Технология ТРИЗ – круги Луллия
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Картотека дидактических игр для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugi_lulliya-kartoteka_didakticheskih_igr.docx36.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №92 комбинированного вида

362007, РСО-Алания, г.Владикавказ, ул.Кутузова 73-А, 64-00-44

Технология ТРИЗ – круги Луллия

Картотека дидактических игр

для старшего дошкольного возраста

Воспитатель осетинского языка

Гаглоева Фатима Лентоенва

Название

Программное содержание

Ход игры

Словарная работа

Дидактическая игра 

«Посчитаем»

2 круга

Познакомить детей с правилами игры.

Закреплять названия геометрических фигур, соотносить количество геометрических фигур и количество предметов в пределах 6 – 10

Развивать познавательную активность;

Воспитатель предлагает детям посчитать на верхнем круге геометрические фигуры. Затем, подобрать предметы на нижнем круге, которые соответствуют количеству фигур.

Цифры – нымæцтæ

1 – иу           2- дыууæ

3 – æрта       4 – цыппар

5 – фондз       6 – æхсæз

7 – авд          8 – аст

9 – фараст    10 – дæс

Геометрические фигуры  

          - æртæкъуымон

         

          - квадрат

          -   зылд 

              - расткъуымон 

Дидактическая игра

"Мамы и их детёныши"

2 круга

Познакомить детей с правилами игры.

Учить находить взрослому животному и птице детёныша, развивать логическое мышление, словарный запас.

Развивать познавательную активность.

Ребёнок рассматривает изображение на верхнем круге, узнаёт и называет детёныша. Определяет, к каким животным или птицам относятся: к домашним или диким. Затем на нижним кругу находит маму, правильно называет маму и детёныша.

Домашние животные – хæдзарон цæрагойтæ

Кошка – гæды

Собака – къуыз

Корова – хъуг

Свинья – хуы

Лошадь – бæх

Осел – хӕрӕг

Домашняя птица- хæдзарон мæргътæ

Курица – карк

Петух – уасæг

Индюк –гогыз

Гусь – хъаз

Утка - бабыз

Дикие животные – хъæддаг сырдтæ

Медведь – арс

Лиса – рувас

Заяц – тæрхъус

Волк – бирæгъ

Белка – æхсæрсæттæг

Еж – уызын

Кабан – хъæддаг хуы

Горные животные – хæххон цæрæгойтæ

Тур – дзæбидыр

Снежный барс – фыранк

Птицы – тæхаг мæргътæ

Воробей – сырддонцъиу

Голубь – æхсинæг, бæлон

Ворона – халон

Орел – цӕргӕс

Сокол – уари

Дятел – хъæдхой

Дидактическая игра

"Кто что ест?"

2 круга

Познакомить детей с правилами игры.

Познакомить с питанием домашних и диких животных.

Развивать познавательную активность.

Подобрать к картинке животного, что он ест

Домашние животные – хæдзарон цæрæгойтæ

Кошка – гæды – æхсыр (молоко)

Собака – къуыз – стæг (косточка)

Корова – хъуг – хос (сено)

Свинья – хуы – нахтор (кукуруза)

Лошадь – бæх – кæрдаг (трава)

Дикие животные – хъæддаг сырдтæ

Медведь – арс – мыд (мед)

Лиса – рувас – карк (курица)

Заяц – таркъус – уырыдзы (морковь)

Волк – бирӕгъ – фыс (овца)

Белка – æхсæрæг – æхсæртæ (орехи)

Еж – уызын – дыргътæ (фрукты)

Дидактическая игра

"Кто где живет?"

Познакомить детей с правилами игры. Познакомить с образом жизни домашних и диких животных.

Развивать познавательную активность.

Подобрать к картинке животного где обитает.

