"Звуковая лаборатория Фиксиков"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шихрагимова Пчестан Аликсеевна

Развить фонетический слух и фонематическое восприятие. Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Способствовать отработке выделения гласных и согласных звуков детьми. Продолжить отработку составления звуковой модели слова. В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_laboratoriya_fiksikov.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая лаборотория»

Цель: Развить фонетический слух и фонематическое восприятие. Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Способствовать отработке выделения гласных и согласных звуков детьми. Продолжить отработку составления звуковой модели слова. В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова.

Программные задачи

Образовательные:

Закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий, твердый, мягкий.

Развивающие:

- Развивать связную речь (монологические и диалогические формы, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание и воображение детей.

Воспитательные:

- Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

- Продолжать учить высказывать собственные суждения;

Интеграция образовательных областей:

- Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Виды деятельности:

-Игровая, предметная, речевая

Форма работы:

- Игровая ситуация, решение проблемных ситуаций, интеллектуальные игры.

Предполагаемый результат:

- Дети могут составлять звуковую модель слова. Проводят звуковой анализ слова.

Предварительная работа:

- дидактические игры со звуками «Какой звук есть во всех словах?», «Цепочки слов».

- индивидуальные занятия

Оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбук, презентация, перчатки, раздаточный материал.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья

Мы сейчас пойдем на право

А теперь пойдем на лево

В центре круга соберемся

И на место все вернемся.

Все друг другу улыбнемся ,

Все в сборе- дети, взрослые

Мы можем начинать

Но прежде нужно дружно

Всем здравствуйте сказать.

Воспитатель: здравствуйте, ребята. Как ваши дела? Ой, что это за звук?

Ответы детей: Здравствуйте! Все хорошо.

Пришло сообщение с пометкой «СРОЧНО!». Давайте скорее откроем письмо и посмотрим, что там. Открывает письмо и там обращение от Дим Димыча.

"Здравствуйте дорогие ребята! Это я, Дим Димыч. У меня случилась беда! Я рисовал новогоднюю открытку для своей бабушки и чтобы ее сохранить и не потерять, отдал на хранение Нолику. Он спрятал ее в шкатулку, шкатулку запер в сейф и закрыл дверь. И так закружился, что забыл кодовый замок и потерял все ключи! Пожалуйста, помогите мне пройти все препятствия и вернуть открытку для моей бабушки.»

Воспитатель: Ребята, как нам быть? Нолик настоящий проказник! Поможем?

предполагаемые ответы детей: да, поможем. будем открывать замки.

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Я предлагаю вам сегодня посетить лабораторию фиксиков. У них всегда так интересно! Ну что, идем?

Закрываем глаза, включаем телепортатор.

Воспитатель переодевается в Симку: Здравствуйте! Добро пожаловать в лабораторию Фиксиков! Меня зовут Симка! Ребята, откуда вы?

Дети: мы из ДС «Белоснежка», город Люберцы.

Симка: как здорово! Зачем пожаловали в нашу лабораторию?

Дети повторяют проблему.

Симка: Нолик всегда такой рассеянный! Хорошо, я вам помогу! Идемте к двери. Посмотрите, нам необходимо расшифровать слова по первым буквам названий картинок. И мы сможем собрать кодовое слово.

Первое задание появляется на экране.

- первое слово? (луг, первый звук «Л»)

- аквариум (первый звук «А»)

- сплав (первый звук «С»)

- термометр (первый звук «Т»)

- игла (первый звук «И»)

- кнопка (первый звук «К»)

- получилось слово ЛАСТИК

Симка: - Чтобы открыть замок, нужно отгадать еще слово!

Второе задание лежит перед детьми.

- первое слово? (река, первый звук «Р»)

- укол (первый звук «У»)

- чайка (первый звук «Ч»)

- кость (первый звук «К»)

-арбуз (первый звук «А»)

- получилось слово РУЧКА.

- У нас получились слова ручка и ластик? Выполняем инструкцию.

Я буду произносить слова, а вы , если услышите в слове звук р, пустите рыбку поплавать (движение кистью руки от себя). А если услышитезвук л, попробуйте позвонить в колокольчик. Сначала дети выполнят задание вместе, а затем индивидуально.

