лексическая тема по развитию речи "Перелетные птицы" старшая группа
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Цыбуляева Надежда Анатольевна

В помощь воспитателю логопедической группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_pereletnye_ptitsy_starshaya_gruppa.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема "Перелетные птицы" (старшая группа)

Утренний сбор детей

(игры)

Динамическая пауза

(развитие общей моторики)

Д/и «Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в образовании антонимов

- Аист большой, а соловей …,

- Кукушка сидит высоко, а ласточка …,

- Лебедь белый, а грач …,

- У журавля широкие крылья, а у ласточки …,

- У лебедя длинная шея, а у скворца …,

- Жаворонок живет в поле, а цапля …

Вышли уточки на луг
Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш. (Присели.)

Пальчиковая гимнастика

(развитие мелкой моторики)

Дыхательная гимнастика

Перелетные птицы

Птицы перелетные

В стаи собираются,

В края теплые летят,

До весны прощаются.

Стаи журавлиные,

Стаи лебединые,

Стаи соловьиные,

Гусиные, утиные –

К югу все они летят,

Здесь замерзнуть не хотят.

Как наступят холода –

Не найдется им еда.

Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.

Сжимают пальцы рук в кулаки.

Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз.

Двигают пальцами рук – «машут, прощаются».

Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке (или по очереди

                          «Где стая?»

И.п. – стоя, ноги вместе, подбородок приподнять. Медленно поворачивая голову вправо (влево), протяжно произнести: «К-а-а-а-р».

Занимая исходное положение, дети делают непроизвольный вдох. То же – в другую сторону.

2)  «Полетаем!»

И.п. – руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья.

 Медленно опуская руки вниз и выдыхая

при этом, протяжно произнести:   «К-а-а-а-р». И.п. – непроизвольный вдох.

Артикуляционная гимнастика

 (развитие артикуляционной моторики)

Мимическая разминка

 (развитие мимических мышц)

2.Упражнения для язычка:

Упражнения для жевательно- артикуляционных мышц

«Голодные птенчики»Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.

Упражнения для щек и губ

«Клювы разных птиц»Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. «Мама-птица прогоняет от птенцов куницу»Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).

Упражнения для языка

«Птенчики ждут пищу»Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

«Очень вкусная пища!» Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а-а-а.

«Аист»Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до «шести—восьми».

Мимические упражнения

Выразить состояние грусти и печали.

Показать: вы прощаетесь с улетающими птицами.

Изобразить птиц в морозный день:

«Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!»

Выразить мимикой состояние голодных и замерзающих птиц.

 Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жалеете их.

Изобразить радость аистов и других перелетных птиц, увидевших родные края после возращения из дальних странствий.

Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке. Показать: вы рассердились на кошку. Кошка отпустила воробья. Изобразить: вы пожалели воробья.

Речевая зарядка

Скороговорки

Д/у «Речевая зарядка» (дети повторяют цепочку слогов):

птэ – ктэ – бдэ – гдэ

ктэ – бдэ – гдэ - птэ

Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»

***

Тары- бары, растабары,
Прилетели две гагары,
Рассказали про пожары,
Улетели на базары.

Чисто говорки

Стихотворения

ТЕЛИ – ТЕЛИ – ТЕЛИ - птицы прилетели

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - голосистые скворцы

ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА – голодные скворчата

ЧИ – ЧИ – ЧИ - черные грачи

ВЯ - ВЯ – ВЯ – грач нашел червя

ДО – ДО – ДО - птицы вьют гнездо

ДЕ – ДЕ – ДЕ - птенчики в гнезде

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ – важные птенцы

КА – КА – КА – птенчик держит червяка

Ист-ист-ист — улетел подальше аист.

Едь-едь-едь -в пруду не сидит лебедь.

Ка-ка-ка — крякает утка.

Сь-сь-сь — в тепле теперь гусь.

Ля-ля-ля — какая красивая цапля.

Авль-авль-авль — восхитительный журавль.

Чка-чка-чка — кормит птенцов ласточка.

Ач-ач-ач — очень черный грач.

Рец-рец-рец — улетел скворец.

Травка зеленеет,

солнышко блестит,
Ласточка с весною

в сени к нам летит.
С нею солнце краше

и весна милей...
Прощебечь с дороги

нам привет скорей.
Дам тебе я зерен,

 а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)

 

Считалка

Считалка                                                                       "Считалочка про птиц"

Цапли, утки, журавли,

Скворцы, ласточки, грачи,

Соловьи, дрозды, кукушки –

Перелетные пичужки!

Раз, два, три -

Пичужкой будешь ты! 

Загадки

Зрительная гимнастика

Гости приходят весной,

А уходят осенью.

                        (Перелетные птицы)

На шесте -дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его…  (Скворец)

 Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни и полет

Вошли в стихотворения!

                               (Жаворонок)

Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней.

Всех перелетных птиц черней,

чистит пашню от червей.    (Грач)

Солнце греет у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам…     (Грачи)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.    (Цапля)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.    (Ласточка)

Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту

 Раз, два, три, четыре, пять

Будем птичек мы считать.

