Конспект занятия в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

МИНЕЕВА ЛЮДМИЛА

Конспект совместной деятельности

 с воспитанниками средней  группы общеразвивающей направленности.

Образовательная область «Познавательное развитие»

«Формирование целостной картины мира»

Тема: «Книга – друг человека»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kniga.docx87.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Родничок»» городского округа город Шарья Костромской области

Технологическая карта конспекта совместной деятельности

 с воспитанниками средней  группы общеразвивающей направленности.

Образовательная область «Познавательное развитие»

«Формирование целостной картины мира»

Тема: «Книга – друг человека»

Воспитатель:

Минеева Людмила Павловна

Шарья

2021

Технологическая карта организации совместной деятельности «»

Педагог первой категории: Минеева Людмила Павловна

Возрастная группа воспитанников средняя   группа

Наименование образовательной организации МБДОУ  «Детский сад № 18 «Родничок» городского округа город  Шарья Костромской области

Тема совместной деятельности: «Книга – друг человека»

Формы: Подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей.

Методы и приёмы: Данная совместная деятельность предполагает использование следующих методов и приёмов:

  • игровые: дидактические игры
  • словесные: беседа, объяснение, поисковые вопросы, художественное слово;
  • наглядные: метод иллюстраций и метод демонстраций;
  • практические: проблемное изложение;

Цель: Формировать целостную картину мира, в том числе первичные ценности представлений; 

Формирование интереса и потребности в чтении и восприятии книг. 

Задачи:

  1. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении;
  2. Закреплять правильное произношение согласных звуков.
  3. Совершенствовать диалогическую речь, формировать умение участвовать в беседе.
  4. Воспитывать бережное отношение к книгам. Формировать знания правил обращения с книгами, желание оказать помощь книге.

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие».

Материал и оборудование: 

Дидактические материалы: Большая красивая книга, телевизор, Презентация «История появления книги»;

Демонстрационный материал: Книги – для демонстрации: детская энциклопедия, справочник, учебник, книжки – малышки, иллюстрации с изображением закладки, образец готовой аппликации, выполненный педагогом

Оборудование: Для каждого ребёнка – картонные шаблоны для закладки, ножницы, клей, цветная бумага для вырезания узоров для закладки, бумажные салфетки, клеёнка.

Предварительная работа: Организация экскурсий в группы детского сада, с целью рассматривания книжных уголков. Чтение и рассматривание разных книг. Проведение беседы что есть у книги.

Словарная работа: Книга, обложка, художник – иллюстратор, иллюстрации, слова прилагательные – добрая, мудрая, сказочная, волшебная 

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Поддержка детской инициативы

Планируемый результат

1 часть вводная - Цель: вызвать интерес к занятию, активизировать познавательный интерес, соответствующие эмоциональные проявления.

Воспитатель с детьми проходят в группу, Встают в круг, выполняют движения согласно тексту:

 - Здравствуй, солнышко – дружок,     (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок    (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки     (показываем губки)

Здравствуйте, зубки     (показываем зубки)

Губками «почмокали»  («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали»  («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли   (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали      (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали   (хором здороваемся)

Воспитатель: -  Ребята, к нам сегодня в группу пришла необычная гостья, но что бы с ней познакомиться, необходимо отгадать загадку:

 «Щеголяет красками, набита сказками, мы ее читаем и про все, все знаем!» (книга))

- Совершенно верно, это книга! Посмотрите, какая она красивая, большая, и очень, очень интересная!

- Она хочет с вами познакомиться, поиграть и очень хочет стать вашим другом.

- Вы согласны? 

Воспитатель читает стихотворение:

- Я сегодня покажу,: - Вам мои детишки,
Самых преданных друзей-
Это ваши книжки!
Всем вопросы задавать
Очень любят дети,
И на них вам отвечать
Будут книжки эти.
И с конца и с серединки
В них весёлые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни...
С книгой жить нам интересней.

(Воспитатель обращает внимание детей на книгу)

- Книга что -  то говорит нам (Подношу книгу к уху, слушаю)

- А вы вообще знаете, откуда появилась книга?

- Дети, книга хочет немного рассказать о себе, она поведала мне удивительную историю, оказывается книга пришла из леса!

Дети выполняют движения вместе с воспитателем согласно по тексту

Дети отгадывают загадку.

Ответы детей

Дети высказывают свои предположения, совещаются, размышляют

Создание в группе положительного психологического микроклимата

Включенность в деятельность

Предоставление возможности обмениваться информацией

Организация и настрой детей на познавательную деятельность

Формирование внутренней мотивации на деятельность.  

