Конспект занятия по познавательному и речевому развитию в средней группе «Где-то в далекой Африке» ( с применением технологии ТРИЗ )
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

           Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности  для средней   группы  «Познавательное развитие» «Речевое развитие».  Цель : уточнить и систематизировать представления детей о некоторых животных жарких стран.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                Конспект

непосредственно организованной

образовательной деятельности

средняя  группа

Образовательные области :

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

                                                    Тема :

«Где-то в далекой Африке»

воспитатель :

Юдакова  Елена Николаевна.

Цель : уточнить и систематизировать представления детей о некоторых животных жарких стран

Задачи:

-Развивать грамматический строй речи, связную речь, артикуляционный  аппарат, аналитическое мышление

 - Продолжать учить подбирать качественные прилагательные, правильно согласовывая их в роде и числе с существительными, вырабатывать умение выделять общие признаки путем сравнения, обогащать словарь, расширять кругозор,

- воспитывать  любовь  к природе, к животным

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение С.Я. Маршака «Детки в клетке», «История одной маленькой обезьянки».

Оборудование: мягкая игрушка обезьянка, игрушки-животные для зоопарка, ИКТ для показа презентации, магнитофон,диски .

Ход образовательной деятельности:

( Дети сидят на стульчиках полукругом, раздается стук в дверь)

Воспитатель: кто-то в гости к нам пришел, сейчас посмотрим

(подходит к двери и показывает детям -  мягкую игрушку обезьянку)

Обезьянка: Здравствуйте, ребята, я по улице бежала и от холода дрожала,

чуть три раза не упала. Почему на улице так холодно?

Дети : потому что сейчас зима и морозы.

Обезьянка : а   у вас весь год холода и морозы?

Дети: нет, летом у нас тепло.

Обезьянка: Когда же у вас наступит лето?

Воспитатель : Ребята давайте расскажем обезьянке,  какие бывают  у нас времена года.

Дети: зима, весна, лето и осень.

Зимой у нас холодно и идет снег, весной становится теплее и снег тает, летом у нас бывает жарко, а осенью становится холоднее листья опадают.

Обезьянка :сейчас у вас-  зима, скажите зима –это хорошо или плохо?(ТРИЗ)

Дети: зима -это плохо, потому что холодно: руки и ноги мерзнут, зимой дорожки становятся скользкими и можно упасть …………….

Зима это хорошо потому что можно кататься на санках, лыжах, коньках, можно  праздновать Новый год………………………

 Обезьянка : А у меня в Африке всегда лето и жара, а еще там живут много удивительных животных.

А в Африке, а в Африке
Нет снега и пурги.
А в Африке, а в Африке
Не носят сапоги.
А в Африке, а в Африке
Лишь солнце и жара

Об Африке,ребята,  

Вам все узнать пора.

Показ презентации  

(Слайд 1)

Отгадайте мои загадки :

По реке плывет бревно.

Ой, зубастое  оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит … (крокодил)

(Слайд 2)

 Он медлителен, велик.
К хоботу давно привык.
Всех зверей сильнее он.
Сильный и огромный…(слон).

(Слайд 3)

Этот зверь похож на кошку,
Но имеет грозный вид.
Если встретишь на дорожке-
Непременно зарычит.
Весь пушистый, полосатый,
Но суров, не любит игр.
Он зубастый и усатый.
Этот кот зовётся ..
(Тигр).

(Слайд 4)

Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъемный.

Ходит гордо, словно граф,

Называется... (Жираф).

(Слайд 5)

Полосатую тельняшку
Натянули на Коняшку.

Полосатый хвост и нос!
Как зовут тебя, Матрос?

(Зебра)

Слайд 6

В Африке толстяк живёт,

У него огромный рот,

Он весь день сидит в воде,

Думает лишь о еде.

Травку тоннами жуёт

Ненасытный ... (бегемот).

