Занятие в подготовительной группе "Первый снег"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Исаева Надежда Николаевна

В конспекте имеется утренняя беседа перед занятием, в которой рассматриваем картины пейзажистов и ход самого занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyat_po_mama_glyan.docx878.69 КБ

Предварительный просмотр:

Утренняя беседа.  

Ц: повторить с детьми знания об осени; познакомить с картинами великих художниками пейзажистами Пластовым, Левитаном; показать, как с помощью кисти художник может передать свое впечатление о первом снеге.

В: Дорогие ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Д: Осень.

В: Какая бывает осень?

Д: ранняя, золотая, поздняя.

В: какой месяц относится к ранней осени? Золотой? Поздней?

Д: сентябрь, октябрь, ноябрь.

В: Что вы можете рассказать о сентябре?

Д: В сентябре мы с радостью встречаемся после летних каникул со своими друзьями в детском саду, воспитателем. Радуемся встрече с нашей группой, игрушками.

В: Что удивительное вы увидели в октябре золотой осенью?

Д: Все деревья осень раскрасила в желтые, красные, оранжевые цвета. Вся природа выглядит, словно терем расписной.

В: Чем интересен для вас ноябрь?

Д: Ноябрь относится к поздней осени.

В: как его называют в народе?

Д: Хмурень, потому что деревья сбросили всю листву, а солнце редко выходит из-за серых туч.

В: Почему тучи серые?

Д: В серых тучах хранится снег. Именно он падает в конце ноября на землю.

В: Какая же сейчас осень на дворе?

Д: Поздняя. На улице уже выпал снег и укрыл все вокруг.

В: Вы видели первый снег?

Д: Да.

В: Какой он?

Д: Свежий, белый, чистый, легкий, долгожданный, увлекающий, желанный, любимый.

В: У каждого человека живет в душе любовь. Любящий человек по – своему может рассказать, как он любит первый снег.

 О своей любви поэты пишут …

Д: Стихи.

В: Композиторы пишут…

Д: Музыку.

В: Художники пишут ...

Д: Картины.

В: Каких художников вы знаете, которые изображали природу родного края?

Д: А. Пластов, И. Шишкин, И. Левитан, Остроухов.

В: Как называются картины, которые изображали природу родного края?

Д: Пейзажи

В: Как называют художников, которые пишут пейзажи?

Д: Пейзажисты.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/22/s_5dff200640998/img9.jpg

В: Перед вами на экране репродукция картины Исаака Левитана «Первый снег».

Нравится ли вам данная картина? Можно ли сказать, что это поздняя осень?

Д: Да, можно. Деревья еще не всю листву сбросили. Не успели. Нежданно, негаданно выпал снег. Укрыл деревья, дорожки, сковал лед на реке. Он хрупкий, как зеркало блестит.

https://vsdn.ru/images/data/mus/images/2765/ZHUKOVSky_VypalSnegVOKG.jpg

Вторая картина так же принадлежит Исааку Левитану. Называется она так же «Первый снег». Поделитесь своими впечатлениями о картине.

Д: Эта картина прекрасна. На ней мы так же видим конец ноября. Снег выпал рано. Деревья не успели сбросить свою красоту.

В: Что вы можете рассказать об этой картине?

Д: На картине мы видим детей: мальчика и девочку на пороге деревенского дома. Видно, что она старше мальчика. Они, наверное, только проснулись и увидели из окна, что на улице идет снегопад. Поэтому выбежали на крыльцо, чтобы поприветствовать его с радостью. Молодая ворона подлетела к забору, наверное, удивляется первому снегу. Она его никогда не видела. А сорока сидит на березе и стрекочет о нем.

Итог: Ребята, подведем итог: о чем мы сегодня говорили на утренней беседе?

Д: мы говорили о поздней осени, рассматривали картины великих художников: Пластова, Левитана.

В: что же является главным героем их картин?

Д: первый снег.

В: Именно о первом снеге мы продолжим разговор на следующем занятии.

                                                                              https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0864/000042fb-2e06cf52/4/img12.jpg

Занятие в подготовительной группе по развитию речи.

Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А. А. Фета «Мама! Глянь – ка из окошка…»

Цель: развивать способности детей воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить стихотворение А. А. Фета «Мама! Глянь – ка из окошка…»

                                                                                                       Ход занятия.

В: Дорогое мои друзья, сегодня мы продолжим разговор о первом снеге.

Первый снег! Первый снег! Вы обрадовались ему или огорчились?

Д: (разные варианты).

В: сегодня мы услышим стихи разных поэтов, где главным героем является снег.  Предлагаю вам прослушать стихотворение И. Бунина «Зимним холодом пахнуло» в исполнении Ани Б.

Чтение стихотворения.

В: вам понравилось стихотворение?

Какие строчки вам запомнились?

Ответы детей (зимний холод, широкая белая скатерть, прощание с гусями, буря бушевала, яркий пурпур, первый снег).

Со следующим стихотворением нас познакомит Ярослава.

Чтение стихотворения Якова Акима «Первый снег».

В: Что нового вы узнали из данного стихотворения?

Д: Предполагаемые ответы детей. (О котенке, который принес на лапках снег; он имеет запах, цвет (пахнет свежестью, имеет холодный вкус; легкий, новый, как платок пуховый; прикорнул на фонаре)

В: А что такое салазки?

