Конспект ООД по речевому развитию в средней группе Тема: «Русская матрёшка – душа России»
план-конспект занятия по развитию речи

Умнягина Елена Григорьевна

Конспект ООД по речевому развитию в средней группе Тема: «Русская матрёшка – душа России»

Цель: развивать связную речь дошкольников.

Образовательные задачи:

- обогащать словарь детей прилагательными;

- учить детей делить слова на слоги;

- закрепить знания детей о геометрических фигурах;
- учить детей ориентироваться в пространстве. 
Развивающие задачи: 
- развивать у детей память, мышление, внимание;

- развивать мелкую моторику рук, координацию речи и движения.

Воспитательные задачи: 
- формировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрёшке; 
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, радость, любовь, доброту через знакомство с народным творчеством; 
- воспитывать у детей чувство коллективизма, дружбы и взаимопомощи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Остерский детский сад «Солнышко»

Конспект ООД 

по речевому развитию в средней группе

Тема: «Русская матрёшка – душа России»

2021год

Цель: развивать связную речь дошкольников.

Образовательные задачи:

- обогащать словарь детей прилагательными;

- учить детей делить слова на слоги;

- закрепить знания детей о геометрических фигурах;
- учить детей ориентироваться в пространстве. 
Развивающие задачи: 
- развивать у детей память, мышление, внимание;

- развивать мелкую моторику рук, координацию речи и движения.
Воспитательные задачи: 
- формировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрёшке; 
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, радость, любовь, доброту через знакомство с народным творчеством; 
- воспитывать у детей чувство коллективизма, дружбы и взаимопомощи. 
Предварительная работа: 
- рассматривание иллюстраций с изображением русской матрёшки; 
- беседа с детьми на тему: «Кто изготавливает матрёшку?»

Материалы: матрёшки, сундук, дидактическая игра.

Ход занятия: 

  1. Организационный момент.

Приветствие (дети стоят в кругу)

В круг ребята соберемся.
Вправо, влево повернемся,
И друг другу улыбнемся.
Тише, тише, тишина,
Заниматься нам пора! (Дети занимают место на стульчиках)

-Садитесь удобнее, и мы начинаем наше занятие.

  1. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы все слова произносить правильно, чётко и красиво, поиграем с нашим язычком.

Погулять язык собрался:  (открыть рот) 
Он умылся,  (кончиком языка быстро провести по верхним зубам) 
Причесался,  (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать) 

На прохожих оглянулся, (провести языкам по губам - «облизнуться») 

Вправо, влево повернулся,  (повернуть язык в указанную сторону) 
Вниз упал, наверх полез,  (опустить язык вниз и поднять вверх) 
Раз - и в ротике исчез  (спрятать язык во рту).

2. Разговор о доброте.

- А поговорить я сегодня с вами хочу о доброте! В жизни каждого человека встречается много хороших и добрых людей! Без добра не может прожить ни один человек, ведь добро – это добрые дела, поступки, забота о людях и любовь к ним.

-Кто о вас заботиться? (ответы детей)

-Кто любит вас? (ответы детей)
-Вот, и моя бабушка была очень добрая, меня любила, подарила мне сундучок.  Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе внученька, сундук добра, храни его». Я сберегла его и принесла вам показать. Этот сундук поможет нам с вами делать добрые дела. 
- Ой, да здесь диво дивное, диво чудесное, расписное, а ну, отгадайте.

Что это такое? 

3.Загадка.

Есть для вас одна игрушка, 
Не лошадка, не Петрушка. 
Алый шелковый платочек, 
Яркий сарафан в цветочек, 
Упирается рука в деревянные бока. 
А внутри секреты есть: 
Может три, а может шесть. 
Разрумянилась немножко наша….

(Ответы детей - русская матрешка) 

- Матрёшка, да какая красивая!

- Как вы думаете, для чего матрёшку сделали? (ответы детей)

- А кто сделал матрёшку? (ответы детей)
- Правильно,  сделал  матрёшку мастер.

- Из чего сделана матрёшка? (ответы детей)

- Если матрёшка сделана из дерева, то матрёшка, какая? (ответы детей)

- Что ещё вы можете сказать о матрёшке, какая она? (ответы детей)


- Ребята, дерево же светлое, не разноцветное, а матрёшки цветные, яркие. Как это получилось? (ответы детей)

Рассказ воспитателя о матрёшке.

Давным–давно, когда не было таких игрушек как у вас, люди делали игрушки из дерева, своими руками, и одной из таких игрушек, была Матрешка. Дети очень любили её, берегли и аккуратно играли с Матрешкой. Это была не просто игрушка, а игрушка с сюрпризом, в каждой кукле пряталась кукла поменьше. Ее укладывали спать, кормили, водили с ней хороводы! Но прошло время и Матрешек стали изготавливать на фабриках игрушек. Выпиливали на станках, а художники расписывали яркими разноцветными красками. На сарафанах и фартуках изображены красивые цветы, сюжеты сказок и изображения природы. Сегодня Матрешка – это не просто игрушка, она сувенир для туристов.

