Рекомендации для родителей
консультация по развитию речи

Ольховская Анастасия Витальевна

В данном документе собраны рекомендации для родителей по проведению артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастики в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рекомендации для родителей30.48 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

1. Артикуляционная гимнастика

 Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше её делать 3–4 раза в день по 3–5 минут.  Не следует предлагать детям больше 2–3 упражнений за раз. Артикуляционную гимнастику подразделяют на пассивную и активную.  Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; научить ребёнка удерживать определённое артикуляционное положение;  увеличить амплитуду движений;  уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов; подготовить ребёнка к правильному произношению звуков. При проведении занятий помните, что для малышей третьего года жизни очень важен положительный эмоциональный настрой: от вашего состояния во многом зависит успешность работы с ребёнком. Кроме того, в этом возрасте появляются элементы произвольного поведения, самосознания, чувства гордости и стыда, а значит, вы можете воздействовать на продуктивность работы ребёнка, поощряя его словесно или призами за хорошую работу.  

Пассивная гимнастика.

Пассивная артикуляционная гимнастика предполагает различные действия с органами артикуляции ребёнка без его активного включения в процесс.  Уважаемые родители, соблюдайте следующие правила при проведении пассивной артикуляционной гимнастики: пассивные движения выполняются медленно, ритмично; количество повторов каждого движения – 3–4 раза;  выполняется гимнастика ежедневно, желательно несколько раз в день;  перед выполнением пассивной артикуляционной гимнастики следует тщательно вымыть руки, снять украшения с рук, использовать марлевый платок.  

Пассивная гимнастика для губ предполагает проведение следующих упражнений: 1. Собирание губ в трубочку.

2. Растягивание губ в улыбку, поставив указательные пальцы обеих рук в углы губ. 3. Поднимание верхней губы движения от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа, обнажающие верхние дёсны.

4. Опускание нижней губы. Поставив пальцы в углы губ, опускают нижнюю губу, обнажая дёсны. Все движения выполняют 3-4 раза, неоднократно повторяя в течение дня.

5. Выведение языка из ротовой полости вперёд.

6. Втягивание языка назад.

7. Опускание языка вниз (к нижней губе).

8. Поднимание языка вверх (к верхней губе).

9. Боковые отведения языка (влево и вправо).

10. Придавливание кончика языка ко дну ротовой полости.

11. Приподнимание кончика языка к твёрдому нёбу.

12. Легкие плавные покачивающие движения языка в стороны.

13. Прижимание шпателем (ватной палочкой, ручкой зубной щётки) языка ко дну рта.

14. Язык захватывается с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается вперёд на нижнюю губу. Движение выполняют 2–3 раза.

При выполнении пассивной артикуляционной гимнастики старайтесь вызвать интерес у ребёнка – используйте игровые приёмы, начинайте проводить гимнастику с небольшого количества упражнений, постепенно увеличивая его.  

Активная гимнастика мышц языка чтобы ребёнку раннего возраста было интересно выполнять различные упражнения, можно использовать следующие приёмы: 

1. Капните сиропом шиповника на середину нижней или верхней губы – это вызовет выдвижение языка вперёд. Это же можно провести в виде игры «Вкусное варенье», для этого вы просто просите ребёнка облизать варенье с губы.

2. По такому же принципу можно вызвать движения языка в стороны, если капнуть сиропом или вареньем в уголки губ.

3. Далее предложите ребёнку поиграть языком в «Качели», для этого можно смазать мёдом или вареньем нижнюю и верхнюю губы и попросить ребёнка «покачаться», то есть выполнять движения языком от нижней до верхней губы.

 4. Для того чтобы вызвать вращательные движения языка, предложите ребёнку сыграть в игру «Комарик и лягушка». Для этого сделайте из бумаги фигурку комара и изобразите, как он летает по кругу, а ребёнок будет «лягушкой» и будет повторять ваши движения Комарика.  

Чтобы вызвать интерес ребёнка во время выполнения пассивной артикуляционной гимнастики можно использовать сказку.  

Зоопарк (Е.М. Косинова)

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит. Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

Бегемотики

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

 Закрывать его нельзя,

Да пяти считаю я.

А потом закроем рот

Отдыхает бегемот. (О. Перова)(

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.

Лягушки

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем какой у слона хобот!

Слон

Буду подражать слону!

 Губы «хоботком» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

 Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею!

Змея

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

 Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

Лошадка

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

 Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

 Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем как он это делал.

 Расческа

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа.

А зовут меня… расческа.

 Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!

Часики

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

 Ты в часы играть готов?

 Узнал Язычок который час.

К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал из надувать, но, к сожалению, некоторые из них полопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.

Шарики

Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик.

Не беда!

