Коррекция речевого развития детей с ОВЗ ЗПР (5-7 лет) с помощью игровой технологии ТРИЗ «Кольца Луллия».
презентация по логопедии на тему

Песчаная Ульяна Сергеевна

Коррекция речевого развития детей с ОВЗ ЗПР (5-7 лет) с помощью игровой технологии ТРИЗ «Кольца Луллия».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 132»

Тема:

Коррекция речевого развития детей с ОВЗ ЗПР (5-7 лет) с помощью игровой технологии ТРИЗ «Кольца Луллия».

Подготовила:

Учитель-логопед

Песчаная У.С.

Воронеж 2017

План мастер-класса:

I. Особенности речевого развития у детей с ЗПР.

II. Нарушения речи у детей с ЗПР, которые создают проблемы в обучении и которые необходимо решать.

III. Способы решения речевых проблем с помощью игровой технологии ТРИЗ «Кольца Луллия».

IV. Применение игровой технологии ТРИЗ «Кольца Луллия» для решения других образовательных задач.

V. Литература.

Оборудование: игровое пособие «Кольца Луллия».

I. Особенности речевого развития у детей с ЗПР.

В последнее время значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития. Основными причинами, способствующими этому, являются: рождение детей с признаками перинатальных патологий (перинатальная энцефалопатия); ухудшение состояния здоровья детей из-за неблагоприятной экологической обстановки, отрицательного психологического климата в некоторых семьях, равнодушия многих родителей к детям при сохранении заботы о внешнем благополучии.

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития (ЗПР), отмечают сложность и разнообразие картины дефекта (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, У. В. Ульенкова и др.). Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушение как устной, так и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи. Импрессивная речь этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речевого восприятия, речевых звуков, не различением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность.

Своеобразие речи отражает недоразвитие как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности.

Во многих случаях картина речевых нарушений свидетельствует о задержке речевого развития и системном недоразвитии речи. Задержка развития речи проявляется и в недостаточном уровне вербальных, интеллектуальных способностей.

Одним из характерных признаков нарушения речевого развития детей с ЗПР является недостаточность речевой регуляции действия, трудность вербализации действий, несформированность планирующей функции речи.

Задержка в формировании фонетического уровня у дошкольников с такой аномалией развития к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи.

 II. Нарушения речи у детей с ЗПР, которые создают проблемы и которые необходимо решать.

Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. В результате обследования детей с ЗПР по логопедическим речевым картам нарушения выявляются в следующих категориях речевой деятельности.

  1. Артикуляционный аппарат
  2. Звукопроизношение
  3. Фонематическое восприятие
  4. Звуковой анализ и синтез
  5. Лексика
  • Предметный словарь
  • Глагольный словарь
  • Качественный словарь
  • Детское словотворчество
  1. Грамматический строй речи
  • Словоизменение
  • Словообразование
  1. Связная речь
  • Пересказ
  • Составление рассказа по серии сюжетной картинок
  • Составление рассказа по сюжетной картинке
  • Рассказывание на заданную тему

Таким образом, особенности речи у детей с ЗПР характеризуются нарушением речи как системы. Многоаспектность механизмов и разнообразие структуры фонетического дефекта характеризуется неоднозначным взаимодействием нарушений сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Специфические черты и усугубление картины речевого дефекта определяются также особенностями их аналитико-синтетической деятельности, органической недостаточностью ряда функций и процессов, имеющих непосредственное отношение к речи (слухоречевого восприятия и памяти, речевого внимания, языкового анализа и синтеза, тонкой моторики), особенностями эмоционально-волевой сферы.

Несформированность психофизиологических предпосылок развития фонетической стороны речи на сенсомоторном уровне, взаимообусловленность речевых и неречевых процессов, особенности структуры и механизмов фонетических нарушений определяют основные направления коррекционного воздействия: развитие речеслухового восприятия и фонематических функций, тонкой и артикуляторной моторики; коррекция нарушений звукопроизношения; развитие интонационной выразительности речи, грамматического и лексического строя речи и связной речи у дошкольников с ЗПР.

