Презентация "Использование материалов русского народного творчества в специально организованной деятельности (на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой)
презентация по развитию речи

Воропаева Елена Владимировна

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины» - частушки, потешки, пестушки, пословицы, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно - понятно даже для самых маленьких.

Исследования психологов и практиков показывают что: устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.pptx2.07 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила воспитатель Воропаева Е.В.

Слайд 2

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.

Слайд 3

1 . Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству. 2. Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь. 3 . Способствовать формированию раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора. 4. Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы. 5. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора. 6. Воспитывать умение слушать и понимать произведения детского фольклора (русские народные сказки, потешки, прибаутки). 7. Учить детей использовать полученный опыт в разных видах деятельности (продуктивной, игровой).

Слайд 4

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих. Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины» - частушки, потешки, пестушки , пословицы, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно - понятно даже для самых маленьких. Исследования психологов и практиков показывают что: устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в совместной деятельности. Фонемати - ческий слух Грамма- тический строй речи Звуковую культуру речи Обогащать словарь

Слайд 5

При ознакомлении с малыми фольклорными жанрами воспитателю следует обратить внимание на следующее: 1. Можно использовать предметы народно-прикладного искусства и русские народные музыкальные инструменты. 2 . Необходимо широко использовать наглядный материал (игрушки, картинки, пособия и т.п.), с помощью которых создается развернутая картина действий и их результата. Инсценирование произведения с помощью наглядных средств помогает добиться наилучшего понимания содержания. Во время чтения произведения делают динамический акцент на фрагментах текста (« масляна головушка» - приводят в движение именно эту часть игрушки и т.п.). 3 . В ходе инсценирования и прослушивания текста следует поощрять и стимулировать действенное участие ребенка: позови петушка и т.д. 4 . Эмоциональным изложением произведения нужно побуждать детей к познавательной деятельности: сюрпризность появления, интонационная выразительность речи. Нужно обратить внимание ребенка на то, что один и тот же персонаж может быть разным в разных произведениях. 5 . Важно следить, чтобы ребенок не потерял нить понимания произведения в целом. 6 . Обязательное правило – неоднократное полное прочтение произведения. Каждое повторение должно быть не менее увлекательным процессом, чем первое знакомство. 7 . Повторение произведения в несколько измененной форме. Меньше внимания педагог должен уделить ознакомительной части и больше – возможности освоить, запомнить и воспроизвести текст

Слайд 6

Виды устного народного творчества, способствующие развитию речи детей дошкольного возраста Колыбельные песни Пестушки Потешки прибаутки Небылицы Дразнилки Скороговорки загадки Пословицы Поговорки Считалки Русские народные подвижные игры Считалки Хороводы Сказки Русская народная песня Заклички

Слайд 7

Пословицы и поговорки помогают детям чётко и лаконично выражать свои мысли, красочно описывать предметы и явления, творчески употреблять слово . Работа с пословицами и поговорками постепенно усложняется от понимания значения выражения до составления рассказа по нему, рисунка.

Слайд 8

Звуковая культура речи - это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание. Следовательно, целесообразно обращение к таким жанрам фольклора, как заклички , колыбельные, скороговорки. Радуга – дуга, Унеси дождя! Золотым мостом, Серебряным концом! Радуга-дуга, Не давай дождя! Давай солнышка - Колоколнышка ! Радуга – дуга, Перекинься на луга – Коромыслом – коромыслом, Золотым мостом!

Слайд 9

Актуальной задачей речевого развития является выработка дикции. Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной. Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.

Слайд 10

С помощью потешек можно развивать фонематический слух , так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщает именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

Слайд 11

Перевертыши и небылицы открывают ребенку возможность через игру словами , звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.

Слайд 12

Особое значение имеет приобщение детей к сказкам. Слушание произведений народного творчества дает возможность узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни, развивается и обогащается словарь детей . На примере известной и всеми любимой сказки «Колобок» можно познакомить детей не только с традиционной пищей русского народа (колоб) и рецептом ее приготовления, но и расширить их представления о быте русского народа, пояснить понятия «амбар», «сусек», « пряжить ». Знания, приобретенные детьми путем знакомства с этимологией слов, назначением предметов, помогают им делать обобщения и умозаключения, расширить свой кругозор.

Слайд 13

1. Сказку ребенку надо рассказывать, а не читать. И рассказывать неоднократно. Необходимо художественно, артистично воссоздать образы персонажей, передать и моральную направленность, и остроту ситуации, и свое отношение к событиям. 2. Для того, чтобы дети слушали сказку внимательно, надо их подготовить к этому. Можно использовать следующие приемы: показать сказку с помощью игрушек (настольный театр); использовать присказку, причем новую сказку лучше начать знакомой присказкой, а уже слышанную сказку – присказкой новой, интересной. 3. Использовать словесные методические приемы в сочетании с наглядными: беседы после ознакомления со сказкой, выборочное чтение по просьбе детей; рассматривание иллюстраций, книг; просмотр диафильмов, кинофильмов после знакомства с текстом; прослушивание записи исполнения сказки мастерами художественного слова. 4. При рассказывании сказки рекомендуется использовать моделирование. Замещенными объектами становятся герои сказок, а также предметы, с которыми они действуют. 5. Заканчивать сказку можно известными концовками: «Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец», цель их использования – дать ребенку понять, что сказка закончилась, и отвлечь его от фантастического. Концовками могут служить и подходящие к содержанию сказки пословицы, это закрепит впечатление об услышанном и научит ребенка к месту употреблять образные народные выражения

Слайд 14

6. О бразное восприятие пословиц, сказок углубляется, если одновременно идет ознакомление детей с декоративными изделиями народного быта, национальным костюмом русского народа и народа других национальностей. 7. Необходимо после занятий создать условия для разнообразной творческой деятельности детей, отражающей впечатления, полученные от восприятия фольклорных произведений: придумывание сказок, загадок, рисование на темы любимых сказок, их драматизация. При ознакомлении детей с различными фольклорными жанрами воспитатель должен учесть необходимость привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия будут проходить как яркое общение с ребенком, на глазах которого разыгрывается красочное действо.

Слайд 15

Таким образом, использование фольклора на занятиях, применение различных методов ознакомления с устным народным творчеством русского народа вызывает устойчивый интерес к фольклору, способствует развитию речевой активности у детей дошкольного возраста. Речь детей становится внятной, понятной; - Дети могут составлять несложные предложения, заучивать короткие песенки, потешки; - Обогащается словарь детей; - Развивается артикуляционный аппарат, фонематический слух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.Тема: "Весна. Инсценировка сказки в лицах "Заюшкина избушка""....

Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Конспекткомплексного занятия по развитию речи иознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».Цель: показать знач...

комплексное занятие по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

На занятии ребята учатся узнавать героев по иллюстрациям, передавать их настроение, формируются  умения различать и называть эммоциональное состояние героев, уточнение представлений детей о том, ...

Конспект открытого занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе

«Драматизация стихотворно-авторской сказки "Муха-Цокотуха"          Программное содержание:- уточнить знания детей о произведениях К. Чуковского;- уч...

Конспект итогового занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в средней группе Тема: «Поможем зайчишке»

Программное содержание: 1.    Закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе, признаки весны.2.    Закрепить знания детей о диких животных.3....