Консультация "Знакомство старших дошкольников с художниками - иллюстраторами
консультация по развитию речи (старшая группа)

Болтнева Антонина Александровна

Консультация 

Тема: Знакомство старших дошкольников с художниками - иллюстраторами

"Художник должен быть и историк, и поэт, и философ, и наблюдатель. И оно подлинно так: все великие художники вместе были учёные люди" А.Бестужев.

"Хорошая книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро" Ф.Абрамов

"Познавательное развитие детей через художественную литературу" Хлынова С.Ю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл boltneva_a.a._hudozhniki_illyustratory.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 комбинированного вида Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Консультация

Тема:

Знакомство старших дошкольников с художниками иллюстраторами.

Подготовила и провела:

 восп. 1 лог. гр. А.А.Болтнева

Дата проведения: 04.02.2021 г.

Художник должен быть и историк, и поэт, и философ, и наблюдатель. И оно подлинно так: все великие художники вместе были учёные люди.

А.Бестужев.

Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы.

Работая с детьми  имеющих тяжёлые речевые расстройства как правила замечены трудности в построении фраз, не умении грамматически правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас, недостаточная сформированность связного высказывания.

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связанно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.

Но чтобы этому научить необходимо, развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем  богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Не случайно речевое развитие выделено в ФГОСДО в отдельную образовательную область, которая подразумевает:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Для преодоления имеющихся проблем считаем целесообразным использование в логопедической работе малых фольклорных форм, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка.
Потенциал книг бесконечен и разнообразен - популярные рассказы о многообразии мира людей или о диковинках живой природы, учебные книги или художественные, энциклопедии и занимательные книги по любой отрасли человеческого знания.

Хорошая книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро

Ф.Абрамов

Книга для детей без иллюстраций — это ненужный товар.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей. Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия.

Поэтому художники-иллюстраторы — достаточно известны.

Многие картинки  достаточно узнаваемые и мы их помним с детства. А вот что мы знаем о художниках?

«Познавательное развитие детей через художественную литературу» Хлынова С.Ю.

     Воспитание подрастающего человека  путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.

Раздел «Приобщение детей к книжной культуре» программы «Радуга» Т.Н.Дороновой в соответствии с ФГОС, реализуемый мною в ДОУ, знакомит с лучшими произведениями для детей и решает комплекс взаимосвязанных задач  нравственного, умственного и эстетического воспитания.

Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всём его богатстве, - процесс долгий и трудный, но если первоначальный этап введения маленького человека в книжную культуру будет своевременным и успешным, значительно сократится число молодых людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту своего народа, других народов и времени посредством книги.

Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Книги могут познакомить ребёнка с тем, насколько разнообразен мир, насколько сложно и интересно его устройство.

Познавательный потенциал книг бесконечен и разнообразен –популярные рассказы о многообразии мира людей или о диковинках живой природы, учебные книги или художественные, энциклопедии и занимательные книги по любой отрасли человеческого знания. Конечно, для современного ребёнка доступны более зрелищные, а потому привлекательные способы передачи информации – телевидение, необъятные просторы Интернета, богатейшие фонды музеев. Они могут стать не только ярким дополнением, но и достойным и актуальным средством развития и удовлетворения познавательного интереса наряду с главным способом познания – чтение книг.

Поэтому я поставила перед собой цель: развивать у детей интерес к книге как источнику знаний.

Для достижения цели поставила следующие задачи:

·   Сформировать интерес к художественной литературе;

· Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

·   Развитие литературной речи;

· Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

· Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;

·   Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

·   Развивать творческие способности у детей.

· Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующий воспитанию у детей интереса к художественной литературе. Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

  Создание предметно-развивающей среды

В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, в театральном уголке обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей. Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас ( "Путешествие", "Рифмовочка", "Кто и где спрятался"), совершенствующие звуковую культуру речи  ("Звуковое домино", "Найди звук", "Кто так кричит?", "Слушаем звуки улицы"), развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников ("Представь себе", "Скажи какой:", "Шиворот - навыворот", "Говорим о многозначных словах", "Волшебник", "Великий Нехочуха", "Цирк", "Животные и их детеныши", "Поэты" и др.).

Создала копилку выразительных средств языка "Ларец мудрости" (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки). Оформила наглядно-дидактические пособия "Рассказы по картинкам", "Портреты детских писателей", "Многозначные слова", "Антонимы. Глаголы", "Антонимы. Прилагательные" и др., подобрала сюжетные картинки, картины с фабульным развитием действия. Оформила альбом с иллюстрациями к сказкам.

    Работа с детьми

      Для работы с детьми по данному направлению разработала перспективный план по познавательному развитию с использованием художественной литературы.

       С детьми ежедневно читаем книги не только по программе «Радуга», но и книжные новинки, книги современных авторов, познавательную литературу. При подборе книг учитываю интересы детей, комплексно-тематическое планирование.

      Мною разработано и проведено занятие "Путь создания книги", на котором, дети узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

        В группе у нас работает «Книжкина больница»,в которой дети «лечат» книги не только нашей группы, но и оказываем помощь малышам.

      Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому. Созданные детьми книжки - малышки составлены по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дошкольники придумывали и проиллюстрировали сами.