Речевые расстройства отрицательно влияют на психическое развитие ребенка с ЗПР, на эффективность его обучения. Своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с ЗПР способствует развитию мыслительной деятельности, социальной адаптации ребенка, является необходимым условием подготовки этой категории детей к школьному обучению.

 Исследования грамматического строя речи у детей с ЗПР (Н. Ю. Борякова, С. В. Зорина, Р. И. Лалаева, Е. С. Слепович, Е. Ф. Соботович, И. А. Симонова, Л. В. Яссман) выявили у большого количества старших дошкольников  недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.

          Исследования (С. В. Зорина, Е. В. Мальцева, Е. С. Слепович, Е. Ф. Соботович и др.) показывают, что процесс словообразования у детей с ЗПР задерживается, затягивается во времени и имеет качественное своеобразие.

        В дальнейшем, я вам расскажу, как с помощью игровой технологии «Кольца Луллия» формировать и совершенствовать грамматический и лексический строй речи и связную речь.

III. Способы решения речевых проблем с помощью игровой технологии ТРИЗ «Кольца Луллия».

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую в XIII веке создал французский монах  Раймонд Луллий.  Авторы технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) применили её в дошкольном образовании и назвали «Кольцами Луллия».

Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду, а эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.

Игровая технология «Кольца  Луллия» прочно заняла свое место в педагогике,  она является универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Её можно многопланово использовать при решении коррекционно-развивающих задач развития речи у дошкольников с ЗПР. Игровая технология «Кольца Луллия» вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу, стимулирует речевое творчество детей.

Игры для развития грамматического и лексического строя речи.

  1. Образование притяжательных прилагательных.

Д/и «Чья тень?»

Д/и «Чей след?»

Д/и «Чей хвост?»

  1. Более трудным для данной категории детей является образование названий детёнышей животных.

Д/и «Назови детёныша»

  1. Образование существительных мн.ч. в именительном падеже.

Д/и « Один - много» (далее можно использовать данное пособие для изменения существительных мн. ч. в родительном падеже, задавая вопрос «Чего не стало?» и закрывая картинку.)

  1. Образование  уменьшительно – ласкательной формы слов.

Д/и «Назови ласково»

Игры на развитие связной речи (развивать навыки диалога и учить отвечать полным предложением, подбирая пару картинке.)

  1. Д/и «Чем питается?»

Д/и «Где живёт?»

Д/и «Органы чувств»

Д/и «Куда, зачем – едет, летит, плывёт?»

Д/и «Из какой сказки герой?»

Д/и «Профессии. Подбери предмет.»

Д/и «Семья.Кто, что делает?»

Д/и «Подбери заплатку»

Игры с элементом случайности в установке колец.

В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка 1-го кольца сочетается с любой картинкой 2-го кольца и наоборот. Именно из-за элемента случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям. Развивается фантазия ребёнка.

Благодаря играм и упражнениям, у детей повышается интерес к занятиям, увеличивается словарный запас, формируется грамматический строй речи, развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Данные игры делают работу над выразительностью речи более увлекательной. Дети с большим желанием и заинтересованностью относятся к каждой творчески поставленной задаче, быстро включаются в занятия, психологически раскованы и уверенны на занятиях. Поэтому использование методов и приёмов «Колец Луллия» в группах с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, является неоспоримым.

 Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.  

Существует множество комбинаций, нужно только хорошо пофантазировать.

Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает лучшее восприятие нового материала.

Мой опыт работы с игровой технологией»Кольца Луллия» позволяет сделать вывод, что это эффективное средство в решении коррекционно-развивающих задач. Практическая значимость её очевидна и заслуживает внимания всех педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Очень рекомендую коллегам использовать это пособие в своей работе с детьми разных возрастных категорий.

IV. Применение игровой технологии «Кольца Луллия» для решения других образовательных задач в дошкольном учреждении.

Игровая технология «Кольца Луллия» – это средство многофункционального характера, его можно применять для воспитания и развития детей по всем разделам дошкольной программы. С помощью этой игры стало возможным обогатить условия для возрастающей роли интеллектуального развития ребенка и его познавательных интересов.

