УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ – ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
статья по развитию речи (подготовительная группа)
Особое внимание подготовки детей к школе уделяется в старшем дошкольном возрасте, поэтому правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками для школьной деятельности, так как обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развивает восприятие, память, внимание, мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umenie_pereskazyvat_literaturnoe_proizvedenie.docx | 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ – ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Особое внимание подготовки детей к школе уделяется в старшем дошкольном возрасте, поэтому правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками для школьной деятельности, так как обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развивает восприятие, память, внимание, мышление.
В настоящее время все меньше внимания педагоги на занятиях по развитию речи уделяют обучению пересказу литературных текстов детей дошкольного возраста, так как считают, что достаточно того, что дети научатся составлять рассказы по картинам, серии картинок и так далее.
Анализ литературы позволил уточнить, что, умение пересказывать занимает значимую часть для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи, так считают авторы Е.И. Тихеева, Л.А. Пеньевская, А.М. Бородич и другие, в работах которых раскрыты вопросы обучения пересказу детей дошкольников.
В свою очередь современные педагоги Л.П. Федоренко и Г.А. Фомичёва отмечают, что «пересказ обогащает речь всеми компонентами языка (лексикой, грамматическими формами, интонациями), тренирует их связную речь. Дети с помощью пересказа осваивают связную диалогическую и монологическую речь, на лучших образцах художественной литературы».
Из выше сказанного, можно сделать вывод, что данная проблема актуальна, так как умение пересказывать влияет на развитие у детей умственного, нравственного, эстетического воспитания и на развития речи, что в дальнейшем очень важный компонент при обучении в школе.
Для того, чтобы выяснить степень сформированности у современных детей умения пересказать текст, были проведены педагогические исследования с целью, выявления степени развития умения делать детьми пересказ литературного произведения.
В первую очередь необходимо было изучить владеют ли, педагоги методикой обучения пересказу, затем проанализировать умения детей пересказывать литературные произведения и какую роль выполняют при этом родители.
Для осуществления поставленных задач использовались следующие методы: наблюдение; с целью выявления умения детьми делать пересказ в игровом варианте; беседа с детьми; цель: выявить желания, научиться пересказывать текст; анкетирование родителей и педагогов, с целью выявить уровень развития приобщения детей к пересказу, как одной из сторон развития связной речи у дошкольников.
Так как художественная литература оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, а умение пересказывать чрезвычайно важный момент для планомерной и полноценной подготовки детей к школе, обоснование важности этой деятельности привело к тому, что в программу детского сада введены занятия по обучению детей пересказу произведений художественной литературы.
«Основная общеобразовательная программа» разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), начиная со средней группы нацеливает педагогов на следующее, педагоги должны упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок; в старшей группе - учить связно, последовательно и выразительно пересказывать набольшие сказки, рассказы и в подготовительной группе - продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Для плодотворного обучения воспроизведения детьми заданного текста, следуя методике обучения пересказу необходимо следующее, во-первых, правильно отобрать тексты для пересказов. Поэтому существуют определенные требования к литературному произведению для пересказа, в первую очередь, следует опираться на текущую воспитательно-образовательную с детьми, работу, на интересы дошкольников и те знания, которые им необходимо приобрести, а также текст должен быть полноценным и доступным по содержанию, иметь разнообразие жанра, чёткую композицию, небольшой размер.
Во-вторых, очень важно правильно организовать сам процесс пересказа. Ребенку еще сложно самому воспроизводить услышанное, поэтому педагог должен помочь ему сделать его рассказ как можно более стройным, логичным и точным.
Для этого следует использовать правильные и вовремя поставленные вопросы. Они должны задаваться последовательно по всему тексту, но не преждевременно, так как дошкольник может остановить пересказ не потому, что не знает, о чем говорить, а только хочет лучше обдумать свою мысль. Большую роль в обучении старших дошкольников пересказу играет точно составленный план. После прочтения части произведения педагог предлагает детям придумать название, это дает им возможность еще раз осмыслить, пережить произведение по эпизодам, сформулировать основную, главную мысль, это поможет детям в дальнейшем легко воспроизвести текст с достаточной полнотой и непосредственной детской выразительностью.
Бывают случаи, что ребёнку понятно содержание произведения, он установил причинные связи событий, осмыслил взаимоотношения героев, обдумал свое отношение к ним, подробно и последовательно стал воспроизводить текст, но во время пересказа вдруг остановился и замолчал. Оказывается, он забыл какое-то выражение, которое ему хочется передать без изменения, или же не находит нужного слова. В таких случаях важно воспитателю своевременно использовать подсказки, даже если ребёнок ни о чем не спрашивает.
