Игровая технология ТРИЗ - Круги Луллия
методическая разработка

Круги Луллия — это дидактическое пособие, которое используется для развития интеллектуально-творческих способностей детей.

Основные цели работы с кругами Луллия:

  • освоение способа познания мира;

  • развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников.

Задачи игровых упражнений:

  • формирование целостной картины мира;

  • развитие познавательной активности;

  • развитие навыков фантастического преобразования объектов;

  • обогащение активного и пассивного словаря ребёнка;

  • развитие мелкой моторики и координации движений рук;

  • формирование способности решать проблемные ситуации.

Пособие отвечает требованиям ФГОС ДО и будет полезно педагогам дошкольных учреждений, работающим с детьми дошкольного возраста, а также родителям (законным представителям) воспитанников в качестве методического пособия.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

«Кольца Луллия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

1. Дидактическая игра «Посчитайка»

 Задачи:

Познакомить детей с правилами игры. Развивать познавательную активность; формировать элементарные математические представления, закреплять названия геометрических фигур, научить детей соотносить количество геометрических фигур и количество предметов в пределах 6-ти; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

Ход игры:

 Воспитатель предлагает детям посчитать на верхнем круге геометрические фигуры. Затем, подобрать предметы на нижнем круге, которые соответствуют количеству фигур.

Например: «На верхнем круге 3 кубика, давайте найдем на нижнем круге столько же предметов, сколько кубиков» (2 круга).

 

2. Дидактическая игра "Мамы и их детёныши"

 Задачи:

Познакомить детей с правилами игры. Развивать познавательную активность. Учить находить взрослому животному и птице детёныша, развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас.

Ход игры:

Сначала ребёнок рассматривает изображение на верхнем круге, узнаёт детёныша и называет его, определяет, к каким животным или птицам относятся: к домашним или диким. Затем вращает нижний круг с картинками животных. Находит маму животного, останавливает круг, правильно называет маму и детёныша. (2 круга)

Например: на верхнем круге нарисован поросенок, давайте на нижнем круге найдём маму поросенка.

 

3. Дидактическая игра "Кто что ест и где живет?

Задачи:

Познакомить детей с правилами игры. Развивать познавательную активность. Познакомить с образом жизни животных, их питанием; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку на верхнем круге, назвать, что на ней изображено, также на среднем круге. Подобрать картинку с животным, которое ест эту еду, и найти где обитает. Например: На верхнем круге нарисован орех, на среднем лес, давайте на нижнем круге найдём животного, который любит кушать орехи. (3 круга)

 4. Дидактическая игра "Дерево, листья и плоды»

 Задачи: 

Познакомить детей с правилами игры. Развивать познавательную активность. Познакомить с изображением деревьев, листьев, плодов; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку на верхнем круге, назвать, что на ней изображено, также на среднем круге. Подобрать картинку с деревом, которому подходят изображения листьев и плодов.

Например: На верхнем круге нарисован банан, на среднем листья пальмы, давайте на нижнем круге найдем дерево, которому соответствуют плоды и листья. (3 круга)

 

5.Дидактическая игра «Придумай фантастическую историю или сказку».

 Задачи: 

Познакомить детей с правилами игры. Развивать фантазию и речь детей. 

Ход игры:

В данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.

 

6.Дидактическая игра «Расскажи сказку» 

Задачи: 

Совершенствование навыка речевого общения, закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания; развитие речевого творчества; формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности Ход игры: 

Организация и условия проведения игр те же. На 1 круге сюжетные картинки из знакомых сказок, на 2 круге атрибуты из тех же сказок. Дети, раскручивая круги, подбирают подходящую пару и рассказывают сказку.

Можно свободно раскрутить оба круга. Далее обсуждается несовместимая, на первый взгляд, комбинация.

Например: Золушке достается «волшебная палочка». Как поступит Золушка с палочкой?

 

7.Дидактическая игра "Кто где живёт?"

 Задачи: 

Закреплять умение различать домашних и диких животных, правильно называть их, знать место обитания, название жилища; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в 1-ом секторе с левой стороны, назвать животного на ней. Определить домашнее или дикое животное. Подобрать картинку с нужным жилищем с правой стороны путём вращения круга. Правильно назвать жилище.

 

8. Дидактическая игра "Кто что ест?" 

Задачи: 

Закреплять знания детей об образе жизни животных, об их питании; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры: 

Воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку слева, назвать животного на ней. Подобрать картинку с едой для этого животного справа путём вращения круга.

  

9.Дидактическая игра "Подбери цифре количество предметов" 

Задачи: 

Формировать элементарные математические представления, упражнять соотносить цифру и количество предметов в пределах 5-ти; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную цифру слева, правильно назвать её, затем подобрать картинку справа, количество предметов на которой соответствует этой цифре.

  

10.Дидактическая игра «Скажи эмоционально» 

Цель:

Учить детей произносить слова с разной интонацией: удивлённо, радостно, печально, гневно, испуганно, задумчиво. Развитие внимания и памяти.

