Методическая разработка занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему "Зима в городе и в лесу"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Уланова Наталия Викторовна

Сравнение зимы и других времен года, обсуждение и беседа о том, как проходит зима в городе и в лесу, знакомство с литературными и стихотворными текстами о зиме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_v_gorode_i_v_lesu_6-7_let.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №388»

Конспект  занятия по развитию речи

ОО « Речевое развитие»

«Зима в городе и в лесу»

Подготовительная к школе группа

           Воспитатель:

                                                                                                     Уланова Н.В.

г. Нижний Новгород

2021 г.

Методическая разработка занятия по развитию речи

в подготовительной к школе группе

Тема: «Зима в городе и в лесу»

Задачи: 

1. Уточнить, расширить и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Зима», «Времена года»;

2. Учить детей правильно отвечать на вопросы педагога;

3.Учить детей составлять рассказ о приметах зимы по опорному плану из рисунков – пиктограмм;

 4. Учить детей составлять рассказ «Зима в городе», «Зима в лесу» по сюжетной картине;

5. Учить детей пересказывать короткий рассказ.

6. Развивать произвольное внимание, зрительную память и словесно – логическое мышление;

6.Учить детей работать сообща, помогать друг другу.

Предварительная работа: беседа с детьми о сезонных изменениях в природе зимой, наблюдение за погодой; внесение в развивающую предметно-пространственную образовательную среду игрушек Зима, Снеговик, картин с изображением зимы в городе, в лесу, картины зимнего леса русских художников.

Материалы и оборудование: картинки с изображением примет разных времен года, картинки с изображением примет зимы, сюжетная картина «Зима в городе», «Зима в лесу», магнитная доска, картинки – пиктограммы для составления рассказа о зиме, мячик.

Индивидуальная работа: работа с иллюстрациями на зимнюю тему, составление короткого рассказа о зиме, разучивание стихотворения на зимнюю тему с детьми.

Ход занятия:

1.Мотивация образовательной деятельности.

 

Речевая игра «Что за чем и перед чем?» Игра с мячом. Дети и педагог стоят в кругу.  Педагог называет любое время года (например, «Зима, а за ней…) и передает мяч ребенку справа. Ребенок берет мяч дает свой ответ (весна) и передает мяч следующему ребенку. После того, как мяч вернулся к педагогу, он задает следующий вопрос : «Зима, а перед ней», передает мяч ребенку слева. Игра проводится в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными.

Игра «Четвертый лишний»: педагог выставляет на доску четыре картинки с приметами времен года – три картинки будут с приметами зимы, а четвертая – другого времени года. Детям нужно найти эту «лишнюю» примету, которая не подходит для зимы.

2. Основная часть.

Садимся на места.

Составление предложений о приметах зимы по картинкам: педагог озвучивает, что сегодня на занятии  мы будем учиться составлять предложения о приметах зимы по картинкам и раздает детям картинки с изображением примет зимы. Рассмотрите картинки и составьте предложение о примете зимы по образцу: «На моей картинке изображена зима, потому что на земле, деревьях и крышах домов лежит снег».

Составление рассказа о зиме по сюжетным картинкам и опорному картинному плану. Педагог: сейчас мы с вами, вспомнив все приметы зимы, составим рассказ о зиме. В любом рассказе есть начало, середина и конец, предложения должны быть полными и красивыми.  Дети составляют предложения по картинкам и пунктам опорного плана.

Пальчиковая гимнастика.

«Снежная пороша»

Ветер ветками играет,    Дети поднимают руки вверх и покачивают ими                                                                                
снегом землю засыпает.
Опускают руки вниз, плавно двигая кистями рук вправо -
                                                                                                     влево

Сыплет снежная пороша Поднять руки вверх и медленно опускать их пальчиками на
                                                          стол, быстро пошевеливая пальчиками

Прямо в детские ладоши.   Хлопать в ладоши, а затем их показать.

Физкультминутка.

«Зимние забавы»

Мы катались на коньках     отвести руки за спину, имитируя движения конькобежца

Даже жарко стало!

В снежки играли во дворах –  имитировать движения, характерные для игры в
                                                                                    снежки (броски)

Все нам было мало!

Снег, снег , белый снег,   Поднять руки вверх и медленно опускать их,                                                                          
                                                                                быстро пошевеливая пальчиками

Засыпает он нас всех!

Дружно мы на лыжи встали         имитировать движения лыжника

И по снегу побежали,

А потом на санки сели,                     присесть, затем встать и хлопать в ладоши

Смело с горки вниз слетели!

