Дидактические игры на словообразование для младшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (младшая группа)

Абарова Светлана Сергеевна

 Развитие навыков словообразования, обучение детей составлению словосочетаний с включением относительных прилагательных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры на словообразование

Младший дошкольный возраст

Словообразование

Игровое упражнение «Ласковые имена»

Цель: учить образовывать слова с суффиксами уменьшительности и ласкательности.

Дети побуждаются называть друг друга ласково: Танечка, Олечка, Вовочка.

Аналогичное упражнение проводится по называнию детёнышей животных:

- У кошки – котёночек.

- У медведицы – медвежонок, у утки – утёнок, у мышки – мышонок.

Игра «У меня нос, а у тебя? »

Воспитатель называет части своего тела, а ребёнок повторяет их, используя суффикс

уменьшительности.

- У меня нос, - говорит воспитатель.

- А у меня носик.

- У меня уши (а у меня ушки) и т. п.

Игра – драматизация «Кто пришёл? »

Приходит котёнок, здоровается с детьми.

- Кто к нам пришёл? (Котёнок).

- Как назовём его ласково? (Котёночек). И т. п.

Игры: «Назови правильно», «Подскажи словечко»

- Это большой гриб, а рядом грибочек, книга – книжечка, банка – баночка и т. п.

Игровое упражнение «Потерялись»

Цель: учить соотносить название животного и его детёныша.

На ковре стоит игрушечный домик а в нём детёныши животных.

Воспитатель:

- Давайте посмотрим, кто в теремочке живёт? «Кря-кря-кря» - кто это? Утка?

Правильно. (достаёт утку из теремка). Большая или маленькая? Маленькая? Это

ребята, утёнок. Маленький утёнок. А утка – его мама. Помогите утёнку найти его

маму – утку.

Ребёнок ходит по группе ищет.

- А это чей голос? «Пи-пи-пи? » - кто это? – проводится аналогичным образом.

Игровое упражнение «Чей голос? »

Цель: учить различать животных и детёнышей по звукоподражанию

В гости к детям приходит звери и хотят поиграть. Надо догадаться, чей это голос.

- Му-у-у –кто так мычит? (Корова). А тоненько кто мычит? (Телёнок)

-Ква-ква-ква – чей голос? Грубый голос? А кто тоненько квакает? (Лягушонок)

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Игра «Кто у кого? »

Цель: учить в употреблению названий животных и их детенышей в именительном

падеже единственного и множественного числа.

Детям показываются картинки животных и спрашивают как называются их детёныши

если

их много:

- У кошки – котята.

- У ежа – ежата, у коровы – телята.

Игра «Где наши ручки? »

Цель: учить в образованию форм родительного падежа множественного числа

существительных

Дети сидят на стульчиках, воспитатель обращается к ним:

- Где наши ручки? Нет наших ручек? (Прячет руки за спину. Дети повторяют). Вот

наши ручки! (Показывают руки, играют пальцами) .

- Где же наши ножки? Нет наших ножек? И т. п. «-3 раза.

Игра «Лото»

Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением игрушек, оставляя у себя пары к

ним. Показывая детям свои картинку, ребёнок у кого такая же игрушка на картинке

должен быстро об этом сказать. (У меня колесо, а у Веры колёса. Вера должна быстро

сказать: «У меня колёса» или «У меня много колёс»)

Игра «Мишка, поезжай! »

Цель: учить образованию форм глаголов.

Воспитатель вносит в группу грузовую машину на котором сидят мишка и мышка.

- Хотите, чтобы звери покатались на грузовичке? Надо их попросить об этом и

сказать: «Мишка, поезжай». Или попросить поскакать: «Мишка поскачи» и т. п.

Подвижная игра «Молчанка»

Цель: учить образованию глаголов приставочным способом.

Дети произносят слова:

Первенчики, червенчики

Зазвенели бубенчики,

По свежей росе

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок, молчок!

Дети должны замолчать и не двигаться. Кто заговорит или пошевелится – получает

фант. В конце игры дети выкупают фанты, выполняя действия по команде: залезь под

стол и вылези обратно, подпрыгни на месте два раза, отодвинь и задвинь стульчик,

подбрось мяч и т. д.

Игра «Молчок»

Цель: упражнять в образовании глаголов от имени существительного.

Дети произносят текст: Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем мы играть:

Чок-чок, рот на крючок

И молчок!

Дети должны замолчать. Кто нарушил правила – даётся фант, который потом

разыгрывается. Детям даются задания: барабанить на барабане, дудеть на дудочке,

звенеть в звонок и т. д.

Игра «Всё наоборот»

Цель: учить образовывать глаголы с противоположным значением при помощи

приставок

Воспитатель предлагает детям поиграть в упрямых и послушных. Рассказывается про

двух сестёр: умницу и упрямицу. Послушница делала всё как просила её мама, а

Упрямица всё наоборот. Если Послушница закроет дверь, то Упрямица – откроет.

Аналогично обыгрываются пары слов: принесёт – унесёт, пришьёт – оторвёт,

вычистит – испачкает, повесит – снимет, замолчит – заговорит и т. д.