Слайд 7

Непоседы целый день
Скачут и резвятся.
Прыгать, бегать им не лень,
На ветвях качаться.
Громко, весело кричат,
Любят есть бананы,
На лианах в ряд висят.
Это - .(обезьяны)

Слайд 8

Обезьянка: Я, как все обезьянки люблю обезьяничать и играть со своим язычком.

Посмотрите, как это делают мои подружки –обезьянки. А вы так сможете?

Слайд 9

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка», «Заборчик»
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.
Слайд 10

2. «Трубочка»
За бананом потянулись

Губки трубочкой свернулись
На меня ты, посмотри,
Губки хоботком тяни.
Слайд 11


3. «Улыбка» / «Трубочка»
Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.

Слайд 12

4. «Лопата»

Язык лопаточкой лежит

 и нисколько не дрожит.

 Воспитатель: Молодцы, ребята, справились.

Посмотрите ,у меня есть мешочек, в нем  спрятаны фигурки разных животных, вытащив фигурку вы должны назвать это животное и рассказать какое оно,его особенности и что умеет делать.

Игра «Волшебный мешочек»

Дети:  это крокодил. Он зеленый, зубастый, умеет плавать …...

 Это слон . Огромный и серый, умеет обливаться водой….…….

 (дети рассказывают о животных и ставят их в зоопарк)

Воспитатель:Вот какой у нас зоопарк получился ,молодцы.

Давайте встанем около стульчиков и сделаем зарядку под музыку.

Физминутка

(Звучит музыка Е.Железновой «У жирафа –пятна». Дети выполняют движения в соответствии с текстом по показу воспитателя.)

 Воспитатель: Молодцы , садимся на стульчики .Скажите о каких животных поется  в песенке?

Дети: о жирафах, слонах, котятах, зебрах.

Воспитатель: какое животное в песенке  лишнее и почему?

Дети: Котенок, потому что это домашнее животное, а остальные животные- дикие и живут в Африке.

Воспитатель: ребята ,давайте представим ,что все звери нашего зоопарка попали в сказку теремок. Каждый приходящий в “теремок” сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем он  похож на  другого или отличается от него.( ТРИЗ)

Сначала нужно сказать слова: “Тук – тук. Кто в теремочке живет?”.

Ребенок 1 :Тук-тук. Кто в теремочке живет?”.

Ребенок 2 : Я тигр.

Ребенок 1 :Я зебра,пусти меня в теремок.

Ребенок 2 : Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похожа на меня.

Ребенок 1 : у меня тоже есть полоски, как и у тебя

Ребенок 2 :Заходи.

(В ходе игры воспитатель может менять установки: “Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: “Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня”, если дети затрудняются найти сходства.)

 Обезьянка: Молодцы, ребята, с вами так интересно играть.

А теперь послушайте мою любимую песенку.(включается фонограмма «В Африке горы вот такой вышины», дети по показу выполняют движения )

Обезьянка: До свидания ,ребята, а мне пора возвращаться в зоопарк.

Список  литературы :

1.Г.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи»

(средняя группа) Учебное пособие,М,2008

2.Т.В.Пристяжная  «Триз-педагогика: развиваем мышление дошкольников»

Основа

3.Интернет-ресурсы

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности педагога и детей подготовительной группы по развитию познавательных способностей с применением технологии ТРИЗ (образовательная деятельность) на тему: «Сужение поля поиска»

Тема: «Сужение поля поиска»Задачи:о.о. Познавательное развитие·       Продолжать обучать  детей работе со зрительно представленным числовым рядом от   0 до...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история».

: Предлагаю Вам конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история». Использование в работе с детьми методов и приемов ТРИЗ помог...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ метода фокальных объектов.

Здесь размещены материалы, которые можно использовать для организации непосредственно- образовательной деятельности....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по речевому развитию в старшей возрастной группе с применением технологии ТРИЗ- РТВ на тему «Анализ художественной картины «Снегири» (Н. Ульянов)

Конспект непосредственно – образовательнойдеятельности по речевому развитию в старшей возрастной группе с применением технологии ТРИЗ- РТВ на тему «Анализ художественной картины «Сне...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьишка заблудился».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативноеразвитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое р...