ДИСТАНЦИОННЫЙ МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Совершенствование речевых навыков дошкольников в играх с математическим содержанием в семейном кругу»
методическая разработка по развитию речи

Морозкова Светлана Федоровна

В настоящее время в процессе коррекционного обучения у детей с общим недоразвитием речи все чаще выявляются трудности в усвоении математических представлений. Решать эту проблему педагогам приходится на фоне низкой познавательной активности и отсутствия интереса у детей к образовательной деятельности. Использование игр с кубиками, лото, математических карт помогает формировать элементарные математические представления и совершенствовать речевые навыки детей. А если к процессу подключаются родители, то интерес детей к деятельности значительно повышается. Поэтому целью данного мастер - класса является вовлечение родителей в организацию в семейном кругу игр с математическим содержанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_sovershenstvovanie_rechevyh_navykov_1.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед ГБДОУ д/с № 108

Выборгского района Санкт - Петербурга

 Морозкова С.Ф.

ДИСТАНЦИОННЫЙ МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Совершенствование речевых навыков дошкольников в играх с математическим содержанием в семейном кругу»

Цель: Вовлечение родителей в речевую работу с детьми с помощью игр с математическим содержанием.

Задачи:    1. Развивать у родителей интерес к речевой работе с детьми.

  1. Формировать умение организовывать совместную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.
  2. Познакомить родителей с играми с математическим содержанием, научить игровым упражнениям, стимулирующих активную речь ребенка.
  3. Дать рекомендации по работе с ребенком в домашних условиях.

Участники мастер-класса: родители детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет), учитель- логопед (ведущий практикума).

Продолжительность: 35-40 минут

Информационно - техническое обеспечение: платформа для дистанционного обучения ZOOM, презентация «Игры и упражнения с математическим содержанием», памятка для родителей: «Играем всей семьей – обучаем с увлечением».

Оборудование: ноутбук или компьютер у каждого участника мастер - класса, набор: карточки из картона 10х14, квадраты красного и черного цвета 1х1 см – по 55 штук, круги диаметром 10 см красного и черного цвета – по 55 штук, фломастеры, клей – у каждого участника, цифры первого десятка у ведущего, набор карточек «Математические карты» - у ведущего, памятка для родителей.

Предварительная работа:

1. Подбор и изучение литературы по теме семинара.

2. Оформление презентации: «Игры и упражнения с математическим содержанием».

3. Разработка памятки для родителей.

4. Подготовка родителями набора: круги и квадраты красного и черного цвета – по 55 штук каждого, 40 заготовок картона размером 10х14, фломастеры, клей - для изготовления математических карт.

Ход:

  1. Организационный момент:

- Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что присоединились к нашему мероприятию.

- В начале нашей встречи хочу, чтобы вы ответили на вопрос, какие совместные игры с детьми и как часто вы организуете дома?

Родители отвечают на вопрос. Логопед оценивает разнообразие семейных игр и подводит родителей к теме мастер – класса.

- Сегодня моя задача: познакомить вас с эффективными играми по активизации речи дошкольников. Мы поговорим о том, как легко и интересно совершенствовать речевые навыки детей в домашних условиях и какие игры можно для этого использовать. В конце встречи мы обсудим информацию, полученную в ходе мастер–класса, и вы оцените, насколько полезной и интересной для вас она была.

  1. Выступление учителя-логопеда и демонстрация презентации

«Игры и упражнения с математическим содержанием»

В настоящее время в процессе коррекционного обучения у детей с общим недоразвитием речи все чаще выявляются трудности в усвоении математических представлений. Решать эту проблему педагогам приходится на фоне низкой познавательной активности и отсутствия интереса у детей к образовательной деятельности.

Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит, и успешным. Дошкольники очень любят игры, особенно им интересно заниматься какой - либо деятельностью вместе со взрослыми. Поэтому мы - педагоги и вы - родители можем помочь детям легко и непринужденно освоить счет в играх с математическим содержанием, решая при этом речевые задачи.

Эти настольные игры знают и любят в каждой семье - это игры с кубиками, лото, и даже карты. Есть уникальная возможность учить детей увлекательно!