Игра «Кто больше скажет о профессии»

Цель: учить соотносить действия людей с их профессиями, образовывать

соответствующие глаголы.

Воспитатель уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие».

-Каждый взрослый имеет свою профессию и выполняет какие-то действия.

-Что же делает повар? (варит, печёт, жарит, чистит овощи и т. д.)

- Что делает портной? (ответы детей) .

Воспитатель называет ещё профессии учителя, строителя, сапожника, пастуха, а дети

называют действия людей этих профессий.

Игра «Кто как голос подаёт? »

Цель: учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

В гости к детям приехали игрушки. Воспитатель показывает, а дети называют

игрушку.

- Вот…. (Кошка, вот… .(собачка). А это чей голос, кто поёт «Кукареку? »

(Петушок). Как кукарекает петушок? (Ку-ка-ре-ку) .

- Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка). Как кудахчет курочка? (Куд-куда,

куд-куда)

Аналогичным образом разыгрываются: собачка, кошка, собачки, кошки, курочки.

Игра «Оркестр»

Цель: учить образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов

Воспитатель читает стихотворение про зайку, сопровождая речь действиями с

игрушками.

Зайка привёз детям много музыкальных инструментов, и просит отгадать как они

называются. Барабан – барабанит, дудка – дудит, звоночки – звенят и т. д.

«Вечер загадок»

Цель: учить соотносить персонаж и образованный от звукоподражания глагол

Детям предлагается отгадать загадки:

То мурлычет, то играет,

То куда-то удирает,

Убегает далеко.

А когда придёт обратно,

То мурлыкает и с блюдца

Пьёт сырое молоко. (Кот)

Видали вы его не разОн скачет в двух шагах

От нас, чирикает:

«Чирик – чирик! »

Кто к этой песне не привык (Воробей)

Загадываются и др. загадки: жук – жужжит, волк – воет, утёнок- крякает, гусь –

гогочет, собака – лает.

Игра «Гуси»

Цель: учить образовывать существительные в родительном падеже множественного

числа

Рассматриваются картинки:

- Это… .(гусь, гусак). Он крыластый, горластый, у него красные ласты. Ноги как

ласты.

- А это мама…. (гусыня). У гуся и гусыни- дети… (гусятки). Правильно говорить

гусята. Один –гусёнок, а когда их много, это – гусята. Много у гусыни гусят.

Гусята гуляют гуськом. Гуськом за мамой – гусыней и папой – гусаком.

«Олины помощники»

Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.

Материал: кукла Оля.

Ход.

- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте,

кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

- Что это? (Это ноги)

- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают

(руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)

«ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа

существительных.

Материалы: пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки

(разного цвета и разного размера—длинная и короткая), лошадки, утята, Буратино,

мешок.

Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам

игрушки. Дети рассматривают игрушки. Называют их. Выставляют на столе.

Комментируем:

— Что это? Матрешка. Давай посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка.

Поставь их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это? (Пирамидка.) Еще

пирамидка есть? И т. д.

— Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино

с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких

игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.

На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамидки, лошадки. Дети

закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки. («Кого не стало?»)

Затем прячем ленточки, а на их место ставим пирамидки. («Чего не стало?») И т. д.

Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?»

«ГДЕ НАШИ РУЧКИ?»

Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа

существительных.

Дети сидят на стульчиках. Обратимся к ним, приглашая интонацией к шутке,

игре:

Где наши ручки? Нет наших ручек! (Прячем руки за спину. Дети делают то же самое.)

Вот наши ручки! (Показываем руки, играем пальцами.)

— Где наши ножки? Нет наших ножек! (Дети прячут ноги под стул.) Вот наши

ножки! (Топают ножками.)

— Где же наши ручки? Чего нет? (Ручек.) Вот наши ручки! - Где же наши

ножки? Чего нет? (Ножек.) Вот наши

ножки!

Игра повторяется 2—3 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра «Кубик с сюрпризом». (младший дошкольный возраст)

Развить сенсорные способности, мелкую моторику и координацию движений рук ,творческие и познавательные способности, мышление, фантазию;формировать  предпосылки к поисковой деятельности; заинтерес...

Дидактическая игра «Теремок» для детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра "Теремок" для детей младшего дошкольного возраста...

Родительское собрание «Музыкально-дидактическая игра в жизни ребенка младшего дошкольного возраста»

Родительское собрание «Музыкально-дидактическая игра в жизни ребенка младшего дошкольного возраста»...

"Роль дидактической игры в обучении детей младшего дошкольного возраста"

    Игра в дошкольном возрасте – основная ведущая деятельность детей, которая пронизывает всю жизнь ребёнка....

«Дидактические игры для развития детей младшего дошкольного возраста»

Семинар-практикум для родителей воспитанников I младших групп по теме: «Дидактические игры для развития детей младшего дошкольного возраста»...

Дидактические игры для развития речи младшего дошкольного возраста

Дидактические игры для развития речи младшего дошкольного возраста...

Консультация в группе младшего возраста «Дидактическая игра в жизни детей младшего дошкольного возраста»

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное пе...