Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Весна в городе Скороговорок»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Левина Мария Игоревна
Скороговорки помогают избавиться от так называемой «каши во рту».
Но для этого надо заниматься постоянно, чётко и ясно проговаривая звук в скороговорке. 
Если ребёнок не очень справляется, не ругайте его, а превратите занятие в игру, чтобы ему хотелось чаще их проговаривать и повторять!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_v_gorode_skorogovorok.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной к школе группе

«Весна в городе Скороговорок»

Цель: учить детей отчётливо произносить скороговорки, формировать умение общаться и взаимодействовать со сверстниками.

Задачи:

Образовательныеучить детей правильно произносить звуки, отчётливо произносить скороговорки, вырабатывать интонационную выразительность речи, формировать  сознательное отношение к своей речи.

Развивающие: развивать у детей творческое воображение, речь, внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать речевую культуру, побуждать интерес к разным видам театрального искусства, воспитывать уважение друг к другу, прививать любовь к художественной литературе.

Ход занятия:

I. Организационная часть:

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть! Все красивые, опрятные, в хорошем настроении!  Сегодня на занятии мы познакомимся с жанрами устного народного творчества – скороговоркой, чистоговоркой и с секретами   сценической речи.

  

 II.  Основная часть:

1.  

а) Беседа о скороговорке

- Скороговорки   любят  и взрослые и дети. Что же такое скороговорка? Скороговорка  является одним из элементов творчества народа, его истории. Они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром. В них отражается история и мировоззрение, создавшего их народа, его традиции, нравы, обычаи, здравый смысл и юмор.

- Скороговорки обязательный элемент на уроках театрального мастерства, потому что  правильная четкая речь нужна актерам, чтобы их было слышно со сцены без микрофона. Скороговорки учат чёткому и внятному произношению, помогают овладеть техникой речи.

- Польза  скороговорок: если правильно произносить скороговорки, делать это регулярно, то занятия будут способствовать: развитию внимательности, памяти, концентрации внимания; расширению словарного запаса; оттачиванию звуков; хорошему настроению и лучшей успеваемости в школе. Правильная речь и произношение играют огромную роль в становлении личности, делают человека уверенным в себе, способствуют развитию общения.

б) Работа со скороговорками

- Давайте проверим, как у нас работает речевой аппарат. Произнесем знакомую нам скороговорку «Шесть мышат в камышах шуршат» медленно, шёпотом. Теперь увеличиваем темп. Произносим, прибавляя громкость голоса, быстро.

- Следующее задание:

·        Произнести скороговорку «У кота икота – вспоминает кто-то» по слогам, как робот.

·        Произнести скороговорку «На горе Арарат рвёт Варвара виноград» медленно и плавно («черепаха»).

·        Произнести скороговорку «Съел Филимон с улыбкой лимон» быстро («ракета»).

·        Произнести скороговорку «На сосне сидит сова,

                                                       Под сосной стоит лиса» удивлённо.

·        Произнести скороговорку «Шапка да шубка –

                                                       Вот и наш Мишутка» радостно.

·        Произнести скороговорку «В саду у Дуси утки и гуси» грустно.

·        Произнести скороговорку «За деревней с утра тарахтят трактора» командным тоном, как президент.

 

2.     Чистоговорка.

- А что же такое чистоговорка? Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Она служит для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Чистоговорки (произносим чётко, громко, не спеша)

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).

Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).

Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).

Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).

 

3.     Физминутка «Бабочка»

Наша бабочка встряхнулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
И нектара всласть поела.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

 

4. Упражнения для развития речи

а) Упражнения на постановку ударения. Упражнения – игра «Доскажи словечко»

Был бы друг,

Будет и ….(досуг)

 

Сладок он, друзья, на вкус,

А зовут его    …(арбуз)

(В. Нестеренко)

Кран открой – пойдёт вода.

Как она пришла сюда?

 -В дом, сад, огород

Провели….(водопровод).

(М. Лапыгин)

Хоть я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус,

Узнали вы? Я….(свёкла)

(Н. Френкель)

Цапля важная,  носатая,

Целый день стоит, как ….(статуя)

(С. Маршак)

Плачет кукла Алёнка:

Почти три недели,

Как шпионка,

Сидит она в тесном  …(портфеле)

(Л.Фадеева)

Мы вернулись из кино –

Дома пусто и …(темно)

(С. Михалков)

 

Прочитать стихотворение орфоэпически:

Как на горке  - снег, снег.

И под горкой снег, снег.

И на ёлке – снег,  снег.

И под ёлкой снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише…Не шуметь!        (И. Токмакова)

 

б) Упражнения на развитие интонационной выразительности (силы голоса, логического ударения, темпоритма)

- Сила голоса – это степень его громкости, его усиления или ослабления.

 

1.Тише, жабы!              (Тихо, тоном предупреждения.           

   Ни гугу –                     Можно использовать жест

                                                                       палец к губам.)  

 

Ходит цапля на лугу.      (Тихо – тоном испуга)

 

Чтобы не было беды,      (Совсем тихо, шёпотом)

Наберите в рот воды.

 

 III. Заключительная часть:

Рефлексия

Дети встают в круг и прощаются по-разному: сдержанно, радостно, тихо, громко, медленно, быстро.   

Вопросы воспитателя по теме занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по развитию речи подготовительной к школе группе. Пересказ В.Бианки «Купание медвежат»

Конспект занятий по развитию речи  подготовительной к школе группе.Пересказ В.Бианки «Купание медвежат»Цель: Закрепить представление детей о диком животном (медведе) о его месте  обитания, о...

Конспект занятия по развитию речи подготовительная к школе группа февраль

Сергей Есенин русский поэт, заучивание стихотворения "Берёза" с дошкольниками, презентация...

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе «Весна пришла!»

Цель: закрепить знания детей о времени года «Весна»...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы Весна

Умение понятно и связно выражать свои мысли....

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Весна пришла»

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Весна пришла»...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе: «Весна – красна!»

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе: "Весна - красна!"...