Игры по развитию фонематического слуха. Картотека.
учебно-методическое пособие по развитию речи (средняя группа)

Погребняк Ирина Владимировна

Игры на развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппарата детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Игры

на развитие фонематического слуха

 детей дошкольного возраста

№ 1. Игра «Медвежата едят мёд»

Ход игры:

Логопед говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.) 3–4 раза.

Потом логопед говорит: «Медвежата наелись.

Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ)».

Гладят животики, говоря«У-у-у» (2–3 раза).

№ 2. Игра «Часы»

Цель:

Развивать речевой аппарат и речевое внимание детей.

Материал. Картинка больших и маленьких часов.

Ход игры:

Логопед. Послушайте, как тикают часы«Тик-так, тик-так»,как бьют часы«Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести«Трик-трак…».

– Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5–6 раз).

– Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).

№ 3. Игра «Кто в домике живет?»

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Картинки с изображением кошки, котенка, собаки, щенка; 4 кубика.

Ход игры:

Логопед (показывая картинку с изображением кошки).

-Кто это? (Ответы детей.)

Кошка мяукает громко«Мяу-мяу» (дети повторяют звукосочетание 3—4раза). Логопед (показывает картинку с изображением котенка.)

- А это кто? (Ответы детей.)

Котенок мяукает тихо (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза).

Логопед (показывает картинку с изображением собаки.)

-Кто это? (Ответы детей.)

Собака лает громко«Ав-ав» (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза). Логопед (показывает картинку с изображением щенка.)

-А это кто? (Ответы детей.)

Щенок лает тихонечко (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза).

– Пошли животные домой (картинки убираются за кубики).

-Отгадайте,кто в этом домике живет:

«Ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей.)

-Правильно, собака (показывает картинку).

-Как она лаяла? (Ответы детей.)

– Отгадайте,кто в этом домике живет:

«Мяу-мяу» (произносится тихо?

-Как котенок мяукал? (Ответы детей.)

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках, и повторяют звукосочетания по несколько раз.

№ 4. Игра «Звенят колокольчики»

Цель.

Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Материал. Большой и маленький кружки любого цвета.

Ход игры

Логопед. Большой колокольчик (показывает большой кружок)звенит«Дин, дин, дин». Маленький (показывает маленький кружок)звенит«Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания).

Когда я покажу большой кружок, зазвенят большие колокольчики; когда покажу маленький кружок, зазвенят маленькие колокольчики.

Логопед показывает то большие (3 раза, то маленькие (3 раза) кружки (бессистемно).

№ 5. Игра «Барабаны»

Цель.

Развивать речевое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат детей.

Материал. Картинка большого и маленького барабана.

Ход игры

Логопед делит детей на две команды – большие и маленькие барабаны. Команды встают друг против друга.

Логопед. «Вы будете музыкантами, играющими на барабанах.»

-Большие барабаны стучат

«Трам-там-там» (дети повторяют звукосочетания).

-Маленькие барабаны стучат:

«Трим-тим-тим (дети повторяют звукосочетания).

Логопед в произвольном порядке дает задания командам 6–8 раз.

Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

№ 6. Игра «Лошадки и поезд» (в кругу)

Цель.

Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.

Ход игры

Логопед. Когда скачут лошадки, то слышно«Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание); когда едет поезд, колеса стучат«Чок, чок, чок» (дети повторяют).

Поскакали лошадки… Лошадки отдыхают.

Поехал поезд, застучал колесами.

Поезд остановился.

№ 7. Игра «Большие и маленькие машины»

Цель.

Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Ход игры

Логопед делит детей на две команды – большие и маленькие машины.

Они встают друг против друга.

Логопед. Когда едут большие машины,колеса их громко шуршат«Ш-ш-ш».

Они бибикают«Бып-бып-бып» (дети повторяют звукосочетание 2–3 раза). Маленькие машины едут тихо,и колеса их шуршат тихо«Ш-ш-ш».

Они бибикают«Бип-бип-бип» (дети повторяют звукосочетание 2–3 раза).

По сигналу «Поехали большие машины» дети первой команды имитируют, как едут машины – крутят руль и бибикают.

Затем по сигналу «Поехали маленькие машины» задание выполняет вторая команда.

Игра повторяется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра проводится вновь.

№ 8. Игра «Рыбки»

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Ход игры

Логопед. «Вы будете рыбками

-Рыбки плавают в реке и плещут хвостом«Флю-флю-флю».

-Они ныряют глубоко за кормом.

-Когда ныряют большие рыбы, то слышно«Плюх» (произносит громко).