Работая с детьми, литературой нужно жить всегда, каждый день вместе с воспитанниками постигаю художественное слово, посредством различных методов и приёмов:

- познавательные беседы по тексту, позволяющие детям получить новые знания;

- беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;

- рассматривание иллюстраций;

- пересказ произведений, пересказ по ролям;

- игры-драматизации – упражнять детей в выражении чувств и  эмоций с помощью разных выразительных средств;

- объяснение значений некоторых слов;

- использование в речи детей крылатых фраз и выражений, фразеологизмов, пословиц и поговорок;

- беседы на этические темы, оценивающие поступки героев произведения и их последствия;

- выставки детских рисунков отображающих впечатления дошкольников;

- чтение сказок с последующим оформление книжек-самоделок;

- литературные вечера, посвященные творчеству детских писателей и поэтов, художников – иллюстраторов, одному конкретному произведению;

- просмотр презентаций, видеофильмов по прочитанному произведению.

 Работа с родителями

      Прежде чем организовать работу с родителями я провела анкетирование, которое показало, что 43% родителей не так часто читают детям книги, несмотря на то, что дети слушают с удовольствием. Читают родители  в основном сказки (93%),стихи (36%), классическую детскую литературу (7%), энциклопедии (7%),   а после прочитанного не обсуждают  с детьми содержание. Поэтому я сделала вывод, что родителей необходимо:

со значением художественной литературы в развитии дошкольника;

Научить правильно подбирать художественную литературу;

Порекомендовать как использовать художественную литературу в разных жизненных ситуациях.

Я подготовила и провела с родителями консультации :

1.     Роль семьи в воспитании культуры чтения у ребёнка – дошкольника.

2.     Приобщение дошкольника к художественной литературе.

3.     Что и как читать детям.

4.     Учим стихи – развиваем память.

Папки – передвижки:

1.     Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей.

2.     Книжки в вашем доме.

3.     Мы – читающая семья.

4.     Стихи к Дню книги.

5.     Пословицы и загадки о книгах.

      Для родителей проводим выставки книг на определённые темы («Моя любимая сказка», «Книги о животных», «Что прочитать о природе» и т.д.) Ежемесячно помещаем в родительский уголок список литературы, рекомендованный программой к прочтению на данный месяц, текст стихотворения для заучивания наизусть.

Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой.

 Работа с социумом

      Для более эффективной работы с детьми по данному направлению, организована работа с социумом. С детьми постоянно посещаем городскую детскую библиотеку им. Чехова, где приняли участие в следующих мероприятиях: литературный час «Лесные сказки» по произведениям В. Бианки, «Ребятам о зверятах», «И высок он и могуч» и другие.

      Так же постоянно посещаем областной художественный музей, где специалистами организованы комплексные занятия с элементами костюмированного представления: «Музей Музеевич встречает гостей», «Глиняная сказка», «День земли», «Образ матери в художественных произведениях», «Живая радуга».

 Взаимосвязь с педагогами

Для педагогов детского сада я подготовила и провела консультации «Развивающие функции художественной литературы», «Методические рекомендации по проведению книжной выставки». Показала открытые мероприятия «Прогулка с элементами исследовательской деятельности», «Литературная викторина «По следам сказок». 

Результатом моей работы стало:

Повышение у детей интереса к книге, художественной литературе,

Развитие познавательных интересов детей,

Стремление детей использовать книгу как информационный справочник, образец поведения и речи. Умение детей задавать вопросы по прочитанному тексту и пересказывать.

Бережное отношение детей к книге.

Повышение читательской культуры в семьях воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план работы по ознакомлению дошкольников с художниками – иллюстраторами, живописью, скульптурой.

Годовой план работы по ознакомлению дошкольников с изоискусством. Пригодится для воспитателей всех групп ДОУ....

Консультация для воспитателей «Знакомство дошкольников с художниками-иллюстраторами»

«Знакомство дошкольников с художниками-иллюстраторами»Из всего многообразия видов графики нам для работы по воспитанию детей доступнее всего книжная графика – иллюстрация к детским книгам. Иллюстрация...

Ознакомление дошкольников с художниками - иллюстраторами

С книжкой ребенок знакомится с младшего дошкольного возраста и задача взрослого заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к ней, к содержащимся в ней рисункам, желание внимательно их рассматрив...

конструкт НОД "Знакомство дошкольников с художниками иллюстраторами"

Конспект в помощьпедагогам для ознакомления детей с иллюстраторами....

Игры для ознакомления дошкольников с художниками-иллюстраторами детских книг.

Игры Игры для ознакомления дошкольников с художниками-иллюстраторами детских книг позволяют познакомить детей с художниками -иллюстраторами   (Ю. А. Васнецов, Е. И. Чарушин,  Е. М....

Консультация "знакомство дошкольников с художниками иллюстраторами и писателями"

Консультация "знакомство дошкольников с художниками иллюстраторами и писателями"...

Образовательная ситуация с дошкольниками «Профессия художник- иллюстратор»

Краткая аннотация к работе: В данной работе представлена образовательная ситуация по ознакомлению с окружающим миром для детей 6-7 лет, где дети могут не только показать свои знания по данной теме, но...