Конспект по развитию речи .Составление рассказа по сюжетной картине "Осень у пруда"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект для проведения занятия в старшей группе по развитию речи.Сюжетная картина "Осень у пруда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_u_pruda.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Составление рассказа по сюжетной картине "Осень у пруда"

Цели:

Образовательные. Обучение составлению небольшого связного рассказа по сюжетной картине, используя имеющиеся знания и представления. Уточнение, активизация словаря по темам: “Перелётные птицы”, “Приметы осени”.

 Развивающие. Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Развитие логического мышления, зрительной памяти, внимания. Развитие общей моторики , дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие»;

Воспитательные. Воспитание бережного отношения к объектам живой природы.

Предварительная работа:

- Рассматривание птиц на картинках и иллюстрациях.

- Составление описательных рассказов по предметным картинкам о перелётных птицах.

- Чтение сказки В.М.Гаршина “Серая шейка”.

- Наблюдение за состоянием природы, за перелётными птицами с воспитателем и родителями.

Материал к занятию. Предметные картинки: перелётные и зимующие птицы.

Сюжетная картинка. Видеозапись.

 

Ход занятия

Организационный момент (звучит музыка «Голоса птиц»).

Воспитатель:

Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,

Руку правую подали, руку левую пожали.

И друг друга мы обняли.

Повернулись, поклонились.

Вы готовы заниматься?

 

Дети: Все готовы заниматься.

Будем очень мы стараться!

1. Вводная часть                                                 

Воспитатель обращает внимание  детей на иллюстрации с различными видами перелетных птиц.

– Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах. Как вы думаете, почему их так называют? Правильно, потому что они улетают в теплые края. А в какое время года это происходит? Осенью. А зачем они улетают? Там тепло и много еды (насекомых). - Что будет с ними, если они останутся? - Замерзнут, умрут от голода. - Молодцы!

– А вы знаете, каким образом птицы летят на юг? Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, клином. (Воспитатель вывешивает соответствующие картинки).

Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. А вы знаете, почему их так называют?(они едят насекомых). Правильно, в слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл.

Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу – гуси, утки и лебеди. Как их можно назвать? Какие это птицы? Если они плавают в воде? (водоплавающие птицы). В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.

Игра “Назови птицу, которая лишняя”.

 Посмотрите, ребята на картинки, подумайте и скажите, какая здесь лишняя и почему?

 - Правильно, скворец. Скворец – насекомоядная птица, а остальные водоплавающие.

- Молодцы. Вы очень внимательны.

Игра «У кого какое тело?».

– Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец, какой? (скворец короткохвостый.)

– Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (ласточка длиннохвостая.)

– Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (грач остроклювый.)

– У него чёрное крыло? Значит, он… (грач чернокрылый.)

– Молодцы, ребята, правильно.

Физкультминутка.

Лебеди летят, крыльями машут – плавные движения руками

Метнулись над водой, качают головой – наклоны вперед

Прямо и гордо умеют держаться – стоят, прямо вытянув шею

Очень бесшумно на воду садятся – бесшумно приседают, опустив руки.

Сюрпризный момент (влетает ворона).

- Здравствуйте, ребята. Это группа «Звездочка»? Значит, я туда попала. У нас в лесу проводится конкурс на лучший рассказ по картине. Участвуют все детские сады. Вот и вам задание: составьте рассказ по этой картине. Составленный вами рассказ я захвачу на обратной дороге. О результатах конкурса сообщу чуть позднее. Желаю удачи и победы в нашем лесном конкурсе.

Беседа по картине.

Ребята, вы хотите принять участие в лесном конкурсе? Давайте тогда посмотрим, какую картину принесла ворона. Воспитатель достаёт картину и размещает на мольберте перед детьми (картина должна быть хорошо видна детям).

Посмотрите внимательно, мы должны ее внимательно рассмотреть, ответить на вопросы и составить по ней рассказ. А затем этот рассказ отправить на конкурс.

 - Какое время года изображено на картине? ( на картине изображена осень)

- Как вы догадались? Какие предметы осени вы ещё видите?

 (небо серое, деревья голые, трава, улетают птицы, дети тепло одеты)

- Какое настроение вызывает у вас эта картина?(грустное, птицы улетают, листики падают, погода испортилась, небо серое, …)

- Кого вы видите на картине? (мальчика и девочку, полные ответы детей).

- Куда пришли ребята? (на пруд, к реке)

- Что они делают? (кормят уточек)

- Хорошо поступают дети? (Да, они заботятся).

Активизировать детей (несколько детских ответов, воспитатель подсказывает, стимулирует, помогает при необходимости).

- А теперь послушайте мой небольшой рассказ по этой картине, который, я составила с помощью ваших ответов.

Рассказ воспитателя.

  1. На картине поздняя осень.
  2. Листья с деревьев почти облетели.
  3. Перелётные птицы улетают на юг.
  4. Ваня с Катей тепло оделись и пришли к пруду покормить уточек.
  5. Скоро река замерзнет, и утки тоже улетят на юг.

 - Понравился вам мой рассказ по картине? А сейчас ещё раз внимательно посмотрите на эту картину. Постарайтесь вспомнить мой рассказ и то, о чём говорили вы (воспитатель даёт время ещё раз рассмотреть картину). Кто из вас хотел бы нам рассказать о том, что нарисовано на картине. Может ваш рассказ получится интереснее моего.

Итог.

- Молодцы, ребята! Понравилось ли занятие? Что запомнилось? Чем занимались? Как мы с вами будем относиться к птицам?

- Ребята, мы сейчас немного отдохнем и я помогу записать наш рассказ в виде письма и когда прилетит ворона, мы его отдадим, и будем ждать результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи «Составление рассказа по сюжетной картине «Волшебница Зима»

1. Продолжать учить составлять описательный рассказ по сюжетной картине.2. Закреплять умение, подробно и логически последовательно, излагать содержание картины. Самостоятельно придумывать события, пре...

Конспект НОД по развитию речи. Составление рассказа по сюжетной картине "Вот это снеговик!"

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группы. Обучение составлению рассказа по сюжетной картине....

Технологическая карта организованной образовательной деятельности (занятия) по развитию речи "Составление рассказа по сюжетным картинкам".

Группа: подготовительнаяТема: «Составление рассказа по сюжетным картинкам».Цель: продолжать формировать умения детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, изображающих основные кл...

Конспект по развитию речи. Составление рассказа по сюжетной картине «Осень».

Цель: составление рассказов по сюжетной картине «Осень», повышение общей осведомлённости о времени года «Осень»....

Конспект по развитию речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка».

Цель. Коррекционно-обучающие:·                    Учить детей составлять рассказ по серии сюж...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"

quot;НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"Программное содержание:    • Закрепить у детей представление о сезон...