Статья "Звуковая культура речи у детей младшего дошкольного возраста"
статья по развитию речи (младшая группа)

Лысенко Алёна Сергеевна

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 211 «Сибирячок»

Статья

 «Звуковая культура речи у детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель:

Лысенко Алёна Сергеевна

Кемерово

2021г.

Звуковая культура речи у детей младшего дошкольного возраста

У детей 3-4 лет начинается формирование правильного звукопроизношения. Это происходит не только во время организованной образовательной деятельности по развитию речи, но и в режимных моментах, во время совместной деятельности. В этом возрасте активно накапливается словарь детей, поэтому необходимо, чтобы дети учились четко произносить все звуки.

Навыки правильного произношения звуков совершенствуются при помощи артикуляционной гимнастики. Так же у детей развивается слуховое восприятие.

Все упражнения для развития звуковой культуры речи применяются в игровой форме. Задействуются не только речевой аппарат, но и мелкая моторика рук, это пальчиковые игры, мозаика, шнуровка и другие развивающие мелкую моторику рук игры. Так же для развития мелкой моторики используется рисование, раскрашивание и нетрадиционное рисование пальчиками, ладошками.

Гласные звуки отрабатываются произнесением слов с ударной гласной более протяжно, длительно, таким образом выделяется звук голосом, как в народном фольклоре, например, в потешках. Согласные произносят более четко и громко.

Игра «Подскажи словечко» помогает развивать, не только речь, но и мышление ребёнка, воображение. Загадки используются тематические: овощи, фрукты, дикие и домашние животные и так далее.

Подвижные игры и физкультминутки используются со словами, так как в играх дети лучше запоминают и быстрее усваивают правильное произношение.

Дети младшего дошкольного возраста активно осваивают разговорную речь, учатся правильно употреблять название существительных, глаголов, прилагательных и местоимений. Важно следить за правильным произнесением окончаний в падежах и числах.

Особые сложности у детей возникают с произнесением шипящих (ш, щ, ч, ж), и сонорных звуков (р, ръ, л). так же к звуковой культуре речи относятся такие элементы как интонация, темп речи, дикция и сила голоса.

Артикуляционные упражнения требуют индивидуального подхода, детей знакомят с речевыми органами: ртом, языком, губами, нёбом.

Учат правильно поднимать язычок вверх, вниз, в стороны. Например, знакомство с язычком происходит во время чтения сказки Н. В. Новоторцевой «О Весёлом язычке». Далее развивают подвижность язычка учат делать язык широким и узким, поднимать вверх за верхние зубы, отодвигать назад в глубь рта. Развивают подвижность губ (вытягивают вперёд, округляют, растягивают в улыбку и так далее). Развивают умение удерживать нижнюю челюсть в определённом положении, что важно при произнесении звуков.

Литература:

  1. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий.—2-е изд-е, испр., доп. –М.: ГНОМ и Д, 2001. – 80 с. (Опыт работы практического педагога).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста

Воспитание звуковой культуры речи у детей - одна из ведущих работ по развитию речи у дошкольников. Зачастую мы становимся свидетелями того, что педагогам массовых общеразвивающих групп приходится рабо...

Перспективный план по развитию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.

Перспективный план по развитию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста....

Теоретические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста

В статье описываются возрастные особенности формирования звуковой культуры речи  у детей раннего и младшего дошкольного возраста...

Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ...

Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте необходимо проводить целенаправленную систематическую работу по воспитанию звуковой культуры речи, поскольку культура речи – это умение правильно, т.е. в соответствие с сод...

Доклад «Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста»

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно ...

"Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста"

Для решения задач по развитию звуковой культуры речи, я использую речевые гимнастики:Каждый комплекс содержит речевой материал по определенному звуку или группе звуков. Разработанные компле...