Конспект открытой ООД на тему: «Русские традиции – это колыбельная малютки, это сказки мамины…»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Кучумова Елена Александровна

Конспект открытого ООД по речевому развитию с детьми средней группы №6 «Ягодка» на тему: «Русские традиции – это колыбельная малютки, это сказки мамины…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_no6.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первая школа имени М.А. Пронина» города Звенигород

МБОУ «Первая школа имени М.А. Пронина» дошкольное отделение – детский сад №7

143180, Московская область, г. Звенигород, ул. Почтовая, д. 19А

Тел:8495 697-43-35,8495697-41-76 тел. 8 (498) 697-43-72,

e-mail: odin_ZV-MDOU-7@mosreg.ru

Конспект открытого ООД по речевому развитию с детьми средней группы №6 «Ягодка» на тему:

«Русские традиции – это колыбельная малютки,

это сказки мамины…»

Составила педагог высшей квалификационной категории:

Кучумова Елена Александровна

        2021г.

Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры с помощью сказок.

Программное содержание:

I. Образовательные задачи:

1. Закрепить знания детей о пользе чтения;

2. Закрепить названия и содержание русских народных и авторских сказок, знакомить детей с иллюстрациями великих русских художников;

3. Звуковая культура речи. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове.

4. Учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения. Формировать образную речь, умения подбирать образные выражения.

5. Связная речь: совершенствовать умение составлять сказки по набору картинок с последовательно развивающимся сюжетом. Учить отгадывать загадки.

II. Развивающие задачи:

Развивать у детей речь, образное мышление, фантазию и творчество.

III. Воспитательные задачи:

1. Воспитывать у детей интерес и любовь к устному народному творчеству, к русским традициям;

2. Учить выслушивать рассказы товарищей.

3. Учить работать в команде.

4. Развивать мышление, память, воображение.

Предварительная работа с детьми:

Повторение и знакомство с русскими народными сказками «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Сивка-бурка», «Никита Кожемяка» и др., с авторскими сказками, со сказочно-былинной живописью великих русских художников, иллюстрациями В.М. Васнецова, И.Я. Билибина и др. художников:

- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» в обработке А.Н. Толстого;

- «Финист - ясный сокол» в обработке Андрея Платоновича Платонова;

- «Царевна-лягушка»» в обработке Михаила Алексеевича Булатова и др. художников-иллюстраторов.

Интеграция образовательных областей:

  • Социализация (работа в команде: в игра «Составь сказку по картинкам, отгадывание кроссворда «Сказки», составление пазлов по иллюстрациям к русским народным сказкам);
  • Коммуникация (отгадывание загадок);
  • Здоровье (физминутка);

Познание (просмотр части видеоклипа «Русские традиции» группы Карусель», части видеозаставки к телепередаче «В гостях у сказки», Презентации к занятию);

Музыкальное воспитание (прослушивание песни ВИА «Самоцветы» «Русская сказка», «Русские традиции» группы «Карусель», песни О.Рождественской «Приходите в гости к нам)

План занятия:

I. Организационная (вводная) часть
1. Под отрывок из песни «Русская сказка» дети входят в зал, садятся на стульчики;
2. Загадка о книге. Беседа о важности чтения;
3. Стихотворение о книге Г.Ладонщикова «Лучший друг» (2 детей).

II. Основная часть
1. Кроссворд  на мольберте «Сказки»;  Вопросы по звуковой культуре речи, дети отгадывают загадки, определяют первый звук в слове;
2. Звучит небольшой отрывок (16 сек.) «В гостях у сказки», вход сказочницы
3.Стихотворение Ю.Мориц «Сказки». Загадки по авторским сказкам и ее авторам  (игра с клубочком)
4. Видеоклип «Русские традиции» (40 сек.) Либо сказочница, либо воспитатель о русских традициях
5. По картинкам ребята составляют  русские народные сказки, говорят название сказки, главного героя 
(работа в команде по 4-5 человек);
6. Физкультминутка
7. Сравнение сказок ,вопросы
8. Дидактическая  игра «Закончи предложение. Угадай сказочного героя русских народных сказок» (знакомство с иллюстрациями к сказкам);
10.
 ИГРА за столом (работа в команде «Пазлы «Иллюстрации к сказкам»»)

III. Закрепление

Ход занятия

Под отрывок из песни ВИА «Самоцветы» «Русская сказка» дети входят в зал и садятся на стульчики. Входит учитель (воспитатель) в руках  коробка.

Воспитатель: Ребята, я сегодня была в школьной библиотеке и принесла для вас подарок. А, чтобы узнать, какой, отгадайте загадку, что у меня в волшебной коробке?

Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.

Дети отвечают: Книга.

Воспитатель: Совершенно верно, книга - наш самый лучший друг. Значение книг в жизни человека огромно. Не зря А.С.Пушкин (великий русский поэт и писатель) говорил: «Чтение - вот лучшее учение!». Благодаря книгам мы расширяем свои знания, лучше понимаем людей, узнаем много нового интересного, знакомимся с другими странами. Ни телевизор, ни компьютер, ни радио не могут заменить книгу. Ребята, а, кто из вас может прочитать стихотворение о книге?