Обсуждение после каждого рассказа помогает детям старшего дошкольного возраста глубже проникать в содержание произведения и критически относиться к собственному пересказу, вызывает коллективные переживания и способствует объединению детей.
Для развития творческой мыслительной активности дошкольников, можно предложить пересказ от лица героя. Позиция героя побуждает ребёнка выделить из монолитного авторского контекста сюжет данного героя, изложить только те обстоятельства и события, свидетелем которых он мог быть. Это сложный момент, но он заинтересовывает ребёнка и помогает проявить интерес к пересказу. Чтобы облегчить переход к пересказу от первого лица, можно использовать игровой приём, коллективное обсуждение с детьми.
Если эта работа ведется добросовестно, в системе, то к концу учебного года дошкольники становятся очень чуткими к нарушению неточности воспроизведения. В тесной связи с мышлением развивается речь детей: обогащается словарный запас, ведь при пересказе дошкольники стремятся подобрать более точное слово, сравнение, ярко рисующее образ; речь становится на много грамотнее (меньше неправильных согласований слов, ошибок в окончании существительных множественного числа), что очень важно при подготовке к школе.
Более сосредоточенным, устойчивым постепенно становится внимание детей, развивается произвольное внимание. Дошкольники начинают внимательно слушать пересказы сверстников, при обсуждении пересказов большинство, а часто и все дети группы делают замечания, относящиеся к содержанию или языку воспроизведения.
В экспериментировании участвовало 24 дошкольника, которые были разделены на три группы: дети, не имеющие проблем в речи («чистые») 11 человек; дети, имеющие фонетико-фонематическое недоразвитие в речи (ФФН) 5 детей; дети, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР) 8 детей.
Также в эксперименте принимали участие родители детей (24 человека, все женщины средний возраст 35 лет, образование: средне-профессиональное и высшее) и воспитатели групп (2 человека, у всех высшее образование).
На первом этапе каждому ребёнку было предложено пересказать на выбор небольшое знакомое литературное произведение (после обсуждения текста).
Наблюдение проводилось по следующим критериям:
- как точно, последовательно, связно и грамматически правильно ребёнок передаёт содержание текста;
- пересказывает сам или при помощи вопросов;
- использует ли во время пересказа план;
- использует пересказ, по опорным словам,
- использует пересказ по сюжетной картине;
- пересказ по серии сюжетных картинок;
- применяет ли во время пересказа мимику, интонацию в голосе.
Следующим этапом послужила беседа с детьми. Дети должны были ответить на вопросы:
- Любишь ли ты слушать, когда читают?
- Часто ли читают тебе родители? Что? Если не читают, то почему?
- Беседуйте ли вы с родителями о прочитанном?
- Какие мультфильмы ты любишь? Пересказываешь ли содержание их родителям? Если нет, то почему?
И в заключении исследования проводилось анкетирование родителей испытуемых, с целью, выявить заинтересованность родителей в умении детей пересказывать тексты и анкетирование воспитателей, работающих на группе испытуемых, но они заполняли анкеты не на каждого ребенка индивидуально, а по группе детей в целом.
После проведённого эксперимента, можем сделать следующие выводы: умение связно, последовательно, выразительно пересказывать зависит от уровня развития повествовательной речи детей, а также от особенностей предлагаемого литературного текста; в обучении рассказыванию и процессе изложения текста выигрышнее применяются разные приемы, назначение которых - получить от ребенка связное высказывание.
Идеальный результат зависит от нескольких моментов, в том числе как ребёнка «подвели» к пересказу текста, значит педагог должен чётко знать методику обучения пересказу, и регулярно обучать детей этому (сверх программы в свободное время от занятий), сочетая несколько видов пересказа (игра-драматизация, близкий к тексту, по ролям, по частям, по моделям, от лица героя, эстафеты, и т.д.). Таким образом, мы увидели, что в данном коллективе работа по обучению детей пересказу проводится, дошкольники заинтересованы в конечном результате, не зависимо от особенностей проблем с речью.
Следующим нашим этапом было проведение беседы с детьми. Из беседы трёх групп дошкольников мы получили следующую информацию: независимо ни отчего дети любят слушать, когда им читают, особенно, если это происходит систематически, а произведения подобраны по возрасту и понятны для восприятия детей; большинство родителей, не зависимо от своей загруженности находят время и читают детям, но не все находят время, чтобы обсудить прочитанное, поговорить о героях, их поступках и предложить детям пересказать небольшие моменты. То есть надо предположить, что они думают достаточно того, что просто прочли или посмотрели.