Глазки к небу поднимаем,

Взглядом птичек провожаем.

Вот сорока полетела,

Посмотрели глазки влево.

Там ворона пролетала,

Посмотрели глазки вправо.

Вверх взлетает ловкий стриж,

А за ним веселый чиж.

Посмотрели глазки вниз,

Села галка на карниз.

Вверх и вниз, и влево – вправо,

Сколько птиц тут пролетало?

Будем глазки закрывать,

Вспоминать и всех считать.

Раз – сорока, два – ворона,

Галка – три, четыре – стриж,

Ну, а пять – веселый чиж.

Раз, два, три, четыре, пять,

Можно глазки открывать.

 

Рече-двигательные упражнения

Массаж (лица, ушей и т.д.)

Речь с движениями

«Дружно птицы полетели»

Дружно птицы полетели, 

(Бег врассыпную)

Полетели и присели. 

(Присесть)

Поклевали зернышки, 

(Стучать указательным пальцем по полу)

Поиграли в полюшке.

 (Встать, делать подскоки, поворачиваясь вокруг себя)

Водички попили, 

(Отвести руки за спину, наклоны вперед)

Перышки помыли, 

(Погладить руки)

Вправо-влево посмотрели 

(Повернуть голову вправо, влево)

И спокойно полетели. 

(Медленный бег на носочках, плавные взмахи руками)

Утром птицы все проснулись,

( поглаживание лба от середины к вискам-8 раз)

Причесались, встрепенулись!

( поглаживание лба вверх, к волосам-8 раз)

Щечки тщательно помыли,

( растирание щек — 8 раз)

И про клювик не забыли…

( массаж точек около крыльев носа-8 раз )

Клюв почистили в снегу,

( легкое постукивание  пальцами по крыльям носа )

И пошли искать еду!!!

(легкое постукивание  пальцами по губам)

Игры

(на развитие фонетико-фонематического восприятия)

Игры

(на развитие  лексико-грамматического строя речи)

                                   Попугайчик
Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему и различать созвучные фонемы.
Оборудование. Игрушка Попугай
Ход игры. Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет.
Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п.

«Ответь на вопросы». Согласование числительных с существительными.
 Сколько у утки лапок? (У утки две лапки.)
Сколько у кукушки крыльев?
Сколько у грача хвостов?
Сколько у журавля голов?
Сколько у цапли клювиков?
Сколько у птицы перышек?
Сколько у птицы глаз?

Психоэмоциональные и

релаксационные упражнения

Чтение художественной литературы

(развитие связной речи)

Игра «Ха-ха-ха»

Дети садятся на  стулья. (по кругу) Закройте глаза. Представьте, что мы с вами на воздушном шаре поднимаемся все выше и выше. Внизу мы видим удаляющиеся, от нас, деревья, дома, машины. Дома становятся похожими на кубики. Дорога похожа на серую ленту, а речка на синюю. Вот мы поднялись высоко над землёй. Здесь, на высоте птичьего полёта, всегда дует сильный ветер.

 Художественная  литература

В.Бианки. Синичкин календарь.

Март. Апрель. Май.

Н.Сладков.

Птицы весну принесли. Соловей поет.

В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи».

А. Майков «Ласточка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «Посуда». (для детей старшей группы с 3 уровнем ОНР)

Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении; закреплять понятия кухонная, столовая, чайная посуда; уточнить и активизировать словарь по теме "Посуда"; развивать связную речь; совершенст...

Картотека загадок к лексическим темам по развитию речи( средняя группа)

Надеюсь ,что этот материал может быть использован педагогами в занятиях по ознакомлению с окружающим и с природой....

Лексические темы по развитию речи в логопедической группе

Лексические  темы  по  развитию  речи в логопедической группе 6-7лет с итоговым занятием...

«Помощники бабушки Федоры» Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи по лексической теме «ПОСУДА» в старшей логопедической группе

Цель данного занятия: совершенствование монологической речи детей при составлении загадки-описания с опорой на мнемотаблицу. Рассчитано на детей старшей логопедической группы. Длительность занятия сос...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе Лексическая тема: «Праздник Новый год» (логопедическая группа)

Конспектпо развитию речи в подготовительной группеЛексическая тема: «Праздник Новый год»(логопедическая группа)...

План – конспект НОД по речевому развитию «Рассказывание по картине «Едем на автобусе» по лексической теме «Транспорт» для детей старшей группы с нарушением зрения.

Цель: Учить детей описывать картину в определенной последовательности. Образовательные задачи:- Расширять и конкретизировать представления о назначении транспорта;- Уточнить представление о труде...

План – конспект НОД по речевому развитию по лексической теме «Посуда» для детей старшей группы с нарушением зрения.

Цель: Создать условия для закрепления  знаний детей  о посуде. Образовательно - речевые задачи:- Закреплять знание названий посуды;- Учить называть и различать кухонную, столовую и чайн...