Актуализация мыслительных операций

2 часть – основная  Цель – развитие познавательной сферы детей.

(Воспитатель приглашает детей присесть на стулья):

-  Приглашаю Вас присесть на стульчики, и взглянуть на экран (презентация)

-  Вот теперь вы знаете, как на самом деле появилась книга.

Воспитатель:

- Дети, видео мы посмотрели, теперь  нашим глазам нужно отдохнуть:

«Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.   (Моргают глазами.)

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись   (Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.  (Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду. (Отводят взгляд вправо.)

(Воспитатель):

- Книги бывают разные. Они отличаются не только по цвету, величине, но и по содержанию. Есть книги для детей, в них живут стихи, рассказы, загадки сказки. И сейчас предлагаю поиграть в игру «Подскажи слово»,  Дети подбирают прилагательное по смыслу предложения.

— Если в сказке есть волшебство, то она …(волшебная)

— Если в сказке есть загадка, то она…(загадочная)

— Если в сказке есть мудрость, то она …(мудрая)

— Если в сказке есть чудеса, то она …(чудесная)

 - Если в сказке есть грусть, то она … (грустная)

— Если в сказке есть добро, то она…(добрая)

-  Отлично! Всё правильно ответили

(Воспитатель продолжает беседу с детьми, демонстрируя разнообразие книг):

- Также ребята, есть учебная литература – это учебники, книги – справочники – в них собраны какие либо данные: телефоны, адреса и.т.д., книги энциклопедии – это книги, в которых мы можем найти ответ на любой вопрос, они обычно очень большие и толстые, а так же книги для людей разных профессий – учителей, врачей, воспитателей и.т.д.

(Воспитатель листает книгу):

- Смотрите, в книжке есть отличная физкультминутка, и она вас приглашает немножко размяться:

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось,

Руки в боки, улыбнулись,

Вправо, влево повернулись.

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок.

А теперь давайте вместе

Мы попрыгаем на месте

- Хорошо мы отдохнули, приглашаю вас вернуться на свои места.

(Воспитатель напоминает детям о правильно осанке).

- Посмотрим, что еще интересного есть у нашей гостьи (Воспитатель листает книгу)

- Смотрите, еще в этой книге есть замечательные чистоговорки, их можно произносить громко, тихо, шёпотом, попробуем? я начинаю а вы продолжайте вместе со мной:

- Ра – ра – ра – начинается игра

- Са – Са – Са в лесу бегает лиса

- Жу – жу – жу – молока дадим ежу

- Ру – ру – ру – мы закончили игру

(игру повторяем три раза: громко, тихо, шёпотом)

(Воспитатель):

 - Как здорово у нас получилась, и наша гостья очень рада, что вам нравятся игры которые она вам предлагает

- Так подождите, она что то шепчет мне, не слышу.. (Воспитатель подносит книгу к уху, прислушивается). Однажды она услышала, о чем шептались ее подружки – другие книжки:

- Один мальчик взял меня грязными руками, я стала вся в пятнах и грязная!— шептала одна книга

- Другой  мальчик взял и оторвал мою обложку, из за чего все странички распались и потерялись

- Одна девочка, стала рисовать на моих листочках цветочки…
- А я однажды попала под дождь, и все мои сказки и картинки испортились и растеклись.

- А один раз девочка что бы не забыть,  на какой страничке остановилась читать сказку, стала загибать странички., в итоге они все стали загнутыми и вскоре оторвались…

- Ребята, как вы думайте, правильно поступали дети с книжками? Давайте расскажем, как нужно обращаться с книгой.

- Совершенно верно, молодцы!

Воспитатель:

- Предлагаю поиграть еще в одну игру - что любит книжка!? (Игра потопаем – похлопаем)

Обложку – (хлопаем)

Грязные руки -  (топаем)

Дождик и снег - (топаем)

Бережное отношение - (хлопаем)

Яичницу или булочку - (топаем)

Чистые руки - (хлопаем)

Валяться на полу - (топаем)

- Молодцы, отлично у нас получилось!