Ход игры:

Дети вращают первый круг Луллия на котором изображены картинки с эмоциональными состояниями. Затем вращают второй круг Луллия и с помощью выпавших картинок дети должны эмоционально, с разной интонацией произнести слова.

11.Дидактическая игра "Цветные картинки»

 Задачи: 

Закреплять знание цветов; умение соотносить предмет и цвет; совершенствовать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

Ход игры: 

Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке справа, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать цветной прямоугольник слева, соответствующий цвету предмета, назвать цвет и обозначить словами признак предмета.

Например, красная машина или синий мяч

 

12.Дидактическая игра "На что похоже"

 Задачи:

Закреплять знание геометрических фигур; упражнять в употреблении слов «круглый», «квадратный», «треугольный»; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке справа, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать геометрическую фигуру слева, соответствующую форме предмета, назвать геометрическую фигуру и обозначить словами признак предмета.

Например, круглый колобок, треугольная пирамидка.

  

13.Дидактическая игра «Найди чья тень»

 Цели:

Учить находить заданные силуэты. Развитие приемов зрительного наложения, внимания, памяти, логического мышления.

 Ход игры: 

Дети рассматривают картинки с силуэтами животных на первом круге. Затем с помощью зрительного наложения дети должны найти, среди имеющихся у них карточек на втором круге, нужный силуэт.

Карточки со словами для игры:

1   круг: животные

2   круг: силуэты животных

 

14.Дидактическая игра "С какого дерева листок?"

Задачи: 

Умение различать и называть листья знакомых деревьев.

Ход игры:

Предложить ребёнку рассмотреть деревья и, подобрать листочки к деревьям соответствующего внешнего вида.

 

15.Дидактическая игра «Чей хвост»

 Цель: Развитие внимания, логики, памяти.

Ход игры

Воспитатель даёт детям круги Лулия на котором располагаются картинки животных и их хвосты. Дети должны назвать животное и подобратьхвост для каждого.

Попросить детей назвать, чей хвостик, найти хозяина легко, а вот сказать правильно, сложно. Так происходит знакомство со словами, отвечающими на

вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д Карточки со словами для игры:

1   круг: животные

2   круг: хвосты животных

  

16.Дидактическая игра "Музыкальные профессии»

Цель:

Развивающая логическая игра для детей дошкольного возраста круги Луллия "Музыкальные профессии" направлена на закрепление знаний о профессиях музыканта, музыкальных инструментах, расширение кругозора и словарного запаса по данной теме. 

Занятия с данным пособием развивают внимание, образное и логическое мышление, смысловую память.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением музыкантов и музыкальных инструментов, изображенных на секторах большого и малого круга. Затем устанавливает сектор указателя напротив любой картинки большого круга и называет слово, например: дирижерская палочка,  микрофон, пианино, саксофон и т.д.

Поворачивая маленький круг с изображением профессий музыканта, ребенок совмещает сектор, который соответствует данному предмету или музыкальному инструменту по его характерным признакам и называет профессию музыканта. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не подберет все парные картинки.

 

17.Дидактическая игра "Узнай животное и подбери картинку"

 Цель игры: 

Обогатить знания детей о домашних животных. Дать детям представление о роли животных в жизни человека, о том, какую пользу они приносят.

Ход игры:

Сначала ребёнок рассматривает изображение на нижнем большом круге, узнаёт животное и называет его. Затем вращает сектор указателя и устанавливает его напротив этой картинки. Путём вращения верхнего маленького круга, подбирает предмет или продукт, который производит это животное.

    Например, на нижнем круге изображена корова. Воспитатель предлагает найти на верхнем круге то, что это животное дает человеку. Корова дает молоко и мясо. А какую пользу приносят эти продукты человеку? (Ответ) После того, как ребенок справился с этим заданием, можно переходить к следующему сектору.

   Варианты ответа:

Курица- яйцо, мясо, перо

Корова- молоко, мясо

Свинья- мясо, сало

Коза- пух, молоко

Кролик- пух, мясо

Лошадь- кожа, мясо

Овца- шерсть, мясо, молоко

Пчелы- мёд

 

18.Дидактическая игра «Дорожные знаки»

 Цель игры:  

 Учить находить нужные дорожные знаки в зависимости от ситуации. Помочь детям запомнить дорожные знаки. Развивать логику, мышление.

Воспитывать внимание, сосредоточенность. 

Ход игры:

Дети рассматривают на 1круге  картинки больница, кафе, заправка, автомастерская, кемпинг, телефонная будка, пост ДПС, автомойка. На 2 круге картинки - знаки сервиса.  Первый вариант В игре участвует малый круг, на котором изображены знаки. Воспитатель называет знак, а ребёнок ищет картинку, обозначающую этот знак. Второй вариант Так же в этом варианте игры можно использовать 2 круга. Нужно найти знак, соответствующий сюжетной картинке и навести на него стрелку, и соединить эти две картинки.

19.Дидактическая игра «Виды транспорта» 

 Цель игры:  

 Развивать у детей наблюдательность, память, внимание, мышление, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Ход игры:

В игре участвует большой круг, на котором изображены картинки с изображением транспорта. Воспитатель называет вид транспорта, например, воздушный, а ребёнок ищет картинку (самолет). Второй вариант Так же в этом варианте игры можно использовать 2 круга. Нужно найти транспорт, соответствующий сюжетной картинке и навести на него стрелку, и соединить эти две картинки. 