-Когда ныряют маленькие рыбки, то слышно«Плюх» (произносит тише).

Дети повторяют оба звукосочетания 2–3 раза.

Логопед. «Поплыли рыбки, хвостиком машут.»

(Дети говорят«Флю-флю-флю».)

-Ныряют большие рыбы… маленькие рыбки. (Дети произносят «Плюх» то громко, то тихо.)

№ 9. Игра «Выполни задание» (в кругу)

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Ход игры

Логопед. Я буду читать стихотворение, а вы должны выполнять действия, о которых в нем говорится.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем (дети берутся за руки)

И бегаем кругом (3 раза).

Игра повторяется 3 раза.

№ 10. Игра «Будь внимательным»

Цель.

Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Картинки с изображением взрослых животных и птиц – козы, овцы, петуха; их детенышей (у каждого ребенка по одной картинке детеныша).

Ход игры

Логопед. Это коза (показ картинки).

-Она громко кричит«Ме-ме.» (дети повторяют звукосочетание).

-А это козлик – ее детеныш. Он кричит тихо (дети повторяют звукосочетание

-Это овца (показ картинки). Она блеет –кричит громко«Бе-бе…» (дети повторяют звукосочетание).

-А ее детеныш – ягненок кричит тихо (дети повторяют 5–6 раз).

– А это кто? (Показ на картинку с изображением петуха.)

-Как он кричит? (Ответы детей).

-Он громко кричит«Ку-ка-ре-ку!», всех будит (дети повторяю звукосочетание)

-У петуха и курицы есть детеныши.

-Как их зовут? (Ответы детей.)

-Как пищат цыплята? (Ответы детей.)

Картинки выставляются.

Логопед. (раздает детям картинки с изображением детенышей этих животных и птиц).

Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов,

травку щиплют, крошки ищут.

Чья мама или чей папа позовет детеныша, тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.

Логопед воспроизводит крик животного или птицы.

Дети, у которых на картинках изображены их детеныши, произносят,например«Я –ягненок: “Бе-бе-бе”», – и ставит картинку.

После того как будут поставлены все картинки, дети называют взрослого животного и его детеныша, птицу и ее детеныша.

№ 11. Игра «Забей гвоздик молоточком»

Цель.

Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.

Ход игры

Логопед. Когда стучит большой молоток,то слышно«Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5–6 раз).

Когда стучит маленький молоточек,то слышно«Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5–6 раз).

Давайте забьем гвоздь большим молотком.

Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком.

Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы Логопед повторяет звукосочетания 4–5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).

№ 12. Игра «Лягушка и лягушата»

Цель.

Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.

Ход игры

Логопед. Вы будете маленькими лягушатами, а я – мамой-лягушкой.

Лягушка по дорожке скачет,вытянув ножки«Ква-ква-ква»,выходи-ка детвора«Ква-ква-ква»(Дети имитируют, как скачут лягушата, и квакают.)

Сядьте, лягушата, отдохните (дети присаживаются на корточки).

– Наловила я много вкусных мошек.

-Откройте по шире ротики – я вас покормлю.

-Наелись лягушата, громко заквакали.

-Легли спать на листики.

-Проснулись и заквакали.

Дети выполняют указанные действия.

№ 13. Игра «Позови свою маму»

Цель.

Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.

Материал. На каждого ребенка по одной картинке с изображением детенышей животных и птиц: цыпленка, щенка, котенка, поросенка, лягушонка, жеребенка, теленка, утенка, медвежонка, гусенка, птенчика.

У воспитателя соответствующий набор взрослых животных и птиц.

Ход игры

Логопед. Кто у тебя нарисован, Коля? (Цыпленок.)

Кто у цыпленка мама? (Курица.)

Позови, цыпленок, свою маму. («Пи-пи-пи».)

(Логопед имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.)

Такая же работа проводится со всеми детьми.

№14. Игра «Идут животные»

Цель.

Развивать голосовой и артикуляционный аппарат и речевое внимание детей.

Ход игры

Логопед делит детей на четыре группы – это слоны, медведи, поросята и ежики.

Логопед. Идут слоны, они топают очень громко (дети громко произносят звукосочетание «Топ-топ-топ», повторяют его 3–4 раза).

– Идут медведи, они топают по тише (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза немного потише).

– Идут поросята, они топают еще тише.

– Идут ежики, они топают очень тихо.

– Пошли слоны (дети идут по группе, топают и громко произносят звукосочетание).

Такая же работа проводится с другими животными. Затем дети меняются ролями по своему выбору, и игра повторяется.

№15. Игра «Будь внимательным»

Цель.

