Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи и художественной литературе в старшей группе на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гафарова Зиля Миргасимовна

Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Совершенствовать умение выразительно декламировать отрывки произведений, используя интонационные средства выразительной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_chukovskiy.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Совершенствовать умение выразительно декламировать отрывки произведений, используя интонационные средства выразительной речи.

Задачи

Обучающие: 

Формировать умение определять содержание литературных произведений по иллюстрациям.  

Формировать у детей грамматический строй речи;

Обогащать и активизировать словарь детей по данной теме;

Продолжать работу над смысловой стороной слова;

Обобщить знания детей о писателе К. И. Чуковском, его произведениях.

Развивающие:

Развивать культуру речевого общения;

Развивать познавательную сферу;

Развивать умение определять название сказки по прочитанному отрывку.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к художественной литературе, к сказкам;

Воспитывать у детей устойчивый интерес к книге, вырабатывать навыки грамотного читателя через совместную деятельность с педагогом и другими детьми. 

Предварительная работа:

Чтение сказок К.И.Чуковского : «Мойдодыр», «Тараканище»,  «Айболит», «Муха -Цокотуха», «Федорино горе», «Телефон», «Краденое солнце», «Путаница», «Бармалей», «Чудо – дерево». Загадывание загадок К.И.Чуковского. Дид. игры : «Расскажи сказку по картинкам»,  «Собери посуду»,  «А что в мешочке?», « Что это?»,словесные игры произведениям, прослушивание аудиозаписей со сказками Чуковского . Заучивание стихов и отрывков из произведений. Оформление выставки «Книги К. И. Чуковского».

Словарная работа: сказочник, сундучок, фото галерея.

Методы: словесные, наглядные, игровые, практические.

Приемы: создание игровой ситуации, многократное повторение нового слова, объяснение назначения предмета.

Оборудование:

 Магнитная доска, мольберт, конверт с письмом, колокольчик, мешочек, волшебный сундучок, зановеска, портрет К. И. Чуковского, выставка книг К.И.Чуковского, иллюстрации к сказкам К.И.Чуковского, волшебная палочка, Д/Игра « А что в мешочке?», раскраски по сказкам К.И.Чуковского. 

Ход занятия

1.Вводная часть 5 мин.

Воспитатель: Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями. (Приветствие гостей)

Воспитатель: С гостями поздоровались, теперь давайте поздороваемся друг с другом.

Дети: (Приветствие детей)

 «Милый друг»

 Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Вот с таким хорошим настроением мы начинаем работать. 

Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто же это сидит там у нас на подоконнике. Давайте посмотрим.

Воспитатель: Это кто ребята?

Дети: Это домовенок Кузя.

Воспитатель: Правильно это домовёнок Кузя, и он что-то держит у себя в руках. Интересно что это?

Воспитатель: Ребята, да это письмо для нас, давайте прочитаем, что в нем на писано.

 «Дорогие ребята! Я – домовёнок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днём мне так нравится слушать, как вы занимаетесь, играете, поёте добрые песни, слушаете сказки!

Вот я и решил сделать вам подарок. Подарок мой лежит моём волшебном сундучке, а открыть сундук поможет великий сказочник Корней Иванович Чуковский.

Кто сказки его отгадает, тот подарок получает!

Воспитатель: Ребята, ну что, вы хотите получить подарки, которые приготовил для нас домовёнок Кузя?

Дети: Да 

Воспитатель: Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

  • Каждый день всегда, везде,

          На занятиях в игре,

          Громко, четко, говорим,

          Никуда мы не спешим.

  • Если хочешь ты  ответить, не шуми,

          Только руку подними.

Воспитатель: Вот теперь вперёд в путешествие по сказкам К.И. Чуковского.

                             2. Основная часть 20 м

                    Дети подходят к выставке книг.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая у меня чудесная и волшебная выставка книг.