Стихотворение «Лучший друг» Григория Ладоншикова (2 детей)

Если купишь книгу -
Не бросай на полку;
От нее не будет
Никакого толку.

Всем полезно чтение
Про себя и вслух,
Книга-самый верный,
Самый лучший друг.

Из нее узнаешь ты
Обо всем на свете
На любой вопрос она
Без труда ответит.

В ней стихи и сказки
Все к твоим услугам:
Береги же книгу!
Стань и ты ей другом!

Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, кто такие путешественники? А вы хотели бы ими стать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, но чтобы узнать в какое, нужно отгадать зашифрованное слово. Мы будем отгадывать его по 1-м звукам слов, отгаданных вами загадок.

1.

Красна девица грустна, ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка – Снегурочка (слайд);

Воспитатель: Ребята, а  какой звук вы слышите в начале слова «Снегурочка»?

Дети: Звук «С».

2.

На сметане мешён, на окошке стужён.
Круглый бок, румяный бок, покатился – Колобок (слайд);

Воспитатель: Ребята, а в слове «Колобок» какой звук первый?

Дети: «К»;

3. Всех излечит, излечит, добрый доктор – Айболит (слайд);

Воспитатель: Ребята, какой звук слышите в начале слова?

Дети: «А».

4. Она красива и мила, а имя её от слова зола? – Золушка (слайд);

Воспитатель: Ребята, какой звук Вы слышите в начале слова?

Дети: «З»

5. Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше – Карлсон (слайд);

Воспитатель: Какой звук первый?

Дети: «К»

6. В сказках он всегда простак, все зовут его «дурак».

Но ум ещё покажет свой, этот сказочный герой – Иванушка (слайд).

Воспитатель: Ребята, какое зашифрованное слово у нас получилось? Кто из Вас может прочесть?

Дети: «С К А З К И».

На экране появляется часть заставки к телепередаче «В гостях у сказки» (16 сек.)

Входит переодетый сказочный персонаж Елена-сказочница в сарафане и платке.

Сказочница: Здравствуйте, дорогие ребятушки и дорогие гости.  Зовут меня Елена-Сказочница. Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну, где сказки по земле ходят, где Емеля на печке к царю ездит в гости, где Иван-Царевич смерть Кощееву ищет, а в садах яблоки молодильные растут.

Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет
Из реки выходит сказка, из трамвая! из ворот!
Сказка-умница и прелесть, с нами рядышком живёт
Ух, и за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,
Обожаемые сказки слаще ягоды любой
В сказке, солнышко горит, справедливость в ней царит,
Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.
(Юнна Морриц)

Сказочница: Ребята, герои сказочной страны приготовили для Вас много заданий. Вот одно из них. Я загадаю вам загадки, а вы внимательно слушайте  и угадайте название сказки, и ее автора.

1. 

Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка  чуть больше ноготка
В скорлупе ореха девочка спала
Какая же девочка в цветке жила?
(«Дюймовочка» (слайд))

Сказочница: А кто написал сказку о Дюймовочке?

Дети: Датский сказочник, Ганс Христиан Андерсен (слайд)

Сказочница: Сейчас потолкуем о книжке другой.

2.

Тут синее море, тут берег морской
Старик вышел к морю и невод забросил
Кого-то поймал и что-то попросит
О жадной старухе рассказ наш пойдёт
А Жадность, ребята, к добру не ведёт
И кончится дело всё тем же корытом
Не новым, а старым, конечно разбитым. (слайд)

Сказочница: Как называется сказка и кто ее автор?

Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке» (слайд).

Сказочница: А, кто, автор этой сказки?

Дети: А.С.Пушкин (слайд).

Сказочница: 

Был друг у Ивана
Немножко горбатым,
Но сделал счастливым его
И богатым. (слайд)

Сказочница: Ребята, как называется эта сказка?

Дети: «Конек-горбунок».

Сказочница: А, кто автор этой сказки?

Дети: Ершов Петр Павлович. (слайд)

Сказочница: Ребята, Вы очень  сообразительные, отгадали все загадки. Но, послушайте, ребята, что за чудесная музыка раздается из сказочного леса.

Звучит «Русские традиции», группа «Карусель»

Сказочница: Ребята, а о чем поется в этой песне?

Дети: о сказках.

Сказочница: Ребята, правильно. Русский народ всегда был велик своими сказками, былинами, песнями колыбельными и обрядовыми, прибаутками, небылицами. Мы знаем из самого раннего детства, помним наизусть и проносим через всю жизнь- настолько велик  заложенный в них заряд любви, душевной теплоты  и доброго озорства.

Сказочница: Ребята, а какие русские народные сказки Вы знаете?

Дети: дети называют русские народные сказки.

Воспитатель: Ребята, а мы сейчас покажем нашей гостье «Как вы знаете русские народные сказки?» 

ИГРА «Составь сказку» за столами. 