Развивать голосовой и артикуляционный аппарат и речевое внимание детей.

Материал. Картинки с изображением куклы, мяча, пирамидки, машины, зайца, медведя, коровы, лошади, ежа; на каждого ребенка по синему и красному кружку.

Ход игры

Логопед. У меня разные картинки. Если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимете красный кружок и назовете игрушку.

Логопед показывает картинки (произвольно, а дети выполняют действия.

№ 16. Игра «Отгадай слово»

Цель.

Развивать речевое внимание и голосовой аппарат детей.

Материал. Картинки  с изображением всех знакомых детям животных и их детенышей.

Ход игры

Логопед (выставляет картинки с изображением животных по количеству детей в группе).

-Я начну называть животное, а тот, кого попрошу, назовет его правильно.

-Я скажу«Лоша…»,а вы должны сказать«Лошадь» или «лошадка».

Логопед произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.

№ 17. Игра «Делай, как я»

Цель.

Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный и голосовой аппарат детей.

Материал.Игрушка: мишка

Ход игры

Логопед. Мишка хочет с вами поиграть – давать вам задания.

Мишка. Я косолапый, хожу вот так (показ). И вы походите так же (дети выполняют).

Я умею рычать«Хр-хр-хр». И вы порычите…

Я люблю есть мед. Я ем его вот так (протягивает лапу и имитирует, что слизывает с нее мед). Ешьте мед…

Мед очень вкусный. Надо облизать губы вот так…

Надо облизать зубы вот так.Погладить животик и сказать«Фу-у-у». Порычите погромче.

Логопед. Молодцы!

№ 18. Игра «Кто что делает»

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Ход игры

Взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот.

Начало может быть таким:

"Солнышко - светит, сияет, греет, а еще…."

"Чайник - свистит, кипит…"

"Машина - едет, гудит, светит…"

"Снег - идет, тает…"

"Кошка - бегает, ходит, пьет, спит…"

№ 19. Игра «Угадай, кто это?»

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Ход игры

Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные, описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.

Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.

Например:

Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)

Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)

Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)

Длинная, безногая, ядовитая. (змея)

Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)

Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)

№ 20. Игра «Больше, чем… Меньше, чем»

Цель.

Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.

Ход игры

"Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а вы называете предмет или животное (до трех, которое по размеру больше, чем я назвал. "

Например, муравей - коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш - самовар. И так далее.

Или наоборот. Вы называете что-то, а ребенок подбирает предмет, который меньше названного.

№ 21. Игра «На чем играл зайка?»

Цель.

Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный и голосовой аппарат детей.

Материал.

Ширма, заяц, барабан, дудочка, молоточек, бубен и т. д.

Ход игры

Логопед показывает детям поочередно все музыкальные инструменты, показывает их звучание. Затем закрывает музыкальные инструменты ширмой и играет на каком-нибудь одном инструменте и просит детей отгадать – что звучало?

№ 22. Игра «Поиграем в сказку»

Цель.

Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный и голосовой аппарат детей.

Ход игры:

Детям предлагают вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просят отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Филипповна (голос средней высоты, или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочерёдно различным по высоте голосом.

Рекомендации: для проведения этой игры хорошо использовать кукол. Можно предложить детям сыграть сценку из сказки и, даже, поставить спектакль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические занятия и игры на развитие фонематического слуха

Данный материал содержит игры на развитие фонематического слуха у детей....

Картотека. Игры для развития фонематического слуха.

В картотеке собраны игры для развития фонематического слуха и представлены в виде карточек, с подробным описанием хода игры, целей и оборудования....

Игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

Представлены игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия...

Игры для игры для развития фонематического слуха

Речь идет о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного....

Консультация для педагогов на тему: «Речевые игры для развития фонематического слуха на занятиях по развитию речи»

У человека, с самого раннего детства, закладываются все личностные качества: вкусы, привычки, характер. И в становлении личности огромную роль играет речь.Речь – это сложная функция, и её развит...

КАРТОТЕКА "Игры по развитию фонематического слуха"

Картотека игр по развитию фонематического слуха....

Картотека «Игры для развития фонематического слуха у детей»

1. «Ушки - слушки»Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предм...


 

Комментарии

Абелькенова Баглан Сабировна

Известно, что фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного.Уделяя внимание развитию фонематического слуха мы, педагоги, облегчим детям процесс освоения правильного произношения , а в дальнейшем - чтения и письма. Спасибо , Ирине Владимировне, за подборку игр, которые позволят продуктивно помочь детям избежать возможные трудности и предотвратить речевые нарушения. Обязательно использую в практике.