В логопедической работе с детьми я использую игры с математическим содержанием в различных вариантах на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях для повышения речевой активности при автоматизации звука «Р»

 Сегодня мы с вами изготовим набор математических карт, которые вы сможете использовать для игры со своими детьми.

                                 Демонстрация презентации.

Слайд презентации

Действия логопеда

Действия родителей

1 слайд

Математические карты

Фото набора карт

Математические карты - это карточки размером 10x14, на которых есть цифра и соответствующее количество красных или черных кругов или квадратов. В комплект входит 40 карточек: 10 – с красными кругами, 10 – с черными кругами, 10 – с красными квадратами, 10 – с черными квадратами.

Я предлагаю вам выбрать фигуру определенного цвета и наклеить фигуры на картон таким образом, чтобы получилось 10 карточек с количеством фигур от 1 до 10. В левом верхнем и правом нижнем углу написать соответствующую количеству фигур цифру.

У вас получился цифровой ряд от 1 до 10 одной фигуры одного цвета.

Предлагаю вам выбрать еще одну фигуру черного или красного цвета и сделать еще 10 карточек для игры.

В дальнейшем вы сами сделаете 2 таких же числовых ряда с оставшимися фигурами – всего у вас их будет 4, как у меня.

Родители раскладывают выбранные фигуры на картон, приклеивают их, пишут цифры на карточках.

2 слайд

Разложи карточки

Цели: Закреплять счет в пределах первого десятка, формировать понятия «предыдущее» и «последующее» число, развивать внимание, память.

Фото, разложенных по цвету и фигурам карт

Логопед объясняет правила игры и предлагает каждому родителю выполнить вариант игры.

Ход игры:

Игроку предлагается выбрать из всего комплекта карточек только карточки с одной фигурой определенного цвета, например: с красным квадратом.

Затем предлагается разложить карточки в порядке возрастания от 1 до 10, при этом проговаривая сколько и каких предметов на карточке.

Например: один красный квадрат, два …десять красных квадратов.

Логопед предлагает родителям варианты раскладывания карточек и просит родителей ответить на вопросы:

Разложите карточки только с одной фигурой определенного цвета в порядке убывания от 10 до 1.

Разложите карточки с другой фигурой в порядке возрастания.

Назовите количество фигур и их цвет на карточке, которая находится между двумя любыми карточками, например: между 4 и 6.

Назови количество фигур и их цвет на карточке, которая находится перед (после) карточкой, например: с 3 фигурами.

Выберите и назовите карточки, на которых определенное количество предметов, например: по 4.

Родители раскладывают изготовленные карты в порядке убывания (возрастания), проговаривая весь числовой ряд, называя фигуру и цвет.

Родители выполняют инструкцию логопеда и отвечают на вопросы, соответствующие вариантам игры, называя количество фигур и их цвет.

3 слайд

Составь число

Цели: закреплять состав числа в пределах первого десятка, развивать внимание, память.

Фото цифры и 2 карточек с количеством фигур в сумме равное цифре

Логопед объясняет правила игры и предлагает каждому родителю выполнить вариант игры.

Ход игры:

Разложите рядами карточки фигур одного цвета от 1 до 10 таким образом, чтобы карточки с одинаковым количеством фигур были друг под другом.

А теперь составьте из 2 карточек с разными фигурами цифру, Например: 5.

Это:

1 красный круг и 4 черных квадрата.

2 красных круга и 3 черных квадрата.

3 красных круга и 2 черных квадрата.

4 красных круга и 1 черный квадрат.

Таким образом, можно в игровой форме закрепить у детей состав числа.

Родители выкладывают карточки с разными фигурами, составляющие в сумме число 5.

4 слайд

У кого больше?

Цели: Закреплять счет в пределах первого десятка, формировать понятия «больше» и «меньше», развивать внимание, память.

Фото  2 карт, знак вопроса

Логопед объясняет правила игры и предлагает каждому родителю выполнить вариант игры.

Ход игры:

Играет от 2 до 4 человек.  Раздаются карточки, независимо от определенного цвета и фигуры. Каждый игрок, выкладывая на стол по одной карточке, называет, сколько фигур на его карточке.

Например: у меня 5 черных квадратов.  

