Консультация для воспитателей "Использование интеллектуальных карт для развития речи детей дошкольного возраста"
консультация по развитию речи (старшая группа)

Рязина Светлана Александровна

Консультация для воспитателей "Использование интеллектуальных карт для развития речи детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx197.15 КБ

Предварительный просмотр:

Метод интеллект-карт в работе образовательного процесса ДОУ

Описание материала: Статья предназначена для педагогов ДОУ, интересна будет воспитателям, логопедам, дефектологам, психологам и музыкальным руководителям. В статье даны определение и преимущества интеллектуальных карт, последовательность создания интеллектуальных карт. Предложены варианты использования интеллектуальных карт в работе с дошкольниками.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих детям умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. С каждым днем увеличивается объем информации, который необходим современному человеку для успешной деятельности. В связи с этим педагог должен вводить в практику новые формы обучения, которые позволяют "разбудить" дремлющую в каждом обучающемся жажду познания. Как сделать так, чтобы понимание и запоминание предмета стало максимальным? Это помогает решить такая технология интенсификации обучения как метод использования интеллект – карт.

Интеллект - карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации решения творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Данная технология соответствует современным тенденциям развития образования.
В литературе и в интернете можно встретить такие понятия, как «main maps», «ментальная карта», «карта ума», «карта мыслей», «карта памяти», «умная карта» - все эти слова синонимы.

Ментальные карты разработал английский психолог, специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения Тони Бьюзен
в 60-70-х гг. XX в

Использование интеллект – карт позволяет раскрыть полноту выбранной темы и решить стоящие перед педагогом задачи, а именно:
повысить мотивацию, качество знаний воспитанников, конкурентоспособность их в образовательном процессе;
развить коммуникативные и творческие способности в процессе учебно-познавательной деятельности;
активизировать самостоятельную деятельность воспитанников.

Составление интеллект - карты требует соблюдения определённых правил:

- Для создания ментальных карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.
- Лист располагается горизонтально.
- Главная идея, тема, образ помещается в центре страницы. Можно использовать надпись, пишется только одно ключевое слово, печатными буквами, чтобы было читаемо. Центральный образ должен быть ярким, насыщенным.
- От темы рисуются несколько ответвлений, это могут быть ветви, прямые линии или стрелки, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Каждая линия имеет свой цвет.
- Пишутся ассоциации, мысли, образы около каждой ветви. Можно так же добавить ассоциацию – картинку. Это помогает лучше усваивать материал и развивать мыслительные навыки.
- Главные ветви, которые отходят от основной темы более толстые, чем ветви второго уровня. Их толщина символизирует важность этой ассоциации в иерархии интеллект-карты.
- В процессе моделирования И.К. могут добавляются новые понятия, для этого оставляется свободное место.
Следуя данным правилам построения интеллект – карт можно добиться решения поставленных задач и получить ожидаемые результаты.

Метод интеллектуальных карт обладает рядом преимуществ:

Наглядность: всю тему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
Инновационность. Интеллект-карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.
Творческий характер: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи
Информативность: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не достает;
Запоминаемость: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
Привлекательность: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;

Мы просмотрели много различной информации про технологию интеллектуальных карт, прочитали авторские книги, статьи. Изучили подробно этот метод и опробовали его в своей работе с детьми.

Интеллект - карты можно использовать на разных занятиях и разных этапах:

• Мы используем И.К при изучении нового материала. При знакомстве с новой буквой, цифрой, новых понятий – например «многозначные слова»). Дети создают свою карту или слушают объяснение педагога с опорой на интеллектуальную карту.
• При закреплении и обобщении материала, обычно это является итоговой работой по изученным темам; в качестве методичек по грамоте; при закреплении понятий о предлогах; в качестве различных дидактических играх. При закреплении изученного материала можно предложить восстановить карту или разместить на ней элементы, являющиеся примером содержания.
• При составлении и распространении предложений и рассказов по интеллект- карте. В средней группе мы используем простые лексические темы, не углубляясь в детали. В старшей и подготовительной группе берем лексические темы, требующие большей проработки и углубления в детали.
• Используем интеллектуальные карты в режимных моментах- в качестве правил поведения в группе; напоминания последовательности дежурства; деления детей на подгруппы для занятий.

Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество обучающихся, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Интеллект - карты можно составлять как индивидуально, так и коллективно: группой, командой, семьёй, по разным темам.

Опыт проведения занятий с использованием интеллект – карт показал, что они помогают развитию детей в достижении результатов, соответствующих данной технологии:
- Они развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).
- Формируют умения и навыки, которые связанны с восприятием, переработкой и обменом поступающей информации.
- В процессе продуктивной деятельности воспитанники становятся более уверенными в своих силах и способностях, а также чаще проявляют творчество и ассоциативное мышление.
- Улучшают результативность познавательной деятельности.

Дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. У детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Применение метода интеллект –карт учит дошкольников видеть мир во всем его многообразии, находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится детям и в школе, и во взрослой жизни.

Использование данной технологии в дошкольной организации и далее в школе обеспечивает детям привычную образовательную ситуацию и снижает стрессовый компонент в школе.

Литература:
1. Бьюзен, Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления / Тони Бьюзен; пер с англ. Ю. Константиновой. М. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019.–208 с.
2. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, вып.7/12
3. Сохина, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохина. – М., 1984.
4. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко. – М., 1983.

Приложение.

Примеры интеллект-карт
Знакомство с многозначным словом «Ручка»

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2021/2/26566_87bc9dd6682d5387b734a4d219bc899a.jpg


Занятие в подготовительной группе «Приметы осени»

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2021/2/26566_262fa0134456f800b31ed9b4e0e47c1d.jpg


Знакомство с предлогом НА. (Дети рисовали какие предметы могут распологаться на чем-то)

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2021/2/26566_a2f458d7063bc04cd1c06903f0ee78d4.jpg


Деление детей на подгруппы на занятия

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2021/2/26566_ca0bae9b574d590d54232b240b0750ac.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом....

Консультация. Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста

Консультация. Влияние театрально-игровой деятельности  на развитие речи детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей: "Роль родителей в развитии речи детей дошкольного возраста!"

Каким же образом родители могут помочь в формировании правильного произношения и развитии речи детей. Самым первым и главным является создание правильной речевой среды в семье, а самое важное здесь – ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция к увеличению количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, ра...

Консультация для родителей "Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию информацию о богатейшем значении загадки в развитии ребенка. Так же здесь вы найдете материал по обучению составления загадок вашими детьми....

Консультация для родителей: "Роль родителей в развитии речи детей дошкольного возраста!"

Современное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условийнормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешное обучение в школе.Любая задержка и любое нарушение в ...

Технологическая карта по развитию речи детей дошкольного возраста

Технологическая карта по развитию речи детей дошкольного возрастаСредняя группа,  4-5 лет....