Развитие речи старших дошкольников
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Рыбицкая Алена Александровна.

Эта небольшая консультация для родителей, в которой я хотела обратить их внимание  на развитие речи детей в подготовительной к школе группе. Так как, считаю, что участие взрослых, которые общаются близко с ребенком, необходимо для его обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi_dlya_starshih_doshkolnikov.docx410.13 КБ

Предварительный просмотр:

Звуковая культура речи для старших дошкольниковhttps://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/thumbs/1613640559_58-p-fon-dlya-prezentatsii-logopeda-59.jpghttps://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/thumbs/1613640559_58-p-fon-dlya-prezentatsii-logopeda-59.jpg

Подготовительная к школе группа – это заключительный период дошкольного детства, который очень важен для подготовки ребенка к школьной жизни. Важно, чтобы на момент прихода ребенка в первый класс, у него были сформированы все формы речи (диалогическая, монологическая),

Диалогическая речь состоит из обмена высказываниями. Для нее характерны: вопрос, ответ, добавление, пояснение, распространение, соблюдение речевого этикета. Кроме того очень важны мимика и жесты, употребляемые в процессе общения. Именно на основе диалогической речи происходит активное овладение фонетическим, лексическим и грамматическим строем родного языка.

Монологическая речь появляется у человека позднее и является развернутым видом речи, так как тесно связана с описанием чего-либо (предмета, явления, и их качеств). Владение этим видом речи подразумевает избирательное употребление уместных в данном случае языковых средств, для наиболее полной передачи замысла говорящего человека.

Звуковая культура речи. https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0afe/0007850d-60b5024c/hello_html_7974fdd5.jpg

На седьмом году жизни у ребенка продолжают развиваться навыки звукового анализа (выделение в словах или фразах определенных звуков, слогов, ударений).

В этом может помочь игра  «Придумай загадку или рассказ о звуке и слове»

Особая роль отводиться развитию интонационной стороне речи: мелодия, ритм, сила голоса, темп.

Ребенок должен учиться осознанно ими пользоваться. В этом помогают специальные упражнения и обязателен контроль со стороны взрослого.

В работе над дикцией, развитием голосового аппарата, совершенствованием артикуляции большое место занимают произведения малых фольклорных жанров: потешки, чистоговорки, скороговорки. И упражнение «Придумай рифму»

Словарная работа

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/thumbs/1613640559_58-p-fon-dlya-prezentatsii-logopeda-59.jpg

Активно продолжается работа над закреплением и активизацией словаря.

Ребенок  не только узнает, но и учится применять в речи синонимы, антонимы, многозначные слова с прямым и переносным смыслом.

Одна из важнейших задач воспитателя и взрослых, которые окружают ребенка, помочь ему точно выбирать слово при формулировке мысли,  правильно употреблять слово или фразу в любом контексте.

Например, ручей мелкий, а река глубокая, жаркий день – знойный, жаркий спор – взволнованный

Представления об антонимах помогут закрепить пословицы и поговорки:

Март зиму кончает – весну начинает.

Работа с многозначными словами (бежит река, бежит время) подводит к осознанию ребенком переносного значения слов, к точной передаче творческого замысла и  самостоятельного сочинения. 

https://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1Rkg8ydkK90KpDQ9dZHcOKb46aKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

Формирование грамматического строя речи

Морфология, словообразование и синтаксис направлены на обогащение речи ребенка и необходимы при подготовке к письменной речи.

Задания на согласования существительных с прилагательными должны усложняться. Ребенок сам должен находить правильную форму

Например:  Спроси у белочки, сколько у нее глаз? Спроси про уши, хвост…

Необходимо и учиться употреблять несклоняемые слова : пальто, пианино, образовывать степени сравнения прилагательных (умный – умнее - умнейший), изменять слова при помощи суффиксов и приставок(злой – злющий, толстый – толстенький)

С дошкольниками должна вестись и работа на изменение глаголов с помощью суффиксов (бежал – прибежал - выбежал).

 А также изменение из одной части речи в другую:  веселый – веселился, грустный – грустил

Внимание детей нужно обращать и на изменение существительных с помощью суффиксов :  школа- школьник, огород – огородник закрепляем умение образовывать название детенышей животных: у лисы- лисенок, у кошки- котенок

Взрослые должны стимулировать детей подбирать однокоренные слова : весна – весенний- веснушки.

Работа над синтаксической стороной речи должна заключаться в формировании в речи детей сложных предложений (сложносочиненных и сложноподчиненных)

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/thumbs/1613640559_58-p-fon-dlya-prezentatsii-logopeda-59.jpg

Развитие связной речи

Развитие связной речи невозможно без овладения всеми  сторонами родного языка:  его богатства, правильного грамматического  и фонетического оформления высказываний.

В первую очередь, нужно помочь ребенку   научиться строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение).

Этому можно научиться, например, составление рассказа по  серии сюжетных картин. Или, например, нарисуй рисунок,  расскажи о нем.  Затем ребенку дается задание изменить рисунок и изменить линию сюжета в рассказе о происходящем на картинке.

В подготовительной  к школе группе общение ребенка  с педагогами, взрослыми и сверстниками достигает высокого уровня. Ребенок должен не только отзываться на просьбу  подать реплик, пояснить, возразить, но и ясно, последовательно выразить свои мысли, свободно и правильно пользоваться словами речевого этикета

Старший дошкольник уже имеет представления о правилах поведения в обществе, должен соотносить свое поведение с  понятиями вежливый (умеющий хорошо себя вести),  грубый (недостаточно культурный).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи старших дошкольников»

Конспектродительского собрания в старшей группена тему «Развитие речи старших дошкольников» Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Вступительное слово воспи...

Родительское собрание в старшей группе "Развитие речи старших дошкольников"

Родительское собрание в старшей группе "Развитие речи старших дошкольников"...

«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Дидактический синквейн является результативным методом развития связной речи....

Памятки и буклеты для родителей. "Кинезиология и её виды, как средство развития речи старших дошкольников, имеющих нарушения речи".

      Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и ад...

ПАМЯТКА- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ(ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...