотеки «Игры народов России»;
  • Создание альбома с иллюстративным материалом;
  • Создание тематической выставки «Куклы в национальном костюме».
  • Создание пособия «Орнаменты народов в многонациональном окружении ДОУ для детей старшего дошкольного возраста»;
  •  Просмотр видеороликов и мультфильмов на тему «Народы России»;
  • Встреча с интересным человеком в национальном костюме;
  • Посещения: музея «Русская старина» в ДОУ, детской библиотеки им. А. М. Матросова, детской музыкальной школы № 11 им. Б. А. Мокроусова;
  • Прослушивание народных мелодий Башкирии, Татарстана, Чукотки, Удмуртии, Бурятии, Чувашии, Дагестана и др.
  • Знакомство с подвижными музыкальными играми народов России;
  • Разучивание и исполнение песен («Наш край», «Как наша Россия прекрасна!», «Дружат дети всей Земли», «Я на печке молотила» и других русских народных песен);
  • Знакомство с движениями и разучивание народных танцев («Татарский танец с платками», «Чукотский танец», «Лезгинка», «Удмуртский танец», Русский танец «Как по горкам» и «Хлеб да соль»);

3 этап. Заключительный.

  • Проведение фольклорных праздников: «Осенние посиделки», «Народы России встречают весну», «Яблочный спас», «Хлебный спас».
  • Участие в конкурсах «Пасха Красная» и в  других.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

  1. Знакомство с РУССКОЙ народной культурой и бытом.

— мультимедийная  презентация «Государственные символы России»;

— чтение художественной литературы: «Русские народные сказки» с последующей иллюстрацией понравившихся героев;

— экскурсия в мини-музей «Русская старина» (ДОУ);

— создание альбома «Русский народный костюм»;

— просмотр мультфильмов о России;

— встреча с интересным человеком в русском костюме;

— экскурсия в библиотеку им. А. М. Матросова;

— разучивание русских народных подвижных игр;

  1. Знакомство с русским музыкальным фольклором        

— мультимедийная презентация «Русские народные инструменты»;

— прослушивание аудиозаписей;

— игра на русских народных инструментах (деревянные ложки, трещотки, коробочка и др.)

— разучивание русских народных песен, хороводов и танцев;

— посещение концерта народных музыкальных инструментов в ДМШ № 11 им. Б. А. Мокроусова;

— фольклорный праздник «Осенние посиделки»;

  1. Знакомство с понятием «Многонациональная Россия»        

— видеоэкскурсия по уголкам России;

—  тематическое развлечение «Дружат дети всей Земли»;

— рассказы детей о путешествиях в разные регионы России;

— создание тематической выставки  «Куклы в национальных костюмах»;

— создание картотеки «Игры народов России»

  1. Знакомство с Коми – пермяцкой народной культурой        

— оформление уголка национального коми-пермятского фольклора;

— мультимедийная презентация (национальный костюм, праздники, национальные узоры, быт и др.);

— беседы с  детьми «Кто такие коми-пермяки?»;

— кулинарный мастер-класс «Пельмени»;

— слушание аудиозаписей;

— знакомство с народными подвижными играми;

  1. Знакомство с Чукотской народной культурой        

— оформление уголка национального чукотского фольклора;

— мультимедийная презентация (национальный костюм, праздники, национальные узоры, быт и др.);

— чтение художественной литературы: «Сказки народов Севера»;

— просмотр мультфильмов;

— слушание аудиозаписей;

— разучивание элементов «Чукотского танца»;

— развлечение «Мы поедем, мы помчимся…»;

— беседы с детьми «Кто такое чукчи?»;

— выставка детского творчества;

  1. Знакомство с Якутской народной культурой        

— Чтение художественной литературы: «Сказки народов Севера»;

— мультимедийная презентация (национальный костюм, праздники, национальные узоры, быт и др.);

— просмотр мультфильмов;

— видеоэкскурсия в Питомник ездовых оленей «Северное сияние»;

— беседы с детьми: «Якуты»;

— выставка детского творчества;

— просмотр видео-ролика «Музыка Севера»

— знакомство с подвижными играми;

  1. Знакомство с Чувашкой народной культурой        

— оформление уголка национального чувашского фольклора;

— мультимедийная презентация (национальный костюм, праздники, национальные узоры, быт и др.);

— чтение художественной литературы: «Чувашские народные сказки»

— просмотр мультфильмов;

— знакомство с подвижными играми;

— слушание аудиозаписей;

— видеоэкскурсия в Екатеринбургский музейный центр народного творчества «Гамаюн»;

— встреча с интересными людьми (познавательный рассказ);

  1. Знакомство с Удмуртской народной культурой        

— оформление уголка национального удмуртского фольклора;