Д: санки.

В: А вы любите кататься на санках? Так какое же настроение вызвало у вас стихотворение Якова Акима?

Д: радостное!

В: Я знаю, что вы стараетесь быть людьми разговорчивыми. А как они ведут свою речь. Д: Люди разговорчивые говорят разборчиво: чисто, четко, внятно, каждому понятно.

Давайте проведем речевую разминку в движении: Три скороговорки прокатились с горки.

Физкультминутка. А теперь немножко разомнемся: Мы ладошки выставляем, (Дети выставляют руки вперёд ладошками вверх)

Ловить снежинки начинаем! (Дети выполняют хватательные движения руками – «ловят» снежинки»)

Раз, поймали, два, поймали! (дети «ловят» снежинки)

Не устали? Не устали!

А снежинок много-много! (дети выполняют руками «волны», при этом ладошки «смотрят» вниз)

И растут везде сугробы. (дети показывают руками с растопыренными пальцами «растущие сугробы»)

Снег в ладошки наберём (дети показывают, как они набирают двумя руками пригоршню снега)

И лепить снежки начнём! (начинают «лепить» снежки)

Лепим, лепим, лепим ком (дети продолжают «лепить» снежки)

И бросаем вверх потом! (мнимый снежок подбрасывается вверх)

Поиграли без заботы,

А теперь спешим к работе! (все возвращаются к работе)

В: Сегодня я хочу познакомить вас с еще одним поэтическим произведением.

Стихотворение написал А. А. Фет и называется оно «Мама! Глянь-ка из окошка…».

Садитесь поудобнее, закройте глазки. Послушайте, что испытал, будучи мальчиком Афанасий Фет, когда увидел первый снег.

Чтение стихотворения воспитателем.

В: Понравилось?

Д: ответы детей.

В: с каких строчек начинается стих-е?

Д: Стих-е начинается с обращения мальчика к матери.

Давайте прочитаем вместе это обращение.

Все: Мама! Глянь-ка из окошка —

         Знать, вчера недаром кошка

         Умывала нос!

В: А причем тут кошка?

Д: существует примета: если кошка умывает нос, значит жди гостей.

В: Правильно. Чем снег не гость!

В: А что же дальше. А чем идет речь в стих-и?

Д: Грязи нет, весь двор одело,

     Посветлело, побелело —

     Видно, есть мороз.

В: Как мальчик догадался, что на дворе мороз: он же не выходил на улицу?

Д: предполагаемые ответы детей (дым столбом из печной трубы, снег лежит и не тает)

В: Как преобразилась земля?

Д: грязи нет, все бело, светло от снега.

В: послушайте окончание стих-я:

    Уж теперь не будет спору:

    За салазки, да и в гору

    Весело бежать!

    Правда, мама? Не откажешь,

    А сама, наверно, скажешь:

    «Ну, скорей гулять!»

В: какое чувство испытал малыш, произнося эти слова?

Д: предполагаемые ответы детей (Восхищение, желание бежать на улицу, к салазкам, мольбы – «не откажешь?»

Это стихотворение можно читать с разной интонацией. Вот послушайте. Вы можете подстраиваться под меня и читать вместе со мной.

Совместное чтение стих-я с разной интонацией.

В: Ребята, хотелось бы вам дома порадовать родных прочитав стих-е?

Д: Да.

В: тогда нам нужно его выучить на отлично. В этом нам поможет игра с мячом «Я начну, а ты продолжи!»

В: дорогое мои любители поэзии, о чем мы сегодня так восхищенно беседовали?

Д: о первом снеге!

В: стихи каких поэтов сегодня звучали?

Д: И. Бунина, А. Фета, Я. Акима.

В: какое стих-е вы будете читать своим родным?

Д: Я. Акима «Мама! Глянь-ка из окошка…».

В: Сегодня на прогулке ваше желание встретиться со снегом сбудется. Что вы с ним будете делать?

Д: лепить, счищать, строить, кататься на санках, лыжах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно – исследовательской деятельности в подготовительной группе «Снег, лёд, вода»

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной опытно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать осн...

ООД по экспериментированию в подготовительной группе «Снег и лед»

Цель:формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование  со льдом и снегом...

Конспект НОД в подготовительной группе «Снег, снежок…»

Данное занятие можно использовать как открытое занятие (для родителей или педагогов) ...

Открытое занятие в младшей группе «Снег, снег кружится» (нетрадиционная техника, экспериментирование)

Цель: Продолжать знакомить детей со временем года - зима. Познакомить детей с некоторыми свойствами снега.Вызвать у детей желание рисовать вместе с воспитателем. Учить ориентироваться на бумаге, ритми...

Конспект проведения занятия в подготовительной группе "Свойства снега"

Цель: систематизировать и расширить представления детей о неживой природе.Задачи:Образовательная: закреплять знания откуда идет снег, где рождается снег, о свойствах снега: легкий, белый, мокрый, холо...

Конспект занятия по наблюдению за снегом «В январе, в январе, много Снега во дворе...» для детей младшего дошкольного возраста.

Закреплять знания детей о зимних явлениях природы; формировать эстетическое отношение к окружающей природе; обогащать и активизировать словарный запас....