 Послушайте задание: мы разделимся на 4 команды, у вас каждого есть эмблема, посмотрите на нее, и найдите такую же эмблему на столе, здесь будет ваша команда. У меня есть карточки,  ваша задача последовательно составить  знакомую  сказку, назвать сказку и главных героев сказок. . Когда вы составите свою сказку, обязательно подайте сигнал готовности. (4 команды, по 4-5 человек, дети составляют последовательно сказки). Сказки «У страха глаза велики», «Заяц-хваста», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Сивка-бурка». Пока дети собирают сказку,   тихо играет музыка группа «Карусель» «Русские традиции» или песня «Русская сказка» ВИА «Самоцветы».

 Воспитатель: подходят к столам, спрашивают одну команду: «Как называется сказка? Кто главный герой?

Сказочница: Ребята, какие вы молодцы. Я вижу, вы хорошо знаете русские народные сказки.

Сказочница: А, сейчас, ребята, давайте вспомним одного из главных персонажей русских народных сказок. Встаньте у своих стульчиков и повторяйте движения за мной:

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В темном лесу есть избушка, – дети шагают
Стоит задом наперед. – дети поворачиваются
В этой избушке есть старушка - – грозят пальцем
Бабушка Яга живет. – грозят пальцем другой руки
Нос крючком, - показывают пальчиком
Глаза большие, – показывают
Словно угольки горят, - покачивают головой
Ух, сердитая какая, –бег на месте
Дыбом волосы стоят! – руки вверх

Дети садятся.

Воспитатель: Ребятачто такое  сказка? И чем она отличается от рассказа?

Дети: В сказке много чудес. Звери, рыбы, птицы ведут себя, как люди,  разговаривают, как люди.

Воспитатель: А еще в сказках есть повторяющееся магическое число три: три царских сына, три невестки, три задания, которые надо. Теперь вы знаете, что сказки бывают авторскими, и народными.

Сказочница: Ребята, а вот еще одно задание приготовили жители сказочной страны для вас. Мы будем вам зачитывать отрывки из сказок, а вы определите о каком сказочном персонаже идет речь и из каких русских народных сказок они. Обращайте внимание на экран, на картины (иллюстрации) великих русских художников, созданные по мотивам этих сказок.

Сказочница: Собрался народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили…

Дети: Аленушку.

Сказочница: Ребята, а как сказка называется?

Дети: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (слайд)

Воспитатель: Старшие братья  пошли искать свои стрелы.Сразу их нашли: один — в боярском тереме, другой — на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото…..
Дети: «Царевна-лягушка» (слайд)

Сказочница:  А потом Марьюшка взяла перышко в свои руки, подержала его при себе, погладила и нечаянно уронила на пол. Тотчас ударился кто-то в окно. Окно открылось, и влетел в избу…..(Финист - ясный сокол)

Дети: «Финист - Ясный сокол (слайд)
Воспитатель: Откуда ни возьмись конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит. Иван ему в правое ухо влез, из левого вылез и сделался опять таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Весь народ так и ахнул.

Дети: «Сивка-бурка» (слайд).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с вами  какие сказки мы отгадали.

ИГРА (работа по командам «Пазлы «Иллюстрации к сказкам» ). 

Играет музыка О.Рождественской «В гостях у сказки» 

Сказочница: Ребята, вам задание на смекалку, соберите пазлы к сказкам, которые только что отгадали, образец у вас на столе. Когда вы составите пазл, обязательно подайте сигнал готовности.

Сказочница спрашивает команды: «Из какой сказки ваша картина к сказке? Ребята, давайте посмотрим, как составили пазлы ребята из соседних команд.

Сказочница: Но пришло время вам возвращаться из сказки в сад. А я с вами прощаюсь. До новых встреч в сказках!!!!!

Заставка «В гостях у Сказки» (16 секунд).

Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. Но со сказками мы не прощаемся, сказки живут рядом с нами.

Воспитатель: Ребята, где мы с вами сегодня были?

Воспитатель: А чему нас учат сказки?

Воспитатель: Что Вам понравилось в нашем путешествии в сказку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей.Семейная гостиная.План встреч по теме"Русские народные традиции. Народная игрушка"для детей среднего дошкольного возраста и родителей.

Методическая разработка представлена, как план встреч педагога с родителями и детьми в непринуждённой обстановке, объединении их общей темой разговора, а также приобщении к совместному творчеству дете...

Обучающая презентация тема: "Русские народные традиции, праздник " Пасха"

Патриотическое воспитание  через народные праздник " Пасха".Дошкольный возраст – это период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств, к которому относится ...

Проект образовательной деятельности по теме «Русские народные традиции»

Проект образовательной деятельности на каникулярную неделю с 9 по 13 февраля 2015 года...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в средней группе№1 на тему «Русские обычаи, традиции и народное творчество».

Познакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме. Расширять кругозор детей, развивать любознательность, формировать эстетический вкус. Воспитывать люб...

Конспект встречи на клубе "Школа для пап и мам" . Тема: " Русские народные традиции. Встреча Пасхального Воскресенья"

Описан конспект проведения встречи с родителями на клубе "Школа для пап и мам". Тема: " Русские народные традиции. Встреча Пасхального Воскресенья"....

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстети

Конспектобразовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции»Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развит...