Новый шар надую я

Пальчиковая гимнастика 

Уважаемые родители! Многими исследователями доказана связь между развитием тонких движений пальцев рук и развитием речи ребёнка раннего возраста. Тренировка движений пальцев рук оказывает положительное влияние на развитие движений органов речи. Поэтому мы рекомендуем ежедневно выполнять пальчиковую гимнастику. Ежедневно проводите с ребёнком пальчиковую гимнастику продолжительностью 3–5 минут 2–3 раза в день. Перед тем, как учить ребёнка выполнять какие-либо упражнения для пальцев рук, рекомендуем использовать такие приёмы:

1. Массаж Су-Джок

2. Шнуровки

Шнуровки продаются готовые (деревянные и пластмассовые), в форме пуговиц, башмаков, домиков, животных. Можно вырезать такие же фигурки из картона или другого плотного материала, проделать по контуру дырочки. С помощью обычного шнурка ребёнок с удовольствием зашнурует игрушечную обувь.

3. Вытягивание лент Проделайте в крышке банки несколько отверстий. Положите в банку ленты или шнурки (разные по материалу и цвету), кончики протяните в отверстия. Ребёнок будет вытягивать эти ленты двумя или тремя пальцами.

4. Рисуем пальцами. Сейчас в продаже можно встретить специальные краски для рисования пальцами. Можно использовать любые другие, главное, чтобы краски были нетоксичными и достаточно густыми. Сначала потренируйтесь рисовать узоры, линии, а затем можно изображать цифры и буквы.

5. Волшебный поднос На яркий поднос тонким слоем насыпьте манную крупу. Рисуйте вместе с ребёнком буквы и цифры.

6. Выкладывание картинок  На листе картона распределите пластилин. Фасолью или горохом выкладывайте с ребёнком картинки: цветы, домик, рыбки и многое другое.

 7. Разноцветные прищепки Вырежьте из картона простейшие формы (круг для солнышка и цветка, полукруг для ёжика, треугольник для ёлочки). Возьмите одну прищепку тремя пальцами и покажите ребёнку, как её прицепить к картону. Далее ваш малыш будет выполнять упражнение самостоятельно. После таких приёмов следует выполнять пальчиковые упражнения без речевого сопровождения. Однако это не значит, что они должны проходить в полном молчании. Все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет разобраться ему со сложными понятиями «сверху», «снизу», «вперед», «левый», «правый».

После того, как ребёнок научится самостоятельно выполнять все упражнения, можно придумывать небольшие сказки, диалоги, изображая героев с помощью рук.

Развитие длительного и целенаправленного выдоха.

Развитие дыхания — один из  важных этапов коррекционного воздействия на детей с задержкой речевого развития.  Основное правила проведения работы по формированию речевого дыхания: заниматься только в проветренном помещении, до еды,3 раза в день. Занятие проводится кратковременно — дуть можно не более 10 раз подряд во избежания головокружения. Следить, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею.

Приёмы работы по формированию речевого дыхания.

1. Различные дыхательные упражнения — сдувать бумажки со стола,с  руки; дуть на лёгкие шарики, карандаши,свечи; дуть на плавающих в тазу уточек, корабликов, дуть на всевозможные вертушки и прочее.

2.Пение способствует развитию и укреплению лёгких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

3. Дидактическое пособие «Тренажёр для развития дыхания».

«Летающий шарик» (Аэробол) для развития речевого дыхания у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Цель тренажёра: Развивать длительный и целенаправленный выдох. Учить ребёнка дуть, не надувая щёки.

Логоритмические упражнения

Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал,незаметно учатся говорить правильно. Логоритмические упражнения основаны на тесной связи слова, движения и музыки и включают пальчиковые,речевые,музыкально-двигательные  и коммуникативные игры,упражнения для крупной и мелкой моторики,танцы под ритмодекламацию или пение взрослого,ритмические игры с музыкальными инструментами,стихотворения с движениями.

Для работы с ребёнком в домашних условиях предлагаю книгу М.Ю. Картушиной «Конспекты логоритмических занятий», «Музыка с мамой» Е.Железновой (интернет-ресурс).

 Желаю Вам удачи!

С уважением, учитель-логопед Ольховская Анастасия Витальевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядный материал в уголок для родителей : "РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К НОВОМУ ГОДУ И ПРОВЕДЕНИЮ С ДЕТЬМИ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КАНИКУЛ"

Наступают зимние каникулы, которые дадут возможность Вам как можно больше уделить внимания Вашим детям. Мы знаем, что в связи с Вашей занятостью, у Вас нет достаточно времени уделить Вашем...

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Рекомендации для родителей "Выходной с малышом. Рекомендации по социальному развитию ребенка третьего года жизни".

Как известно, понедельник – день тяжелый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут....

Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»

Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...

Рекомендации для родителей «Рекомендации по проведению занятий в домашних условиях»

Для того, чтобы Ваши домашние занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, Вам следует придерживаться определенных правил их проведения. Все занятия должны строиться п...