Заключительным этапом послужило анкетирование родителей испытуемых детей. Родителям была дана анкета, состоящая из ряда вопросов, касающихся организации подготовки детей к обучению пересказа их детей и степени непосредственного участия родителей в этой деятельности.
Получена следующая информация: что родители мало знают о методике обучения детей пересказу. В современном мире родители хотят, чтобы дети всему обучались в детских садах, кружках, а не дома, с одной стороны, а с другой родителям не хватает времени на чтение и занятия с детьми. Также можно заметить, что среда дома не способствует развитию связной речи дошкольников, так как чаще всего родители предпочитают включать мультфильмы по просьбам самих детей, и дети предоставлены сами себе.
По результатам анкетирования педагогов мы можем отметить, что при организации театральной деятельности 100% воспитателей подбирают тексты для пересказа, соответствующие индивидуальным особенностям детей, их возрасту, для стимулирования детского творчества создают проблемные ситуации. Частично анализируется уровень развития связной речи в самостоятельной деятельности детей, не всегда возможно вызвать интерес к ней, т.к. иногда недостаточно четко определены цели развития деятельности, вселить веру в возможности ребенка, вызвать уверенность в себе, наметить конкретные пути работы с такими детьми.
В свете анализируемой нами проблемы особую чёткость и значимость приобретают выводы: в дошкольном возрасте усваиваются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями, следующие моменты, умения воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, оценить поступки героев, определить свое отношение к ним, а также формируется интерес и любовь к книге. Серьёзно нужно подходить к подбору текста для пересказа. Каждое произведение должно развивать в ребенке нужные нашему обществу черты личности и учить чему-то полезному. Для того, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию, тексты подбирают, доступные маленьким детям по содержанию, близкие их опыту.
Задача воспитателя – научить ребёнка правильно начинать пересказ и передавать его живо, интересно, логически последовательно. Педагог должен конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей, при рассказе, на что обращать внимание ребёнка, тесно взаимодействовать с родителями, так как если они заинтересованы и принимают активное участие в развитии детей, обучение будет эффективнее.
В современных условиях невозможно представить обучение лишь в дошкольном образовательном учреждении – изолированно от семьи. Очень важно организовать процесс обучения пересказу на основе взаимодействия семьи и детского сада. Только совместная работа может дать положительный результат. Наполнить его эмоциональными, личностно значимыми аспектами для ребенка.
Таким образом, материалы исследования являются доказательством того, что, помогая детям овладевать языком художественного текста, взрослые выполняет задачи не только обучения, но и воспитания, а также готовят дошкольников для обучения в школе.
Литература
1. Бухвостова, С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. -Курск: Академия Холдинг, 1976. – 178 с.
2. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр, и доп. – М.: Мозаика-синтез, 2015. – 368 с.
3. Стрельцова, Л. Н. Учите детей любить родной язык. – М.: Просвещение, 1999. – 95 с.
4. Федоренко, Л.П., Фомичева, Г.А., Лотарев, В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 1977. – 239 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые рекомендации по подготовке дошкольника к обучению в школе
Уважаемые родители, данная консультация не даст Вам информацию о том, как подготовить ребенка к поступлению в гимназию, лицей или какое-то иное особенное учебное учреждение. Она поможет Вам настроить ...
Перспективный план работы с родителями на учебный год по включению семьи в процесс подготовки дошкольников к обучению в школе
Перспективный план работы с родителями на учебный год по включению семьи в процесс подготовки дошкольников к обучению в школе...
Учебно-методическое пособие «Психологический тренинг подготовки дошкольников к обучению в школе»
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ...
Подготовка дошкольников к обучению в школе в условиях ДОУ
Доклад к выступлению на круглом столе в ГБОУ СШ №402, посвященному портрету нынешнего первоклассника и его проблемам...
Программа по развитию речи и подготовки дошкольников к обучению грамоте: «Школа азбуки»
Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнёс первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо раньше. Этому дню предшествуют ...
Преемственность между дошкольным учреждением и школой, как важное условие в подготовке ребенка к обучению в школе
Подготовка к школе является важным этапом в жизни ребенка. Она включает психологическую готовность посещать школу, социальную адаптацию, уровень знаний и навыков, которые облегчат ...
« Компоненты готовности к школе и психолого-педагогическое сопровождение подготовки дошкольников к обучению в школе».
Консультация в виде презентации для родителей и педавгогов...