Конспект по познавательному развитию в старшей группе "Сказка - добрый друг"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Евлаш Людмила Васильевна

Конспект по познавательному развитию в старшей  группе "Сказка - добрый друг" 

Цель: 

1.Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам

2.Учить образовывать слова прилагательные от слов существительных, определяющих признаки героев

3.Демонстрационный материал:

Домик ледяной (из кубиков льда), домик лубяной (из деревянных кубиков);карточки для словообразования с нарисованными частями тела животных, дидактическое пособие-кубик со сказками, элементы костюма сказочницы. Поддерживать интерес к сказкам, воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.

Ход занятия:

  Воспитатель: Здравствуйте, дети!

  Дети: Здравствуйте!

  Воспитатель: Дети, а вы знаете, что означает это волшебное слово "Здравствуйте"?

  Дети: Будьте здоровы, когда мы с кем-то здороваемся, это значит, что мы желаем этим людям здоровья.

 

  Воспитатель: А вот давайте мы с вами сейчас и поиграем в игру, которая так и называется "Здравствуйте"(дети выполняют движения вместе с воспитателем по ходу слов).

Игра "Здравствуйте".

  Воспитатель: Здравствуйте ножки!

  Дети: Здрав-ствуй-те!(Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог).

  Воспитатель: Здравствуйте ладошки!

  Дети: Здрав-ствуй-те!(Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).

  Воспитатель: Здравствуйте щечки!

  Дети: Здрав-ствуй-те! (Повороты головы вправо влево).

  Воспитатель: Здравствуйте губки!

  Дети: Здрав-ствуй-те!(Воздушные поцелуи друг другу).

  Воспитатель: Молодцы. Ребята, а вы хотели бы быть волшебниками? Какие волшебные предметы вы бы хотели иметь?

(Сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, волшебная палочка).

   А у меня есть волшебный предмет, а вот узнать что это  нам поможет загадка.

Загадка:

  В любое место он вас донесет

  Куда пожелаете сами

  И не успеете вы оглянуться

  Как встретитесь вдруг с чудесами

  И вовсе не нужен ему пилот

  Ведь это волшебный......(ковер самолет).

Молодцы, отгадали, а вот и мой волшебный помощник, садитесь на ковер-самолет и он донесет нас в страну сказок (звучит музыка):

1,2,3 взлетаем, глазки закрываем;

  Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес;

1,2,3,4,5 можно глазки открывать.

(Воспитатель перевоплощается в сказочницу при помощи элементов костюма).

  Встречает сказочница: Здравствуйте, ребята! Я сказочница. Кто знает, почему меня так называют? Вот и мы сегодня встретимся с разными добрыми сказками. Но в моей сказочной стране случилась беда. Ребята, злой волшебник рассердился на меня, и заколдовал все мои сказки, может быть, вы поможете мне их расколдовать?

  Дети: Да, поможем.

  Первое задание: Вот мой кубик со сказками, если вы правильно ответите на мои вопросы, тогда узнаете, какие сказки прячутся в этом кубике.

  Первая сказка прячется под цифрой 1,слушайте мой вопрос: В какой сказке "сидит девочка в корзинке, у кого-то за спиной"(Маша и медведь).

  Вторая сказка под цифрой 2,отгадайте сказку по загадке:

   "Нет ни речки, ни пруда

    Где воды напиться?

    Очень вкусная вода

    В ямке от копытца" (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Следующая сказка под цифрой 3:

      Красна девица грустна,

     Ей не нравится весна,

     Ей на солнце тяжко

     Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

 

Отлично, ребята, вы и с этим заданием справились, а теперь мы поиграем с вами в игру: "Угадай сказку"

 

С помощью проектора  демонстрируются иллюстрации различных сказок.

Дети угадывают сказку, имена главных героев.

 

  Воспитатель: Молодцы! Снова справились с заданием.

 

Следующее задание будет таким: по одному фрагменту  надо отгадать героя сказки.