Воспитатель: Скажите, кто-нибудь из вас нашел знакомые книги?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Ребята, вы знаете, кто написал эти замечательные сказки? 

Дети: ответы детей

Воспитатель: Да, Корней Иванович Чуковский - детский писатель. Все эти книги были написаны так давно, что даже ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, будучи детьми, читали эти книги. Корней Иванович сочинял сказки в стихах, поэтому они легко запоминались.

Посмотрите на портрет Корнея Ивановича Чуковского. Как вы думаете, каким человеком был Чуковский?

Дети: добрым и веселым

Воспитатель: Да, я тоже думаю, что он был добрым и веселым, раз смог написать такие произведения.

 -Как вы думаете, для кого писал свои произведения К.И.Чуковский?

Дети: для детей.

 Воспитатель: Значит, как можно сказать про него?

Дети: детский писатель

Воспитатель: К.И.Чуковский – великий, добрый сказочник, написал много интересных сказок, стихов, загадок в стихах.

Воспитатель: А какие произведения К.И. Чуковского вы знаете?

Прежде чем вы будите называть сказки, я предлагаю вам встать вкруг, где будем передавать, друг другу волшебную палочку и перечисляют сказки К.И.Чуковского)

Дети: ответы детей

 Воспитатель: Молодцы! Как много вы знаете произведений К.И. Чуковского.

Воспитатель: Что ж ребята, давайте откроем шкатулку и посмотрим какое первое задние для нас приготовил домовенок Кузя. (открываем шкатулку)

Воспитатель: Кузя подготовил для вас игру «Герои сказок».

 Воспитатель: Подойдите все к доске, посмотрите, я сейчас уберу занавеску с доски, а там Корней Иванович Чуковский в окружении своих любимых героев. (убираю занавеску, а там пустые рамки)

Воспитатель: Что случилось? Куда же все исчезли? А, вот они, упали на стол.

Воспитатель: Давайте вернем их на место, вспомнив и прочитав отрывок из сказки. (Ребенок читает отрывок, берет соответствующего героя и вставляет в фото на доске.)

Дети: Дети читают отрывки из сказок:

Дети: Никита П.  «Мойдодыр»

Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.

Дети: Даша А. «Айболит»

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица! Всех излечит
, исцелит
Добрый доктор Айболит!

Дети: Ваня.Б. «Телефон.»

У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада.
— Для кого?
— Для сына моего.
— А много ли прислать?
— Да пудов этак пять
Или шесть:

Дети: Соня.С. «Федорино горе».

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам. За лопатою метла

Вдоль по улице пошла. Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».

Дети: Тимоша.Я. «Муха-Цокотуха».

Муха, Муха — Цокотуха,
Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар
И купила самовар:

 Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно назвали всех героев сказок! Посмотрите на героев. Как вы думаете, что получилось у нас из фотографий?

Дети: Получилась выставка фотографий. (фото галерея)

 Воспитатель: Давайте посмотрим в шкатулке, и узнаем какое следующее задание на приготовил Кузя.

(открываем шкатулку) «Игра-соревнование»

Воспитатель: Для этой игры мы сейчас разделимся на команды. На столе лежат атрибуты из разных сказок К. Чуковского. Каждая команда должна отобрать те, которые подходят к их сказке:

1.«Мойдодыр» (мыло, полотенце, зубная щетка, зубная паста)

2.«Федорино горе» (тарелка, кастрюля, ложка, стакан)

3.«Муха-Цокотуха» (чашка, самовар, крендельки, мед)

4.«Айболит» (градусник, вата, фонендоскоп, шприц)

Воспитатель: Отлично, ребята! Все справились с заданием!

Воспитатель: Следующее задание от домовёнка Кузи (дети садятся на свои места)

Д/Игра «Опеши героев»

 Мойдодыр – это умывальник, который рассердился на мальчика-грязнулю

Муха-цокотуха – это именинница, которая пригласила к себе на чай букашек, таракашек и с ней приключилась серьезная неприятность.