Речевое упражнение «Скажи наоборот»: игра с мячом. Дети стоят полукругом перед педагогом. Педагог называет словосочетание и бросает мяч кому – то из детей, ребенок ловит мяч и называет словосочетание «наоборот» и возвращает мяч педагогу. Пример: сильный ветер – слабый ветер, холодная погода – теплая погода.

Педагог: какое сейчас время года? Зима. Сколько месяцев зимой? Три. Назовите месяцы зимы. Декабрь, январь, февраль.

Игра «Исправь предложение»: педагог начинает предложение, показывает на кого-то из детей и продолжает предложение, указанный ребенок исправляет предложение, если в нем есть ошибка (например, наступила холодная … лето, зимой часто идет … дождь, наступила жаркая … зима), если в предложении нет ошибки, ребенок просто его повторяет правильно.

Составление рассказа – сравнения зимы с летом по опорному картинному плану (рисунки – пиктограммы): педагог по очереди приглашает детей к доске и по пунктам дети последовательно составляют рассказ – сравнение зимы и лета. Примерный рассказ:  Зимой солнце светит, но не греет. На улице очень холодно. А летом солнце светит ярко. На улице жарко. Зимой небо серое, часто идет снег. А летом небо голубое, ясное и иногда идет теплый дождь. Зимой день становится короче, а ночь – длиннее. А летом ночь короче, а день  -  длиннее. Деревья зимой голые, а летом  покрыты зелеными листьями. Зимой цветы и травы засыхают, их покрывает снег.  А летом вокруг много зеленой травы и разных цветов. Насекомых зимой не видно. Они спрятались от мороза. А летом насекомых очень много. На полянках и лужайках слышны их гул и стрекотание.

Пальчиковая гимнастика:

«Игры зимой»

Лыжник едет по лыжне,         имитировать движения лыжника, хоккеиста

В хоккей играют на катке.

Во дворе в снежки сыграем, имитировать движения, характерные для игры в
                                                                                    снежки (броски)

Бабу снежную скатаем,      описать в воздухе три круга руками (снеговик)

Только (это твердо знай!)                крутить воображаемый руль,

На дороге не играй!                             грозить пальчиком

Педагог:  о каких зимних играх мы сейчас с вами услышали? Покажем их пальчиками. Ответы детей.

На доску педагог помещает картину «Зима в городе». Рассмотрим картину. Какие приметы зимы мы здесь увидели? Почему картина называется «Зима в городе? Ответы детей (высотные дома, машины). Педагог обращает внимание детей на снегоуборочную машину: она медленно едет по дроге и очищает дорогу (проезжую часть) от снега, иначе машинам и автобусам будет трудно проехать по заснеженным улицам. А кто очищает от снега тротуары, по которым  ходят люди? Дворник. Вспомним, какие инструменты нужны дворнику? Назвать лишний инструмент: метла, лопата, ведро, лейка.

Далее педагог показывает маленькие картинки с приметами зимы, и среди этих картинок показать нарядную елку. Обратить внимание детей на эту картинку.

Пальчиковая гимнастика:

«Елочка»

Перед нами елочка:     развернуть ладони к себе, переплести пальцы так, чтобы они
                                                                    оказались на ладонях.

Шишечки, иголочки,     сжимать кулаки, выставлять вперед указательные пальчики

Шарики, фонарики,     округлить ладони, расставив пальцы так, чтобы они
                                                    кончиками касались друг друга, а затем поворачивать        
                                                                          ладони, расставив пальчики

Зайчики и свечки,                 пальцы сжать в кулачок, выставив вверх указательный и
                                                     средний пальцы («пошевелить» ушами), а затем ставить
                                                                      кулачки друг на друга

Звезды, человечки.         Сложить вместе ладони с широко расставленными пальцам,
                                                       затем положить руки на пояс и покачать головой.

Чем украшена елка в стихотворении?

Рассказ педагога о елке: а теперь послушайте рассказ о елке. На Новый год во многих странах традиционно наряжают елку. Этот обычай пришел к нам из Германии. В этой стране, начиная с 16 века, украшали зимой елки цветной бумагой, фруктами и сладостями. Постепенно эта традиция распространилась по всей Европе. На Руси долгое время Новый год отмечали сначала в марте, а потом – 1 сентября. С 1699 года русский царь Петр 1 повелел все своим подданным отмечать праздник Нового года 1 января и украшать свои дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми веточками. Но только к концу 19 века если стали главным украшением и городских, и деревенских домов. Это был самый долгожданный и волшебный праздник для всех детей. Новогодние елки украшались гирляндами, бусами, свечами, сладостями.