Просмотр фильма

Выполняют движения по тексту

Дети отвечают на поставленные вопросы

Дети слушают рассказ воспитателя, рассматривают демонстрационные книги

Дети садятся на свои стульчики

Дети произносят слова хором сначала громко, тихо, шопотом

- Книгу нужно брать чистыми руками, сто бы не оставить пятен

- Нельзя отрывать обложку и переплет, иначе вся книжка распадется

- Нельзя рисовать на листах у книги, другим детям будет трудно читать

- Книжка любит чистоту, но боится воды, т.к. все картинки и сказки просто размоет водой

-  Нельзя загибать уголки, иначе они все со временем оторвутся, и книжка станет безобразной

Дети согласно  тексту выполняют упражнения

Создать условия для реализации собственных планов и замыслов детей

Предоставление возможности детям использовать воображаемые ситуации

Предоставление возможности обмениваться информацией

Поддерживание стремления находить различные способы решения проблем

Осознание себя как участника познавательного интереса,

Развитие  внимания, сосредоточенности, памяти, способности анализировать.

Получение нового  двигательного и игрового опыта

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Развитие  внимания, сосредоточенности, памяти, способности анализировать.

3 часть заключительная -  Цель – закрепление положительных эмоций от работы

(Воспитатель обращается к детям с вопросом):

Ребята, вот смотрите, одна книжка шептала что девочка, загибала уголки книг, что бы не потерять, где остановилась читать,  а как вы думайте, как можно запомнить, на какой странице мы остановились?

- Оставить закладку на этой страничке

Если дети затрудняются с ответом, воспитатель говорит сам)

Воспитатель:

- Конечно, вы молодцы! Закладки для книг – это очень удобные приспособления, которые помещают между книжными листами с целью быстрого поиска нужной страницы. Данный предмет является не только помощником для читателей, но и настоящим произведением искусства. На самом деле это очень удобная вещь, ведь, имея закладку, вам не придётся перелистывать страницы в поисках нужной, а это позволит дольше сохранить книгу в хорошем состоянии. Закладки для книг бывают самыми разнообразными: встречаются вязанные крючком, плетёные, сделанные в технике оригами. Порой это настоящие произведения искусства – оригинальные и замысловатые.

(Воспитатель):

- Ребята, и сейчас я вам предлагаю сделать небольшие подарочки для нашей гостьи и вообще для всех книг, что бы книжки оставались всегда чистыми и опрятными, и как можно дольше радовали нас

- Вы согласны?

- Очень хорошо, приглашаю вас занять свои места за столами

На самом деле закладка может быть очень простой. Отрежьте полоску плотной цветной бумаги – и закладка готова. Такую закладку можно украсить геометрическими фигурами, что мы с вами сейчас и будем делать.

(Воспитатель напоминает про технику безопасности с ножницами)

Прежде чем начнем работу, давайте вспомним технику безопасности с ножницами. А также не забываем про осанку.

Дети размышляют, высказывают предположения.

Дети рассказывают технику безопасности при работе с ножницами и клеем.

Дети проходят, садятся за столы

Изготовление закладок

Создать условия для детской самостоятельной деятельности (создание и закладки)

Формирование элементарных навыков самооценки. Удовлетворение от познания «нового».

(Воспитатель):

- Посмотрите, какие красивые закладки у вас получились! Теперь ваши книги точно не порвутся. Каждая страничка будет на своем месте. А это значит, что такую книгу прочтет очень много детей, и узнают они много интересного, полезного. Берегите книги! Пользуйтесь при чтении закладками, на так же не забывайте и другие правила обращения с книгами!

- Скажите пожалуйста, о чем мы сегодня с вами говорили? что вам больше всего понравилось?

- Ребята вы большие молодцы сегодня, и я лично от себя хочу вручить вам вот такие значки настоящего «Книголюба»

Фиксация успеха

Развитие коммуникативности.

https://online.anyflip.com/vwif/accountlogo.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по преодолению лексических нарушений. Конспект занятия в средней группе у детей с ОНР(III период) по теме :«Дикие животные» «В гости к лесным друзьям»

цель занятия: Формирование лексико-грамматических средств языка. Конспект содержит многообразие игр по формированию лексико-грамматических средств языка. Прилагается наглядный материал для использован...

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».

Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у  детей  осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...

Конспект занятия в средней группе по теме «Овощи и фрукты» (средняя группа)

Конспект занятия в средней группе по теме«Овощи и фрукты» (средняя группа) Цель:Закреплять умение различать овощи и фрукты. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать память, м...

Конспект занятия в средней группе НОД по ФЭМП (математике) в средней группе Тема: «Счёт до 5.».

Конспект занятия в средней группе НОД по ФЭМП (математике) в средней группеТема: «Счёт до 5»....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...