-Ребята, давайте внимательно рассмотрим матрешку.

-Как называется головной убор у матрешки? (ответы детей)

- А что надето на матрешке? (ответы детей)

-Чем украшен сарафан? (ответы детей)

- Матрешки – очень добрые игрушки и любят дружить! А еще они любят играть с детками.

 Эта игрушка не простая, она с секретом, если её открыть то мы увидим, что внутри ещё несколько матрёшек поменьше. Открываю….., а матрёшек то и нет. А, где же они?

- Старшая матрёшка предлагает отправиться в лес, в путешествие и найти её сестёр.
- Ребята, давайте пойдём в лес с нашей матрешкой и найдём других матрёшек.

4. Физминутка «Прогулка в лес» (речь с движением)

В лес отправимся гулять,

Будем весело шагать.

(Дети маршируют).

По тропиночке пойдем

Друг за дружкою гуськом.

(Ходят на корточках).

На носочки встали

И к лесу побежали.

(Бегут на носках).

Ноги выше поднимаем,

(Ходят высоким шагом, перешагивая через «кочки»).

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке

Мы весело шагаем.

(Маршируют).

-Ребята посмотрите, что это? (воспитатель показывает кленовый лист)

(Ответы детей)

-А какого цвета кленовый лист?

(Ответы детей)

А почему он жёлтого цвета?

(Ответы детей)

-Посмотрите, что же спряталось за кленовым листом?

(Ответы детей)

- Правильно, это же матрёшки, которые потерялись. Вот мы и сделали первое доброе дело. Нашли всех матрешек.

- Посмотрите ребята, какие все матрешки веселые и они предлагают нам весёлые задания.
-Вторая матрёшка предлагает нам зайти на полянку, где вас ждут другие матрёшки, её сёстры, они перепутали фартуки. Помогите им найти свой фартук?

5. Дидактическая игра «Подбери правильно фартук».

- Ребята посмотрите, правильно … подобрали фартук?

(Ответы детей: у красной матрёшки фартук круглый, у зелёной матрёшки треугольный, а у синей матрёшки квадратный).

-Вот мы и сделали второе доброе дело.


- Третья матрёшка предлагает поиграть в
игру «Подсчитай -ка».
- Посчитайте, сколько матрешек стоит на столе? (Счет и ответы детей)

- Четвёртая матрёшка предлагает расставить всех матрёшек по порядку.

6. Дидактическая игра «Расставь матрешек по росту».

- А пятая матрешка спрашивает: знаете ли вы стихи про матрешку?

1 ребенок:

Деревянные подружки,
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются-матрёшки.

2 ребенок:

Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!

III Рефлексия. Подведение итогов

- Ребята, вы молодцы, матрёшки говорят всем вам «спасибо». Вы справились с заданиями и ответили на все вопросы. Сделали много добрых дел. Какие добрые дела мы сделали? (ответы детей)

- Молодцы, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.                                                 Физминутка                                                                                                                                «Ну - ка, дети не зевайте! 
Друг за другом все вставайте! 
Друг за другом мы пойдем
….                                                                            Покружились, повернулись…                                                                                            В детский сад мы все вернулись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в средней группы.Тема: «Русская матрёшка».

Цель: познакомить детей с русской деревянной игрушкой.Задачи:1. Приучать детей слушать стихи, формировать интерес к русскому фольклору.2. Формировать понятия числа 7; формировать у детей знания о свой...

Аппликации в средней группе Тема: «Русская матрёшка».

1.Познакомить детей с предметом народно – прикладного искусства – матрёшкой, создать у детей интерес к народной игрушке, приобщать детей к русской национальной культуре, народному творчест...

Конспект по речевому развитию в средней группе Тема: «Пересказ художественного произведения Е. Чарушин «Воробей»

Цель: Продолжать учить самостоятельному пересказу, выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение...

Конспект НОД «Речевое развитие» в средней группе детей 4-5 лет тема: Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».

Тема: Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».Возрастная группа: средняя группа.Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Гуси – лебеди». Сп...

Конспект открытого интегрированного ООД в средней группе Тема: «Русская матрёшка».

Конспект открытого интегрированного ООДв средней группеТема: «Русская матрёшка».  Задачи: 1.Познакомить детей с предметом народно – прикладного искусства – матрё...

Конспект занятия Речевое развитие в средней группе Тема: «Домашние животные»

Цель занятия: Развитие устной речи детей посредствомдидактических игр.Задачи:Образовательные:1. Продолжить работу по развитию навыков устной речи.2. Закреплять понятия один и много.3. Закреплять предс...