— мультимедийная презентация (национальный костюм, праздники, национальные узоры, быт и др.);

— просмотр мультфильмов;

- чтение художественной литературы: «Удмуртские народные сказки»

— слушание аудиозаписей;

— разучивание элементов  удмуртского танца «Давайте радоваться!»;

— знакомство с подвижными играми;

— беседы с детьми «Кто такие удмурты?»;

— мастер-класс «Удмуртские обереги»

  1. Знакомство с Бурятской народной культурой        

— оформление уголка национального бурятского фольклора;

— чтение художественной литературы: «Бурятские народные сказки»;

— просмотр мультфильмов;

— слушание аудиозаписей;

— знакомство с подвижными играми;

— Участие детей в Городском фольклорном конкурсе-фестивале «Гусельки»

— беседы с детьми «Кто такие буряты?»;

— мастер-класс «Бурятский сувенир» из соленого теста

  1. Знакомство с Тувинской народной культурой        

— оформление уголка национального башкирского фольклора;

— чтение художественной литературы: «Тувинские народные сказки»;

— мультимедийная  презентация (национальный костюм, национальные узоры, быт и др.);

— аппликация пластилином «Тувинская юрта»;

— слушание аудиозаписей;

— знакомство с подвижными играми

— беседы с  детьми «Кто такие тувинцы?»;

  1. Знакомство с народной культурой КАВКАЗА        

-  оформление уголка национального фольклора Кавказа;

— чтение художественной литературы: «Кавказские сказки»;

— просмотр мультфильмов;

— мультимедийная  презентация (национальный костюм, национальные узоры, быт и др.);

— музыкально-литературная гостиная «Традиции Дагестана»;

— беседы с  детьми «Кто такие лезгины?», «Кто такие аварцы?»;

— «Встреча с интересным человеком».

  1. Знакомство с Татарской народной культурой        

— оформление уголка национального татарского фольклора;

— чтение художественной литературы: «Татарские сказки»;

— просмотр мультфильмов;

— мультимедийная презентация (национальный костюм, национальные узоры, быт и др.);

— татарские народные игры («Серый волк», «Продаем горшки», «Займи место», «Хлопушки»;

— слушание татарских мелодий и песен;

— разучивание  элементов татарского танца с платками;

— мастер-класс «Изготовление головного убора для девочек»;

— беседы с  детьми «Кто такие татары?»

  1. Знакомство с Башкирской народной культурой         

— Оформление уголка национального башкирского фольклора;

— чтение художественной литературы: «Башкирские народные сказки»;

— просмотр мультфильмов;

— мультимедийная  презентация (национальный костюм, праздники, национальные узоры, ремесла, быт и др.);

— слушание аудиозаписей;

— знакомство и башкирскими подвижными играми;

— праздник «Народы России встречают весну»;

— Встреча с интересным человеком;

— видеопросмотр фольклорного праздника «САБАНТУЙ».

        Подведение итогов:        

—  проведение Фестиваля народных игр;

— выставка детского творчества;

— создание музыкального видеофильма «Народы России».

Предполагаемые конечные результаты

  • У детей сформируются представление о России, как о многонациональном государстве.
  • Расширятся представления о некоторых традициях, обычаях, культуре, русских народных праздниках, и культуре разных народов.
  • Приобретутся навыки социального общения со взрослыми.
  • Овладеют исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.
  • Проявится внимание и уважение к людям разной национальности.

Выводы

  Проект стал мощным импульсом к развитию творческой инициативы детей, педагогов, родителей и социальных партнеров. Раскрыл многообразие культур населения России и познакомил детей с традициями разных народов.  Проект закрепил понимание Родины,  как многонационального государства, который способствовал развитию чувство патриотизма, уважительного отношения к людям другой национальности, формированию активной позиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность с объектами неживой природы

Актуальность темы: "Формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста  через элементарную поисковую де...

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...

Собственный инновационный педагогический опыт «ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УВАЖЕНИЯ К ЛЮДЯМ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И ИХ ОБЫЧАЯМ» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Ханттимеровой Ирины Александр

Актуальность и перспектива опыта Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, усво...

Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность

Анализ формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через использование элементарной поисковой деятельности с объектами неживой природы....

Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность

-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;-формирование познавательных действий, становление сознания;-развитие общение и взаимодействия ребенка со сверстниками;-становлен...

Статья "Исследовательский проект как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста"

В статье описывается методика работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации исследовательского проекта. Данная форма позволяет формировать познавательные способности у дошкольников....

статья " Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через внедрение технологий QR- код"

Использование информационно- коммуникационных технологий в детском саду - актуальная проблема современного дошкольного воспитания.  Постепенно компьютерные технологии входят и в систему дошкольно...