Работа с карточками (словообразование):

  Гребешок петуха- петушиный, лапы медведя-медвежьи, хвост лисы-лисий, уши зайца-заячьи.

Какая же сказка здесь заколдована?

  Дети:"Заюшкина избушка".

  А какая лиса была в этой сказке? (злая, хитрая, ловкая). Посмотрите внимательно и скажите, какая избушка была у зайчика в сказке?

  Дети: У зайчика была лубяная избушка.

А у лисы какая избушка?

Дети: У лисы была ледяная избушка.

Воспитатель: Вот домик зайца, вот домик лисы ( дети рассматривают и трогают лубяной и ледяной домик.

В сказке ледяной домик растаял. Почему? ( стало тепло). А почему лисичка сделала ледяной, ненадёжный домик, а зайчик сделал добротный, лубяной ?

 ( лисичка торопилась). А из какого материала надо было лисичке сделать дом?

А почему зайчик оказался на улице?

Кто пытался помочь зайчику в беде?

Как лиса пугала зверей? Каким голосом?

Кто лису не испугался и помог зайчику прогнать её?

А что же он лисе такое сказал ,что она испугалась? ( несу косу на плечи , хочу лису посечи).

Сказочница: Это получается что он вот такой косой лису напугал? ( обращается к старшим детям  и показывает свою косу из волос).

Дети: Нет, которой косят.

А теперь давайте с вами поиграем.

Игра в парах «Заюшкина избушка»

( дети стоят напротив друг друга)

Зайка наш в избушке жил ( руки над головой, пальцы соединены  между собой в виде домика)

Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону)

Песню весело он пел ( кивают головой)

И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке)

Но лисичка постучала ( стучат кулачком)

Зайца нашего прогнала( машут руками).

Теперь зайка грустный ходит

Себе места не находит ( ходят и вздыхают).

И собака , и медведь ( изображают героев сказки)

К зайцу нашему подходят ( подходят друг к другу)

И не с чем уходят ( расходятся)

Лишь единственный петух

Зайцу нашему помог ( изображают петуха)

И теперь живут в дому ( руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)

Припеваючи, в ладу  ( обнимают друг друга).

Спасибо вам друзья, что помогли расколдовать мои сказки. Ну а теперь вам пора лететь обратно в детский сад. Садитесь на ковёр – самолёт и он отвезёт вас.

1,2,3 взлетаем, снова глазки закрываем.

1,2,3,4,5 можно глазки открывать.

Во время проговаривания слов воспитатель снимает костюм сказочницы.

  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности во 2 младшей группе (познавательное развитие / рисование) Тема: Наш друг Снеговик.

Цель:  Дать детям представления о зиме, зимних явлениях средствами рисования.Задачи: Учить детей отвечать на проблемные вопросы. Уметь объяснить сходство и отличие между двумя объектами. Упражнят...

Конспект по познавательному развитию "Наш друг - светофор"

дать представление детям о том, что улица делится на дорогу (проезжую часть) и тротуар. Познакомить детей со светофором, его назначением. Помочь понять работу светофора, значение его цветов, правила п...

Конспект ООД «Познавательное развитие» на тему: «Волшебное электричество – друг или враг?»

Конспект ООД «Познавательное развитие» на тему: «Волшебное электричество – друг или враг?»...

Конспект по познавательному развитию с использованием ИКТ «Наш друг — светофор».

Продолжать знакомить детей со светофором; формировать представления о безопасности пешеходов на дороге; закреплять знания об основных цветах: красный, желтый, зеленый....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе, образовательная область "Социально-коммуникативное развитие". «Тема: Передай добро другому»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе, образовательная область "Социально-коммуникативное развитие". «Тема: Передай добро другому»...

Конспект логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Воздух — добрый друг»

Логопедическая цель : Формировать правильное произношение звуков «С» и «Ш».Цель  ОД: Экспериментальным методом познакомить детей со...