Эта технология может использоваться и в репродуктивной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике и др.

-развивать познавательную активность;
-сенсорное развитие (восприятие цвета, формы, размера);
-формировать элементарные математические представления;
-развивать мелкую моторику и координацию движений рук.

 -развивать креативные способности дошкольников.

  -развивать навыки фантастического преобразования объектов.  

V. Литература

1. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. — М., 1984.

2. Лалаева Р. И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития. — Спб., 1992.

3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

4.Лалаева Р. И. Серебрякова Н. В. Зорина С. В. «Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития» - М., «Владос»,2003 г.

5. Парамонова Л. Г. « Ваш ребёнок на пороге школы» - СПб., «Каро», 2005 г.

6. Коненкова И. Д. « обследование речи дошкольников с ЗПР» - М., «Гном», 2004 г.

7. Ткаченко Т. А. «Альбом индивидуального обследования дошкольника» - М., «Гном», 2002 г.

8. Шевченко С. Г. и др. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» -М., «Школьная пресса», 2005 г.

9. Агранович З. Е. « Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям» - СПб., «Детство – пресс», 2007 г.

10. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия. Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: АРКТИ, 2016.-40с.: ил. (Растем умными (Технология ТРИЗ).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «ЦРР – детский сад №132 » Коррекция речевого развития у детей с ОВЗ c задержкой психического развития (5-7 лет) с помощью игровой технологии ТРИЗ «Кольца Луллия » Подготовила: учитель – логопед Песчаная Ульяна Сергеевна 29. 03. 2017г.

Слайд 2

План выступления: Особенности речевого развития у детей с ЗПР . II. Нарушения речи у детей с ЗПР, которые создают проблемы в обучении и которые необходимо решать . III. Способы решения речевых проблем с помощью игровой технологии ТРИЗ «Кольца Луллия ». IV. Применение игровой технологии ТРИЗ «Кольца Луллия ». для решения других образовательных задач . V . Литература.

Слайд 4

Нарушения речи при ЗПР часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы. Артикуляционный аппарат Звукопроизношение Фонематическое восприятие Звуковой анализ и синтез Лексика -Предметный словарь -Глагольный словарь -Качественный словарь -Детское словотворчество Грамматический строй речи -Словоизменение -Словообразование Связная речь -Пересказ -Составление рассказа по серии сюжетной картинок -Составление рассказа по сюжетной картинке -Рассказывание на заданную тему

Слайд 5

В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Авторы технологии ТРИЗ применили её в дошкольном образовании и назвали « Кольцами Луллия » .

Слайд 6

Игровая технология «Кольца Луллия » – это средство многофункционального характера, которое можно применять для воспитания и развития детей по всем разделам дошкольной программы. «Кольца Луллия » в виде трёх кругов.

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ «Кольца Луллия»

quot;Кольца Луллия»В XII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Овладеть системным мышлением помогают кольца Луллия — э...

Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ «Кольца Луллия»

Овладеть системным мышлением помогают кольца Луллия — эффективное многофункциональное игровое пособие ,которое применяется практически во всех видах образовательных областях: соци...

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию в средней группе «Где-то в далекой Африке» ( с применением технологии ТРИЗ )

         Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности  для средней   группы  «Познавательное развитие»...

Комплексная методика психомоторной коррекции речевого развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми формами речевой патологии на основе фольклорных и телесноориентированных игр «Егоза»

Методика содержит описание специфической структуры занятий, подборку фольклорных игр, способствующих комплексному развитию моторного и когнитивного уровней, формированию произвольной регуляции, развит...

Развитие речи детей с помощью игровой технологии ТРИЗ

Развитие речи детей с помощью игровой технологии ТРИЗ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке» с использованием технологии ТРИЗ.

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитию в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке» с использованием технологии ТРИЗ. Задачи:Воспитательные.- В...