 

20.Дидактическая игра «Учим правила дорожного движения».

Цель игры:  

Развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность. Игровая задача. Учить размышлять, творчески относиться к решению возникшей в ходе игры проблемы.

Ход игры:

Игру можно проводить в двух вариантах.

Первый вариант Детям необходимо раскрутить стрелку. Затем, поворачивая круги, подобрать к картинке на 1 секторе, на которую указывает стрелка, подходящие по смыслу картинки из секторов на 2 и 3 круге. 

Второй вариант «Отгадай загадку» Воспитатель загадывает загадку о ПДД. Ребёнок должен показать отгадку с помощью знаков дорожного движения и сюжетных картинок. 

Варианты игры могут усложняться в зависимости от возраста детей.

 

21.Дидактическая игра «Кто первый – 2 круга»

 Цель игры:  

Формирование умения детей соотносить объёмные детали конструктора LEGO с цветом и цифрой, отсчитывая нужное их количество. Развивать воображение, пространственное мышление, сенсорные способности и познавательную активность;

Ход игры:

На нижнее кольцо располагаем картинки с цветом, соответствующим деталям конструктора, на среднее – изображения цифр от 1 до 5. В игру могут играть от двух до пяти человек. Каждый из участников получает по игровому полю. Поочерёдно раскручивают круги и, исходя из того, какая цифра на среднем круге и цвет на нижнем круге, заполняют своё поле деталями конструктора LEGO. Победителем становится тот, чьё игровое поле будет закрыто первым.

22.Дидактическая игра «Кто первый – 3 круга» 

Цель игры:  

Формирование умения детей соотносить объёмные детали конструктора LEGO с цветом и цифрой, отсчитывая нужное их количество. Развивать воображение, пространственное мышление, сенсорные способности и познавательную активность; 

Ход игры:

На нижнее кольцо располагаем изображения цифр от 1 до 6, на среднее – картинки с цветом, соответствующим деталям конструктора, и на верхнее – карточки с изображением направления (вправо, влево).

В игру могут играть от двух до пяти человек. Каждый из участников получает по игровому полю. Поочерёдно раскручивают круги и, исходя из того, какая цифра на среднем круге, цвет и направление (стрелки вправо, влево) на нижнем круге, заполняют своё поле деталями конструктора LEGO.

 

 

23.Дидактическая игра «Подарок для сказочного героя – 3 круга»

Цель игры:  

Формирование умения детей соотносить объёмные детали конструктора LEGO с цветом и цифрой, отсчитывая нужное количество, развивать воображение, пространственное мышление, сенсорные способности, воспитывать самостоятельность, инициативность.

Ход игры:

На нижнее кольцо располагаем изображения деталей конструктора LEGO, на среднее – изображения цифр в пределах 5 и на верхнее – изображения сказочных героев, для которых нужно выполнить постройку и далее обыграть её. 

Раскручиваем круги и с помощью ограничителя случайным совпадением определяем детали, их цвет и количество, из которых выполняется постройка.

Ставится задача (мотивация) – сконструировать для выпавшего сказочного героя, изображённого на картинке, постройку.

 

24.Дидактическая игра «Подбери верно – 3 круга». 

Цель игры:  

Развитие внимания, логического мышления, развивать воображение, пространственное мышление

 Ход игры:

На верхнее кольцо располагаем цифры  на средний круг – деталь конструктора, на нижний – объекты из деталей конструктора LEGO.  Задача, которую ставим перед детьми – нужно соединить изображение детали конструктора с тем объектом, в котором имеется эта деталь, а также с цифрой, которая соответствует количеству кирпичиков такого цвета в постройке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция речевого развития детей с ОВЗ ЗПР (5-7 лет) с помощью игровой технологии ТРИЗ «Кольца Луллия».

Коррекция речевого развития детей с ОВЗ ЗПР (5-7 лет) с помощью игровой технологии ТРИЗ «Кольца Луллия»....

Дидактическое пособие по технологии ТРИЗ "Круги Луллия" для детей дошкольного возраста

Дидактическое пособие по ФЭМП для детей дошкольного возраста...

Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»

Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер...

Технология ТРИЗ – круги Луллия

Картотека дидактических игр для старшего дошкольного возраста...

Конспект по ФЭМП с использованием игровой методики технологии ТРИЗ - «Круги Луллия» в средней группе.

laquo;В стране математических игр».Цель: Обобщение полученных знаний по ФЭМП.Задачи:Образовательные: Закрепить умение детей двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо); ум...

МАСТЕР – КЛАСС «Технология ТРИЗ – круги Луллия, как средство развития познавательных и художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста»

Цель: формировать представление педагогов об использовании методики «Кольца Луллия» в работе по развитию познавательных и художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.З...

Метод технологии ТРИЗ "Круги Луллия"

Метод технологии ТРИЗ "Круги Луллия"...