(Полюшко, береза, стояла, легкая, полоса, рыжая, лев, зебра, муравей, прыгал, кричат, кувырок, пляшут, трезвонят)

Симка: Молодцы! Но посмотрите, здесь есть еще задание. Ребята, в шкатулке перепутались болтики. Нужно разложить их по ящикам. На болтике изображены цвета, разделите слово на слоги и определите ящик под каким номером положить болтик.

Слово «Ш К А Т У Л К А»

Симка: а с какого звука начинается слово «Ш К А Т У Л К А».

Дети: - Первый звук (Ш).

Воспитатель: - Гласный или согласный? (согласный)

- Твердый или мягкий? (всегда твердый)

- В каком домике живет данный звук? (синем)

- Какой второй звук? (К)

- Гласный или согласный? Твердый или мягкий? (согласный, твердый)

- Каким цветом закрашиваем квадратик? (синим)

- Третий звук? (А)

- Гласный или согласный? (гласный)

- Каким цветом обозначаем? (красным)

- Четвертый звук? (Т-согласный, твердый)

- Каким цветом? (синим)

- Пятый звук? Гласный или согласный? (У-гласный, красным цветом)

- Сколько в слове звуков? (пять, сколько согласных? (три, гласных? (два).

Далее, по образцу все звуки.

Симка: Молодцы! У вас отлично получилось. Ребята, мы устали, давайте немного отдохнем

Физкультминутка

Дети повторяют движения и текст вслед за воспитателем:

Гласных звуков только шесть,

Их легко пропеть, прочесть:

[А] – на Астре расцветает,

[И] – на Иволге летает,

[О] – на Ослике сидит,

[У] – на Улицу глядит,

[Э] – на Эхо отозвался,

[ы] - во внутрь слов забрался,

СЫромтЫкву закусил

И добавки попросил!

Воспитатель: - Смотрите, а вот и открытка для бабушки Дим Димыча! Но Дим Димыч, видимо, забыл, что не завершил его. Поможем дописать последнее предложение? (ДА)

Игра «Составь слово»

Назови предметы. Из первых звуков названий предметов составь слово. (булка, паровоз , парус)

Подумайте, что бы вы написали на последок любимой бабушке.

Дети: Приезжай бабушка погостить.

 А теперь поможем ему раскрасить открытку для его бабушки?

Дети: - да, поможем!

Воспитатель: Ребята, а чем можно раскрашивать рисунки?

Дети: краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры.

Воспитатель: Верно. Я предлагаю вам раскрасить нашу открытку красками и кисточкой. Для этого одеваем наши помогаторы.

Давайте мы разделим на слоги слова, которые помогали нам услышать звуки и проставим ударение.

Руку под подбородок.

(По/люш/ко, бе/ре\за, стояла, легкая, полоса, рыжая, лев, зебра, муравей, прыгал, кричат, кувырок, пляшут, трезвонят)

Воспитатель:- Молодцы, справились! Это было последнее задание. Спасибо вам за помощь! А теперь Вам пора возвращаться с детский сад, а мне нужно идти к Нолику. Вдруг он снова что-то напроказничал! До скорых встреч!

Включается телепортатор. Дети закрывают глаза.

Воспитатель: - Ребята, здравствуйте! А где вы были? Я вас потеряла.

Дети рассказывают о своем путешествии.

Воспитатель: ой, снова пришло сообщение от Фиксиков. Давайте посмотрим его.

Вы такие молодцы, что помогли Дим Димычу разобраться с шалостью Нолика. а за вашу помощь Фиксики и Дим Димыч оставили вам раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лаборатория Фиксиков»

Кружковая деятельность....

Конспект НОД «Лаборатория фиксиков» Тема: «Чудо- мыло»

Создание  благоприятного эмоционального состояния детей; развитие и повышение интереса к  экспериментальной  деятельности детей; формирование основ научного мировоззрения....

Предметно - развивающая среда "Уголок экспериментирования" "Лаборатория Фиксиков"

Предметно - развивающая среда "Уголок экспериментирования" "Лаборатория Фиксиков"...

«Лаборатория Фиксиков»

Основная цель  ДОУ создать условия для поддержки и развития в ребенке интереса к исследованиям, открытиям.          Одним из условий решения задач по опытно-экспериментал...

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)

Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать -  и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...