Формирование лексического строя речи у детей без речевых патологий
консультация по развитию речи

Панина Светлана Сергеевна
Формирование лексического строя речи у детей без речевых патологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование лексического строя речи у детей

без речевых патологий

Речь – форма общения людей, опосредованная языком, особый вид деятельности.

Язык – система знаков и символов отражающая цивилизационный опыт человека.

Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.

В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру. Все эти три характеристики слова нужно учитывать при проведении словарной работы в детском саду.

Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а, с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетического, фонематического, грамматического. С помощью слов ребёнок обозначает то, что доступно его пониманию. Поэтому раньше всего появляются слова конкретного значения, а позднее – слова обобщающего характера.

На сегодняшний день в исследованиях разных авторов достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения лексическими  компонентами.

По данным исследований Правдиной О.В [2] развитие словаря происходит очень быстро как в количественном, так и в качественном отношении.

Количественное развитие словаря характеризуется следующими средними цифрами :

1-е полугодие – звуко-подражание (гуление).

2-е полугодие – лепет. В это время ребенком приобретается пассивный словарь. Ребенок понимает отдельные слова, обращенные к нему.

1 год. Появляются отдельные слова (автономная детская речь). Она не понятна для окружающих, многозначна, ситуативна, аграмматична.

2– 3 года. Активный и пассивный словари растут. 1,6 – 100 слов, 2 года – 200-300 слов

3 – 4 года – 1000 – 1500 слов. Идёт непрерывное увеличение словаря как активного, так и пассивного. Ребенок начинает говорить предложениями. К 3-м годам правильно произносит звуки за исключением сложных.

4 – 5 лет. Активный словарь достигает 2000 слов В речи сокращается количество сокращений и перестановок. Появляются новые слова: образованные по аналогии, обозначающие временные и пространственные понятия. Взрослый учит активно пользоваться запасом имеющихся слов, обращает внимание и на окружающие предметы, их качества.

5 – 6 лет. Запас слов увеличивается до 2500 – 3000 слов. В активном словаре используются обобщающие слова, дети правильно называют круг предметов и явлений окружающей действительности. Продолжается совершенствоваться звукопроизношение . В словах нет пропусков, перестановок слогов и звуков. Исключение – трудные, малознакомые слова. Взрослый вводит в речь новые слова, углубляет понимание ребёнком смысла слов уже имеющихся в его активе.

6 – 7 лет. В словаре ребёнка 3000 – 3500 слов. Особенность данного возраста в  расхождении активного и пассивного словаря, в неточном употреблении слов. Взрослый стремится расширять запас слов, давая им смысловую нагрузку, помогает детям находить нужное слово, наиболее точное выражение, правильно произносить многосложные трудные слова, но часто произносимые.

Качественный рост словаря происходит по двум направлениям:

 а) по содержанию - обогащение и дифференциация смыслового содержания употребляемых слов и понятий, обозначаемых ими,

б) по форме - постепенное овладение все усложняющейся ритмико-интонационной, звуковой и слоговой структурой слов.

Указанное развитие происходит с определенной постепенностью и последовательностью.

Вторая младшая группа.

У детей трех лет непрерывно идет процесс увеличения словаря как активного, так и пассивного. Если в два года у ребенка словарный запас составляет 250 – 300 слов, то в три года он имеет, как правило, 800 – 1000 слов. У детей трех лет наблюдается неправильность в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед» - велосипед); перестановка в слове слогов («замукальные» – музыкальные); перестановка в слове звуков («певрый» – первый); пропуски в слове звуков. Иногда дети, чтобы избежать стечения согласных звуков, вводят дополнительные согласные, которые постепенно исчезают.

Средняя группа.

К четырем годам активный словарь достигает 1900 – 2000 слов. В словаре детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляется образование слов по аналогии.

Старшая группа.

К пяти годам запас слов увеличивается до 2500 – 3000 слов. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов домашнего обихода. Вместе с процессом накопления слов у детей идет процесс качественного усовершенствования их произношения. Мы уже не встречаем пропусков, перестановок слогов и звуков. Эти  явления могут быть только в некоторых трудных малознакомых словах (Экскаватор).

Подготовительная группа.

Дети старшего дошкольного возраста имеют большой словарный запас –3000 – 3500. Это преимущественно слова, которые наиболее часто употребляются при общении с окружающими. Несмотря на довольно большой запас слов, речь ребенка иногда бывает, бедна, потому, что в общении они активно пользуются значительно меньшим количеством слов. Их обиходный, активный словарь ограничен. Нередко дети употребляют слова и выражения некстати, неточно, вкладывая в них свой смысл. В отдельных случаях словарь детей засорен просторечными словами и оборотами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР.

Статья о формировании лексического сторя у детей с ОНР. Статья будет также интересна воспитателям. Она позволит интересно организовать работу по развитию лексического строя у детей....

Консультация для родителей "Особенности нарушений формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития"

Конультация для родителей "Особенности нарушений формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития"....

Логопедическая работа по формированию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Лексика, как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития ребенка. При нарушении формирования лексическ...

Использование кругов Луллия для формирования лексического строя речи у детей с ОВЗ

Игровые задания и упражнения, созданные на основе изобретения – Раймонда Луллия, являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей, относятся к системе ТР...

Логопедическая работа по формированию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Данная статья опубликована в сборнике XVIII Международной научно-практической конференции «Антропоцентрические науки в образовании»....

Логопедическая работа по формированию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В данной статье расскрыты этапы формирования лексического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР...