Конспект совместной деятельности по чтению художественной литературы с детьми подготовительного возраста «А дома лучше»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Леонова Мария Олеговна

Тема: «Почему дома лучше?». Данная тема выбрана накануне для матери.

Возраст: Подготовительная группа (6-7 лет).

Актуальность: Семья является важнейшим фактором социализации личности и формирования ценностных ориентиров ребенка. Система ценностных ориентиров является фундаментом отношения к себе, к окружающему миру, к обществу, а также играет большую роль для становления мировозрения. В ФГОС ДО одним из ключевых направлений социально-коммуникативно развития является приобщение к семейным ценностям. Социологи отмечают, что в мировом и национальном пространстве во второй половине 20 века нуклеарная семья окончательно утвердилась как новая социальная норма, отличительным признаком которой является небольшое количество ее членов: муж, жена, один-два ребенка; соответственно ограниченное количество внутрисемейных отношений и семейно-родственных связей, рост автономии поколений. Как показала Всероссийская перепись населения России за 2010 год в России из общего числа семей нуклеарными являются 28,6% [1]. Учитывая данный факт возникает вопрос: насколько дети из данного типа семей смогут включиться в одну из широких предлагаемых форм работы по приобщению к семейным ценностям? Будет ли эффективна данная работа в ситуации снижения межпоколенных связей в семьях воспитанников? В России за период с 2002 по 2010 год число супружеских пар уменьшилось на 1 млн. вне брака на свет появилось: в 1980 г. – 10,8% младенцев, 1990 г. – 14,6% младенцев, 2010 г. – примерно каждый третий ребенок рожден вне брака. Реальность современного российского общества такова, что в результате развода 80% российских отцов ограничивают свои обязанности выплатой алиментов [1]. Также стали встречаться неполные семьи, в которых ребенка воспитывает папа (без участия матери) или бабушки с дедушками. Отсюда возникают вопросы: насколько является целесообразным при подготовке к праздникам пап (мам) предлагать всем воспитанникам создавать открытки с поздравлениями? Всегда ли в условиях роста неполных семей у ребенка сформирован образ отца (матери) как сильного, надежного, заботливого и значимого для него взрослого? Предполагается, что такими возможностями обладает опыт широкого обращения к произведениям детской художественной литературы, в которых демонстрируется позитивные практики семейных отношений, описываются сюжеты, отражающие чувства семейной общности и родственные привязанности, которые ребенок зачастую не может наблюдать в условиях собственной семьи.  Поэтому я предлагаю Вам через приобщение детей к чтению художественной литературы с использованием технологии продуктивного чтения [2] (адаптирована с младшего школьного возраста на дошкольный) приобщать ребенка к семейным ценностям, сохраняя уважение к личным границам пространства ребенка и семьи. Также хочется отметить, что при выборе художественного произведения необходимо ориентироваться на субкультуру современного ребенка и стремиться создать проблемные ситуации, которые отражают современную реальность. В связи с этим были проанализированны произведения современных детских авторов и для проведения совместной деятельности была выбрана книга «А дома лучше» Ютты Лангройтер и Штефани Дале.

Цель: приобщение детей к семейным ценностям в процессе чтения современной детской художественной литературы.

Задачи: учить осмысливать (понимать) содержание литературного произведения; учить определять эмоциональное состояние героев, с помощью анализа глаголов действий и анализа поз и мимике героев на иллюстрациях; учить устанавливать причинно-следственные связи между поведением героев и их эмоциональным состоянием; учить высказывать свою точку зрения, стремится ее объяснить; развивать речетворческие способности детей; ненавязчиво формировать правильный алгоритм действий в ситуации, когда ребенок боится возвращаться домой после совершенного проступка.

Планируемые результаты совместной деятельности:

Социально-коммуникативные: ребенок способен распознать переживания героев сказки по иллюстрациям и словам, отражающим эмоциональное состояние героя (проворчала мама, у зайчика опущены уши, рассерженный взгляд); ребенок способен понять причину изменения настроения героя, видеть связь между поведением героев и их эмоциональным состоянием. Ребенок способен встать на точку зрения другого человека (героя), посмотреть на себя со стороны, оценивать эмоциональное состояние и выбрать линию поведения. А также после проведения занятия ребенок переносит сюжеты сказки в собственную игру, как естественное отображение прочитанного в условиях игровой деятельности. За счет этого происходит обогащение сюжетно-ролевой игры ребенка.

Речевое развитие: у детей развивается диалоговое общение в процессе беседы, обсуждения текста художественного произведения, они учатся высказывать свои суждения (предположения), аргументировать их. Ребенок способен внимательно рассматривать и анализировать иллюстрации книги, делать вывод на основе собственных наблюдений и рассуждений. Ребенок способен испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.

Педагогические технологии, используемые в рамках совместной деятельности.

  1. Использование педагогом технологии продуктивного чтения. В рамках данной технологии педагог делает паузы во время чтения текста и комментирует прочитанное; при необходимости уточняет новые слова; задает вопросы, направленные на появление читательской интерпретации; задает вопросы на прогнозирование событий; отвечает на вопросы детей; стимулирует воображение и рассуждения детей по поводу текста. Данная технология позволяет не только проанализировать тест, но и привлечь внимание детей к новой сюжетно-ролевой игре.
  2. Личностно-ориентированная технология.
  3. Деятельностей подход к обучению.
  4. Игровые технологии. Обогащение содержания сюжетно-ролевых игр (создание предметно-развивающей среды для этого) в рамках литературного произведения.
  5. Здоровьесберегающие технологии. Соблюдение санитарно-гигиенических требований, наличие психологической разгрузки или динамической паузы для снятия эмоционального или нервного напряжения.

Необходимые материалы: Книга Ютты Лангройтер, Штефани Дале «А дома лучше». Таже в группе размещаются нарисованные иллюстрации и герои сказки в виде настолько театра «В доме у зайчика Джоси», дети могут активно проигрывать сюжет книги, дополнять его или создавать свой. Недалеко от уголка театрализации находится уголок художественно-эстетического развития, с помощью которого дети могут создавать новых героев для настолько театра, дополнять домик Джоси различными предметами (подарок для мамы – умная машина по готовке еды).  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leonova_mariya_olegovna.docx93.67 КБ

Предварительный просмотр:

Леонова Мария Олеговна

Конспект совместной деятельности по чтению художественной литературы с детьми подготовительного возраста «А дома лучше»

Тема: «Почему дома лучше?». Данная тема выбрана накануне для матери.

Возраст: Подготовительная группа (6-7 лет).

Актуальность: Семья является важнейшим фактором социализации личности и формирования ценностных ориентиров ребенка. Система ценностных ориентиров является фундаментом отношения к себе, к окружающему миру, к обществу, а также играет большую роль для становления мировозрения. В ФГОС ДО одним из ключевых направлений социально-коммуникативно развития является приобщение к семейным ценностям. Социологи отмечают, что в мировом и национальном пространстве во второй половине 20 века нуклеарная семья окончательно утвердилась как новая социальная норма, отличительным признаком которой является небольшое количество ее членов: муж, жена, один-два ребенка; соответственно ограниченное количество внутрисемейных отношений и семейно-родственных связей, рост автономии поколений. Как показала Всероссийская перепись населения России за 2010 год в России из общего числа семей нуклеарными являются 28,6% [1]. Учитывая данный факт возникает вопрос: насколько дети из данного типа семей смогут включиться в одну из широких предлагаемых форм работы по приобщению к семейным ценностям? Будет ли эффективна данная работа в ситуации снижения межпоколенных связей в семьях воспитанников? В России за период с 2002 по 2010 год число супружеских пар уменьшилось на 1 млн. вне брака на свет появилось: в 1980 г. – 10,8% младенцев, 1990 г. – 14,6% младенцев, 2010 г. – примерно каждый третий ребенок рожден вне брака. Реальность современного российского общества такова, что в результате развода 80% российских отцов ограничивают свои обязанности выплатой алиментов [1]. Также стали встречаться неполные семьи, в которых ребенка воспитывает папа (без участия матери) или бабушки с дедушками. Отсюда возникают вопросы: насколько является целесообразным при подготовке к праздникам пап (мам) предлагать всем воспитанникам создавать открытки с поздравлениями? Всегда ли в условиях роста неполных семей у ребенка сформирован образ отца (матери) как сильного, надежного, заботливого и значимого для него взрослого? Предполагается, что такими возможностями обладает опыт широкого обращения к произведениям детской художественной литературы, в которых демонстрируется позитивные практики семейных отношений, описываются сюжеты, отражающие чувства семейной общности и родственные привязанности, которые ребенок зачастую не может наблюдать в условиях собственной семьи.  Поэтому я предлагаю Вам через приобщение детей к чтению художественной литературы с использованием технологии продуктивного чтения [2] (адаптирована с младшего школьного возраста на дошкольный) приобщать ребенка к семейным ценностям, сохраняя уважение к личным границам пространства ребенка и семьи. Также хочется отметить, что при выборе художественного произведения необходимо ориентироваться на субкультуру современного ребенка и стремиться создать проблемные ситуации, которые отражают современную реальность. В связи с этим были проанализированны произведения современных детских авторов и для проведения совместной деятельности была выбрана книга «А дома лучше» Ютты Лангройтер и Штефани Дале.

Цель: приобщение детей к семейным ценностям в процессе чтения современной детской художественной литературы.

Задачи: учить осмысливать (понимать) содержание литературного произведения; учить определять эмоциональное состояние героев, с помощью анализа глаголов действий и анализа поз и мимике героев на иллюстрациях; учить устанавливать причинно-следственные связи между поведением героев и их эмоциональным состоянием; учить высказывать свою точку зрения, стремится ее объяснить; развивать речетворческие способности детей; ненавязчиво формировать правильный алгоритм действий в ситуации, когда ребенок боится возвращаться домой после совершенного проступка.

Планируемые результаты совместной деятельности:

Социально-коммуникативные: ребенок способен распознать переживания героев сказки по иллюстрациям и словам, отражающим эмоциональное состояние героя (проворчала мама, у зайчика опущены уши, рассерженный взгляд); ребенок способен понять причину изменения настроения героя, видеть связь между поведением героев и их эмоциональным состоянием. Ребенок способен встать на точку зрения другого человека (героя), посмотреть на себя со стороны, оценивать эмоциональное состояние и выбрать линию поведения. А также после проведения занятия ребенок переносит сюжеты сказки в собственную игру, как естественное отображение прочитанного в условиях игровой деятельности. За счет этого происходит обогащение сюжетно-ролевой игры ребенка.

Речевое развитие: у детей развивается диалоговое общение в процессе беседы, обсуждения текста художественного произведения, они учатся высказывать свои суждения (предположения), аргументировать их. Ребенок способен внимательно рассматривать и анализировать иллюстрации книги, делать вывод на основе собственных наблюдений и рассуждений. Ребенок способен испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.

Педагогические технологии, используемые в рамках совместной деятельности.

  1. Использование педагогом технологии продуктивного чтения. В рамках данной технологии педагог делает паузы во время чтения текста и комментирует прочитанное; при необходимости уточняет новые слова; задает вопросы, направленные на появление читательской интерпретации; задает вопросы на прогнозирование событий; отвечает на вопросы детей; стимулирует воображение и рассуждения детей по поводу текста. Данная технология позволяет не только проанализировать тест, но и привлечь внимание детей к новой сюжетно-ролевой игре.
  2. Личностно-ориентированная технология.
  3. Деятельностей подход к обучению.
  4. Игровые технологии. Обогащение содержания сюжетно-ролевых игр (создание предметно-развивающей среды для этого) в рамках литературного произведения.
  5. Здоровьесберегающие технологии. Соблюдение санитарно-гигиенических требований, наличие психологической разгрузки или динамической паузы для снятия эмоционального или нервного напряжения.

Необходимые материалы: Книга Ютты Лангройтер, Штефани Дале «А дома лучше». Таже в группе размещаются нарисованные иллюстрации и герои сказки в виде настолько театра «В доме у зайчика Джоси», дети могут активно проигрывать сюжет книги, дополнять его или создавать свой. Недалеко от уголка театрализации находится уголок художественно-эстетического развития, с помощью которого дети могут создавать новых героев для настолько театра, дополнять домик Джоси различными предметами (подарок для мамы – умная машина по готовке еды).  

Ход совместной деятельности:

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Кто из Вас знает, какой праздник будет в ближайшее воскресенье?

Дети отвечают.

Воспитатель. Правильно, день матери. И накануне это праздника я хочу познакомить Вас с одной книгой. Давайте ее внимательно рассмотрим. Как называется эта часть книги? (показывает на обложку).

Дети отвечают.

Воспитатель. Верно, это обложка, она есть у каждой книги. Каждая книжка одета в обложку, и обложки некоторых книг могут нам рассказать о чем книга. Давайте рассмотрим обложку и подумаем, о чем может рассказываться в этой книге. Что нарисовано на обложке? Как вы думайте, о чем может быть эта книга?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, как называется профессия человека, который пишет книги?

Ответы детей.

Воспитатель. Верно, писатель. Автор или писатель этой книги Ютта Лангройтер. Ребята, а как называется профессия человека, который рисует иллюстрации к книге?

Ответы детей.

Воспитатель. Верно, иллюстратор или художник иллюстратор. Художник иллюстратор этой книги Штефани Дале. Посмотрите, какие красивые иллюстрации в этой книге. Мы можем назвать их «говорящими». Как вы думайте, почему?

Ответы детей.

Воспитатель. Верно, потому что они также как текст в книге помогают нам понять о чем книга, помогают понять настроение героев, показывают детали некоторых событий.  Посмотрите на обложку книги, как вы думайте, о чем в ней будет рассказываться?

Ответы детей. Педагог при необходимости задет уточняющие вопросы в зависимости от полноты ответов детей.

Воспитатель. Отлично. Тогда сейчас мы откроем книгу и узнаем, что же случилось с зайчихой и зайчонком. Педагог читает произведение. После фразы на 2 странице «Это я устал! – закричал в ответ зайчик Джоси.» педагог уточняет у детей. Как вы думайте, от чего устал зайчик Джоси? Также педагог для ответа на этот вопрос обращает внимание детей на беспорядок в комнате Джоси (просит назвать детали: разбросанные игрушки - играл, недорисованная картинка - рисовал, карандаши на полу, шарик, висящий на дереве – украшал свою комнату). Педагог с детьми делают вывод, что Джоси действительно устал, так как занимался своими детскими делами. Педагог с детьми продолжают читать произведение. После фразы «А у мамы усики не дрожали» педагог уточняет у детей. Как вы думайте, какое настроение было у мамы? Как вы это поняли, какие слова помогли вам понять это?

Ответы детей. Педагог при необходимости перечитывает кусочек текста: «Ох, как я устала, Джоси! – проворчала мама зайчиха».

Воспитатель. А что на картинках говорит о том, что мама злиться? При необходимости обращает внимание детей на позу мамы, на ее ушки, выражение лица (мордочки).

Ответы детей.

Воспитатель. Педагог переворачивает страницу и показывает уютную гостиную в домике Джоси. И интересуется у детей: Как вы думайте, почему мама злиться? 

Ответы детей.

Воспитатель. Посмотрите на картинку, как же в домике чисто. Наверное, она устала. Давайте с вами подумаем, а почему мама устала?

Ответы детей.

Воспитатель. Верно, она прибиралась, а как ты догадался, ведь автор не говорит нам об этом? Что мама могла делать? (Педагог показывает детям некоторые элементы иллюстраций и при необходимости задает уточняющие вопросы. На штанишки, которые сушиться, на камин, над которым кипятиться чайник, чистую посуду, накрытый стол, капусту, которая сушиться на зиму, аккуратно лежащие подстилки на табуретках, красивую шторку на двери и др.)

Ответы детей.

Воспитатель. Педагог продолжает чтение произведения. После фразы на странице 8 «Тут столько всего валяется, я буду все время спотыкаться». Как вы думайте, почему Джоси ушел от мышек?

Ответы детей.

Воспитатель. Педагог продолжает чтение произведения. После фразы на странице 12 «Рафи, - сказал Джоси, - мы все равно будем дружить, но я не могу остаться жить у вас». Как вы думайте, почему Джоси ушел от барсуков?

Ответы детей.

Воспитатель. Педагог продолжает чтение произведения. После фразы на странице 16 «Мы все равно будем дружить, но жить у вас я, к сожалению, не могу». Как вы думайте, почему Джоси ушел от белочек?

Ответы детей.

Воспитатель. Педагог продолжает чтение произведения. После фразы на странице 21 «У меня все есть. Но мне чего-то ужасно не хватает» Как вы думайте, чего не хватает Джоси?

Ответы детей.

Воспитатель. Педагог обращает внимание на семейную традицию Джоси. Что каждый раз говорил Джоси, когда приходил жить к своим друзьям?    

Ответы детей. При необходимости педагог напоминает: «Но почесать за ушком, она у меня не может. Это может только моя мама».

Воспитатель. Джоси было очень приятно, когда мама чесала у него за ушком. Ему казалось, когда она чешет за ушком она так проявляет свою любовь и ласку. Это их семейная традиция. Педагог продолжает чтение произведения. После фразы на «Он побежал через поле, через мост, проскакал через широкий луг, промчался через лес прямо к своему дому и распахнул дверь». Как вы думайте, как встретила Джоси мама?

Ответы детей.

Воспитатель. Конечно, мама очень обрадовалась встрече с Джоси. Вы всегда должны помнить, что бы ни случилось, никогда не бойтесь возвращаться домой. Ведь дома всегда лучше. Педагог заканчивает чтение произведения.

Физкультминутка. (Подражательные движения по тексту).

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

Воспитатель. Педагог еще раз обращает внимание детей на настроение мамы на последней иллюстрации. Какое настроение у мамы? Как вы это поняли? По каким словам вы это поняли? (радостно вскрикнула мама) Что нам говорит об иллюстрация? (улыбка, она обнимает Джоси, у нее подняты вверх ушки).

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, как начиналась сказка. Когда же ты, наконец, уберешь комнату? Ты так до сих пор и не умылся! И утреннюю зарядку сегодня не делал! А что же случилось, когда Джоси пошел к своим друзьям? Что случилось у мышек?

Ответы детей. Педагог помогает детям сделать вывод, о том, что Джоси не нравилось у мышек то, что везде были разбросаны игрушки. Но когда мама зашла в его комнату там тоже был беспорядок, поэтому мама разозлилась. У них в семье принято убирать игрушки, поэтому в доме чисто и Джоси не споткнется и не упадет.

Воспитатель. Что случилось у барсуков?

Ответы детей. Педагог помогает детям сделать вывод, о том, что Джоси не нравилось у барсуков то, что от них шел неприятный запах. Но утром, когда он ушел из дома, он тоже не успел умыться, поэтому мама разозлилась. У них в семье принято умываться каждое утро, поэтому они выглядят опрятно и от них не пахнет.

Воспитатель. Что случилось у белок?

Ответы детей. Педагог помогает детям сделать вывод, о том, что Джоси не нравилось у белок то, что каждый раз нужно было забираться на дерево. Но утром, когда он ушел из дома, он не сделал зарядку, поэтому мама разозлилась, а зализать на дерево каждый раз намного сложнее. У них в семье принято делать зарядку каждое утро.

Воспитатель. Ребята, подскажите, Вам понравилась сказка?

Ответы детей.

Воспитатель. А что Вам больше всего понравилось? Было ли то, что вас напугало или удивило?

Ответы детей.

Воспитатель. Посмотрите, какие у меня есть иллюстрации. Как вы думайте, что это?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, это иллюстрации из книжки. А также в этих коробочках у меня есть герои нашей сказки. Я сейчас предлагаю Вам выбрать себе героя и всем вместе разыграть сказку о зайчике Джоси, а возможно и придумать продолжение этой сказки.

Список литературы:

  1. Хачатрян Л.А. Тенденции изменения современной российской семьи.
  2. Солнцева О.В. Приобщение детей к семейным ценностям в процессе чтения художественной литературы. Журнал дошкольник. Методика и практика обучения и воспитания, 2021, №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с детьми подготовительного возраста с общим недоразвитием речи с использованием ИКТ и элементов сказкотерапии . ТЕМА: "Встреча с Осенью"

Логопедические цели.Неречевые:1. Развитие слухового восприятия и  динамического праксиса: воспроизведение    ритмической структуры.2. Развитие слухового внимания и памяти, вербальн...

Конспект образовательной деятельности по чтению художественной литературы для детей подготовительной группы Тема: «Чтение рассказа Е.Воробьева «Обрывок провода»

продолжать  развивать интерес к художественной литературе, пополнить литературный багаж новым рассказом;Обращать внимание на выразительные средства;Воспитывать чувство сострадания к  героям...

Планирование ежедневного чтения художественной литературы с детьми раннего возраста на декабрь месяц

Планирование ежедневного чтения художественной литературыс детьми раннего возраста на декабрь месяц...

Конспект образовательной деятельности по чтению художественной литературы в средней группе Тема: «Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»».

Конспект образовательной деятельности по чтению художественной литературы в средней группе Тема: «Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»». Цель: познакомить детей с произведением Николая Носова «Жив...