На Новый год мы наряжаем елку, почти не замечая, как же ель выглядит. Давайте ее рассмотрим. Составление описательного рассказа по картине «Ель»: беседа по картине по вопросам педагога – что нарисовано на картине? Какое это дерево, лиственное или хвойное? Почему ель называется хвойным деревом? Как по-другому называются иголки у ели? Назовите части ели. Как расположены ветки у ели? Какие у ели шишки (размер, форма, цвет)?

А теперь давайте подберем как можно больше слов, подходящих к ели. Какая ель? Стройная высокая, молодая, красивая, зеленая, нарядная, пушистая, серебристая, раскидистая, шумящая, качающаяся, хвойная. Что делает ель? Растет, стоит, качается, зеленеет, радует, колышится, пахнет, шумит, падает. Как можно еще назвать ель? Елка, елочка еловая, елочная. А если растет много елей, как называется это место? Ельник.

Физкультминутка

«Елка» - по ходу стихотворения выполнять соответствующие движения.

Посмотри: на нашей елке

Очень колкие иголки

От низа до макушки

Висят на ней игрушки –

Звездочки и шарики,

Яркие фонарики.

Педагог называет опорные слова, из которых дети составляют предложения: выросла, опушка, ели (на опушке леса выросла ель); густые, красавица – ель, ветки (у красавицы – ели густые ветки); сверху, чем, ниже, ветки (сверху ветки маленькие, чем ниже, тем они становятся больше); кое – где, шишки (кое – где на ветках висят шишки); иголки, пушистые ветки (пушистые ветки покрыты колючими иголками); иголки, снежинки (на колючих иголках сверкают снежинки); ствол, смола, капельки (на стволе у ели маленькие капельки смолы).

Физкультминутка – игра на внимание  «Хлопушка, шарик, мишура» - педагог называет предметы, дети выполняют определенные движения. Если педагог произносит слово «хлопушка», дети резко поднимают руки вверх, если слово «шарик» - обхватывают себя руками, если слово «мишура» - разводят обе руки в стороны.

Зима приходит и в лес. Педагог помещает картину «Зима в лесу» и читает стихотворение АС. Пушкина:

Вот ветер, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на ветвях дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

Чтение рассказа Д. Зуева «Зимний лес»: 

Пробушевала метель, и волшебно преобразился лес. Все стихло. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Синичка сядет, а ветка не дрогнет. На поляне особняком красуются крохотные елочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи! Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. Снизу – ни сучка а на макушке – пышная снежная шапка! Ясная береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежно – розовой тонкой берестой. Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Глубок зимний сон природы. Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры – блестки. Хорош лес в зимнем уборе!

Пересказ рассказа по опорным картинкам.

Физкультминутка «Медведь»

Как на горке – снег, снег,        дети стоят лицом в круг, в центре лежит «медведь»

И под горкой  - снег, снег,     Дети медленно поднимают руки вверх

И на елке – снег, снег,             медленно приседают , опускают руки вниз

И по елкой  -снег, снег.           Вновь встают и поднимают руки вверх

А под снегом спит медведь,     медленно приседают , опускают руки вниз

Тише, тише… Не шуметь!        На цыпочках бегут по кругу, держат руки на поясе.

3. Заключительная часть.

 Какое время года наступило? Зима. Что зимой бывает? Идет снег, становится холодно, мы надеваем теплую одежду. Какие приметы зимы мы сегодня вспомнили? Отличается зима в городе и зима в лесу? Какие рассказы вы услышали сегодня?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Методическая разработка занятия по ознакомлению детей в подготовительной к школе группе с природой Саратовского края,посвященная Году добровольца (волонтера)в России на конкурс «Одна страна – одна Россия»

Данная разработкам адресована воспитателям старших групп с целью привлечения внимания к развитию и формированию культуры добровольчества (волонтёрства) у детей дошкольного возраста....

Методическая разработка занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы»

Тема: Дифференциация звуков [Б] - [П].Лексическая тема: Зимующие птицы.Цель: Научить детей дифференцировать звуки [Б] - [П].Образовательные задачи:·        На...

Методическая разработка по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы

Тема: «Транспорт»Название «В беде друзей не оставим»Цель: Совершенствовать связную диалогическую и монологическую речь детей, активизировать словарь по теме “транспорт&rd...

Методическая разработка занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в мир насекомых"

Конспект занятия разработан для детей подготовительного к школе возраста с ОВЗ (ТНР). Занятие итоговое по теме "Насекомые". Целью данного занятия является показать уровень сформированности з...