Затем играющие сравнивают количество фигур на карточках. У кого больше фигур на карточке, тот и забирает свою и чужую карточку, проговаривая: 5 больше, чем 3, я забираю карточки.

В конце выигрывает тот, у кого больше карточек на руках.

Логопед предлагает каждому родителю собрать все карты в одну стопочку, перевернув их стороной с фигурами вниз. Затем каждый участник мастер – класса поворачивает верхнюю карточку стороной с фигурами вверх, называя при этом количество и цвет фигур. Далее количество фигур на карточках сравнивается и определяется победитель.

Варианты:

Каждый игрок выбирает карточки с определенной фигурой определенного цвета.

Дети называют у кого меньше фигур.

Каждый родитель переворачивают по одной карте и называет количество фигур и их цвет:

У меня 5 красных кругов.

Затем сравнивают количество фигур на своих картах, выбирая большую (меньшую).

5 слайд

Рефлексия

Фото смайликов

Обмен впечатлениями о мастер-классе.

Наша встреча подошла к концу. Предлагаю поделиться своими мыслями о нашем мероприятии:

* Интересна ли была тема мастер-класса?

* Что полезного для себя Вы узнали?

* Какие игры, упражнения Вас больше всего заинтересовали? Почему?

* Будете ли использовать игры, рассмотренные в ходе мастер–класса?

Чтобы Вы смогли организовать такие игры со своим ребенком, я подготовила памятку с их описанием. Возможно, Вы придумаете свои варианты проведения игр, не забудьте поделиться с нами.

Если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить.  До новых встреч!

Родители высказывают свои мнения о проведенном мастер - классе

Литература

1. Концепция дошкольного воспитания.

2. Использование игровых приемов при обучении дошкольников счету. Курсовая работа. - http://xreferat.ru/71/4373-1-ispol-zovanie-igrovyh-priemov-pri-obuchenii-doshkol-nikov-schetu.html

3. Чернова В.И., Тарасов М.А., Надтока М.В. Формирование элементарных математических представлений у детей с речевыми нарушениями/ под общей редакцией В.И. Черновой: Методическое пособие. - Хабаровск, 2003. - 155 с.

Приложение 1

Памятка для родителей

«Играем всей семьей – обучаем с увлечением»

В играх с картами для повышения речевой активности при автоматизации звука «Р» эффективно использовать математические карты.

Это карточки размером 10x14, на которых есть цифра и соответствующее количество красных или черных кругов или квадратов. В комплект входит 40 карточек: 10 – с красными кругами, 10 – с черными кругами, 10 – с красными квадратами, 10 – с черными квадратами.

«Разложи карточки»

Цели: Закреплять счет в пределах первого десятка, формировать понятия «предыдущее» и «последующее» число, развивать внимание, память

Ход игры:

Игроку предлагается выбрать из всего комплекта карточек только карточки с одной фигурой определенного цвета, например: с красным квадратом.

Затем предлагается разложить карточки в порядке возрастания от 1 до 10, при этом проговаривая сколько и каких предметов на карточке.

Например: один красный квадрат, два …десять красных квадратов.

Варианты:

Разложить карточки только с одной фигурой определенного цвета в порядке убывания от 10 до 1.

Разложить все карточки в порядке возрастания.

Разложить все карточки в порядке убывания.

Выбери, назови карточки, на которых определенное количество предметов, например: по 4.

«У кого больше?»

Цели: Закреплять счет в пределах первого десятка, формировать понятия «больше» и «меньше», развивать внимание, память.

Ход игры:

Играет от 2 до 4 человек.  Раздаются карточки, независимо от определенного цвета и фигуры. Каждый игрок, выкладывая на стол по одной карточке, называет, сколько фигур на его карточке.

Например: у меня 5 черных квадратов.  

Затем играющие сравнивают количество фигур на карточках. У кого больше фигур на карточке, тот и забирает свою и чужую карточку, проговаривая: 5 больше, чем 3, я забираю карточки.

В конце выигрывает тот, у кого больше карточек на руках.

Варианты:

Каждый игрок выбирает карточки с определенной фигурой определенного цвета.

Дети называют у кого меньше фигур.