Комарик – это …

Бармалей – это …

Тараканище – это …

Федора – это …

Воспитатель: Следующие  задание  «Назови строчку с этим предметом» из сказки К. И.Чуковского.
Воспитатель показывает детям предметы: самовар, градусник, велосипед, телефон, подушка, акула, бегемот, страус, горилла, крокодил, кит.
1. Самовару подмигнули.
2. И ставит и ставит им градусники.
3. Ехали медведи на велосипеде.
4. У меня зазвонил телефон.
5. И подушка как лягушка ускакала от меня.
6. И акула Каракула правым глазом подмигнула.
7. У них, у бегемотиков животики болят.
8. И тут же страусята. Визжат. Как поросята.
9. В Африке гориллы.
10. Мой любимый крокодил.
11. И сел на кита Айболит. 

Воспитатель: И с этим заданием справились.

Физминутка

Воспитатель:

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Воспитатель: Кто догадался, из какой сказки я прочла отрывок?

Дети: «Федорино горе»

 (показываю на картинку с изображением Федоры)

Воспитатель: Ребята, а скажите, пожалуйста, почему в сказке «Федорино горе» от хозяйки убежала вся посуда?

Дети: Она не мыла ее, не берегла

Воспитатель: Как нужно ухаживать за посудой?

 Дети: Нужно мыть, беречь, аккуратно пользоваться, ставить в шкаф.

Воспитатель: И для вас домовенок Кузя опять приготовил последнее задание.

Воспитатель: Д/ игра « А что в мешочке?»

Воспитатель: Дети из мешочка достают посуду и описывают ее, и для чего она нужна.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

Воспитатель: Молодцы ребята! Федоре вы помогли. И с этим заданием вы справились.

3. Заключительная часть. 3мин

Воспитатель: Ребята, на этом наше путешествие подошло к концу.

В сказках какого писателя – сказочника мы сегодня побывали?

Дети: Корнея Ивановича Чуковского

Дети: Ребята, вам нравятся сказки К. И.Чуковского? Почему?

Дети: Да. Потому что добрые, веселые, интересные, поучительные.

Воспитатель: Скажите дети, а чему нас учат сказки дедушки Корнея?

Дети: Сказка учит быть всегда чистыми, опрятными, следить за своим внешним видом; бережному отношению с посудой, быть аккуратными, трудолюбивыми; быть добрым, заботиться о здоровье других.

относиться с уважением.

Воспитатель: Ну что ж, настало время открыть наш сундучок и получить подарки от домовенка.

Сундучок мы открываем 

И подарки получаем! (раскраски по сказкам и книга )

Воспитатель: Спасибо домовёнку Кузе за подарки!        

-Вы все молодцы, замечательно выполнили все задания от домовенка Кузеньки, я думаю, что книги навсегда останутся вашими друзьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованно- образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе.Тема: «Осень»

Организованно- образовательная деятельность направлена на  развитие умений по  составлению рассказ по схеме с последовательно развивающимися действиями....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи и художественной литературе в старшей разновозрастной группе Тема: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Формировать умение определять содержание литературных произведений по иллюстрациям....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественной литературе в старшей группе на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Совершенствовать умение выразительно декламировать отрывки произведений, используя интонационные средства выразительной...

План-конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на тему: "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского"

Цель: Расширить и обобщить знания детей о творчестве К.И. Чуковского.Задачи:1. Способствовать воспитанию устойчивого интереса детей к творчеству писателя, закрепить знания о прочитанных сказках.2. Раз...

Конспект НОД по развитию речи и художественной литературе в старшей группе на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

Конспект НОД по развитию речи и художественной литературе в старшей группе на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» формирование элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Путешествие в сказку»

Программное содержание:Задачи:* Закрепить знания детей о днях недели, временах года, месяцах.* Напомнить детям, что число предметов не зависит от формы их расположения; учить видеть равное количество ...