Домашние животные –

Кошка – гæды – хæдзары (дома)

Собака – къуыз – куыдздоны (конура)

Корова – куг – скъæт (коровник)

Свинья – хуы – хуыдон (свинарник)

Лошадь – бах – бæхдон (конюшня)

Дикие животные –

Медведь – арс – арсы лæгæт (берлога)

Лиса – рувас - рувасы хуынкъ (нора)

Волк – бирӕгъ – хуыкком (логово)

Белка – æхсæрæг -  мæра (дупло)

Дидактическая игра

"Дерево, листья и плоды»

3 круга

Познакомить детей с правилами игры. Познакомить с изображением деревьев, листьев, плодов.

Развивать познавательную активность.

Подобрать картинку с деревом, которому подходят изображения листьев и плодов.

Верхний круг – плод

Средний круг – лист

Нижний круг - дерево

Деревья – бæластæ

Береза – бæрз

Дуб – тулдз – гыркъо (желудь)

Клен – тæгæр – сыф (лист)

Елка – назты - судзин (иголка)

 

Дидактическая игра

"Дерево, листья и плоды»

2 круга

Познакомить детей с правилами игры. Познакомить с изображением деревьев, плодов.

Развивать познавательную активность.

Подобрать картинку с деревом, которому подходят изображения плодов.

Верхний круг – плод

Нижний круг - дерево

Фруктовые деревья –

Яблоня – фæткъуы бæлас – фæткъуы

Груша - кæрдо бæлас – кæрдо

Орех – æнгуз бæлас – æнгуз

Вишня – бал

Груша – кæрдо

Слива – чылауи

Яблоня – фæткъуыбæлас

Персик – алтъами

Алыча – æхсынцъы

Дидактическая игра

"Цветные картинки"

2 круга

Закреплять знание цветов, геометрических фигур.

Умение соотносить предмет и цвет.

Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивать внимание.

Путём вращения, подобрать цветную геометрическую фигуру, соответствующему по цвету предмету, назвать цвет, геометрическую фигуру, предмет.

 

Геометрические фигуры –

          - æртæкъуымæг

         

          - квадрат

          -   зылд 

              - расткъуымон

Цвет – хуыз

Красный – сырх

Желтый – бур

Зеленый – кæрдæгхуыз

Синий – цъæх

Предметы – предметтæ

Стол – фыссæн стъол

Стул – бандон

Кровать – сынтæг

Дом – хæдзар

Шкаф – скъапп

Дидактическая игра

"Польза животных"

Дать детям представление о роли животных в жизни человека, какую пользу они приносят.

Обогатить знания детей о домашних животных.

Путём вращения верхнего круга, подбирает предмет или продукт, который производит это животное.

   

Курица- яйцо, мясо

Карк – айк, дзидза

Корова- молоко, мясо

Хъуг – æхсыр, зиза,

Свинья- мясо, сало

Хуы – зиза, фиу

Коза- пух, молоко

Сæгъ- тинтычьи, æхсыр

Овца- шерсть, мясо, молоко

Фыс – къумбил, дзидза, æхсар

Пчелы- мёд

Мыдыбындз - мыд

 Заведующая МБДОУ № 92 _____________Макаева И.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»

laquo;ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ» Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи....

Дидактическое пособие по технологии ТРИЗ "Круги Луллия" для детей дошкольного возраста

Дидактическое пособие по ФЭМП для детей дошкольного возраста...

Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»

Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер...

Конспект по ФЭМП с использованием игровой методики технологии ТРИЗ - «Круги Луллия» в средней группе.

laquo;В стране математических игр».Цель: Обобщение полученных знаний по ФЭМП.Задачи:Образовательные: Закрепить умение детей двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо); ум...

МАСТЕР – КЛАСС «Технология ТРИЗ – круги Луллия, как средство развития познавательных и художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста»

Цель: формировать представление педагогов об использовании методики «Кольца Луллия» в работе по развитию познавательных и художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.З...

Метод технологии ТРИЗ "Круги Луллия"

Метод технологии ТРИЗ "Круги Луллия"...

Игровая технология ТРИЗ - Круги Луллия

Круги Луллия — это дидактическое пособие, которое используется для развития интеллектуально-творческих способностей детей.Основные цели работы с кругами Луллия:освоение способа познания мир...