«Составь число»

Цели: закреплять состав числа в пределах первого десятка, развивать внимание, память.

Ход игры:

Игроки раскладывают рядами карточки фигур одного цвета от 1 до 10 таким образом, чтобы карточки с одинаковым количеством фигур были друг под другом.

Взрослый предлагает составить из 2 карточек с разными фигурами определенную цифру. Например: 5.

Это:

1 красный круг и 4 черных квадрата.

2 красных круга и 3 черных квадрата.

3 красных круга и 2 черных квадрата.

4 красных круга и 1 черный квадрат.

Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание.

В играх с кубиком можно использовать большой или маленький кубик и передавать его друг другу.

«Кубик кидаем и хлопаем»

Цели: Закреплять счет в пределах первого десятка; формировать понятия «предыдущее» и «последующее» число; развивать внимание, память.

Оборудование: кубик, цифры от 1 до 7.

Ход игры:

Играющий кидает кубик и хлопает столько раз, сколько выпало точек на кубике. При разучивании игры взрослый дублирует количество выпавших точек на кубике показом цифры, а затем ребенок сам выбирает цифру и хлопает соответствующее количество раз. 

Варианты:

Играющий кидает кубик и хлопает на один меньше, чем выпало точек на кубике.

Играющий кидает кубик и хлопает на один больше, чем выпало точек на кубике.

Усложнение: кидаем 2 кубика одновременно, цифры (необходимое количество, чтобы составить все числа до 12)

Цели: закреплять состав числа в пределах первого десятка.

«Кубик кидаем и считаем»

Игра используется как дидактическая игра по закреплению знаний детей по лексическим темам и по закреплению звукопроизношения.

Цели: Закреплять умение считать в пределах 6, согласовывать числительное и существительное, согласовывать числительное, прилагательное и существительное, автоматизировать поставленные звуки.

Оборудование: кубик, цифры, предметные картинки по изучаемой теме или с определенным звуком.

Ход игры:

Играющий кидает кубик и называет такое количество предметов, какое выпало на кубике.

Например: одна лодка, две лампы, три плота…

Варианты:

Одна желтая лодка, две настольные лампы, три пластмассовых плота…

Нет одной лодки, двух ламп, трех плотов…

Нет одной желтой лодки, двух настольных ламп, трех пластмассовых плотов…

Усложнение: кидаем 2 кубика одновременно, цифры (необходимое количество, чтобы составить все числа до 12)

Цели: закреплять состав числа в пределах первого десятка.

«Кубик кидаем и придумываем»

Цели: закреплять умение детей придумывать предложения с определенным количеством слов.

Оборудование: кубик, предметные картинки, сюжетные картинки

Ход игры:

По предметным и сюжетным картинкам придумываем предложение, количество слов в котором соответствует выпавшему количеству точек на кубике.

Усложнение: кидаем 2 кубика одновременно, цифры (необходимое количество, чтобы составить все числа до 12)

Цели: закреплять состав числа в пределах первого десятка, учить распространять предложения однородными членами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей воспитанников в старшей логопедической группе «Игры на формирование фонематического слуха и навыков звукового анализа у детей 5-6 лет»

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь. Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной язы...

Мастер -класс для педагогов развитие речевых навыков по средством театрализованной игры.

Театрализованная игра «Кто как считает?»1.Вводная часть (5 минут)Раз, два, три, четыре, пять —Вы хотите поиграть?Называется игра«Разминка театральная».-Сказки любите чита...

Дистанционный мастер- класс для родителей

Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ посредством изготовления театра. Расширить представления у родителей о видах театра. Познакомить с изготовлением разного вида театра из бросового мат...

Дистанционный мастер-класс с родителями «Космическое путешествие».

Тема: Мастер-класс с родителями (дистанционно) «Космическое путешествие» (изготовление картинки с элементами пластилинографии «Ракета»)...

Конспект дистанционного мастер-класса для родителей "Урок на расстоянии"

Конспект совместного с родителями дистанционного мероприятияМастер-класс«Пластилин ручной работы - как нетрадиционный материал в развитии творческих способностей детей»...

Мастер класс для родителей. Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста . Утренний круг.

Целью организации утреннего круга :обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых....