Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи и художественной литературе в старшей группе на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Совершенствовать умение выразительно декламировать отрывки произведений, используя интонационные средства выразительной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_chukovskiy.docx | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Совершенствовать умение выразительно декламировать отрывки произведений, используя интонационные средства выразительной речи.
Задачи
Обучающие:
Формировать умение определять содержание литературных произведений по иллюстрациям.
Формировать у детей грамматический строй речи;
Обогащать и активизировать словарь детей по данной теме;
Продолжать работу над смысловой стороной слова;
Обобщить знания детей о писателе К. И. Чуковском, его произведениях.
Развивающие:
Развивать культуру речевого общения;
Развивать познавательную сферу;
Развивать умение определять название сказки по прочитанному отрывку.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к художественной литературе, к сказкам;
Воспитывать у детей устойчивый интерес к книге, вырабатывать навыки грамотного читателя через совместную деятельность с педагогом и другими детьми.
Предварительная работа:
Чтение сказок К.И.Чуковского : «Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит», «Муха -Цокотуха», «Федорино горе», «Телефон», «Краденое солнце», «Путаница», «Бармалей», «Чудо – дерево». Загадывание загадок К.И.Чуковского. Дид. игры : «Расскажи сказку по картинкам», «Собери посуду», «А что в мешочке?», « Что это?»,словесные игры произведениям, прослушивание аудиозаписей со сказками Чуковского . Заучивание стихов и отрывков из произведений. Оформление выставки «Книги К. И. Чуковского».
Словарная работа: сказочник, сундучок, фото галерея.
Методы: словесные, наглядные, игровые, практические.
Приемы: создание игровой ситуации, многократное повторение нового слова, объяснение назначения предмета.
Оборудование:
Магнитная доска, мольберт, конверт с письмом, колокольчик, мешочек, волшебный сундучок, зановеска, портрет К. И. Чуковского, выставка книг К.И.Чуковского, иллюстрации к сказкам К.И.Чуковского, волшебная палочка, Д/Игра « А что в мешочке?», раскраски по сказкам К.И.Чуковского.
Ход занятия
1.Вводная часть 5 мин.
Воспитатель: Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями. (Приветствие гостей)
Воспитатель: С гостями поздоровались, теперь давайте поздороваемся друг с другом.
Дети: (Приветствие детей)
«Милый друг»
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Вот с таким хорошим настроением мы начинаем работать.
Сюрпризный момент
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто же это сидит там у нас на подоконнике. Давайте посмотрим.
Воспитатель: Это кто ребята?
Дети: Это домовенок Кузя.
Воспитатель: Правильно это домовёнок Кузя, и он что-то держит у себя в руках. Интересно что это?
Воспитатель: Ребята, да это письмо для нас, давайте прочитаем, что в нем на писано.
«Дорогие ребята! Я – домовёнок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днём мне так нравится слушать, как вы занимаетесь, играете, поёте добрые песни, слушаете сказки!
Вот я и решил сделать вам подарок. Подарок мой лежит моём волшебном сундучке, а открыть сундук поможет великий сказочник Корней Иванович Чуковский.
Кто сказки его отгадает, тот подарок получает!
Воспитатель: Ребята, ну что, вы хотите получить подарки, которые приготовил для нас домовёнок Кузя?
Дети: Да
Воспитатель: Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
- Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
- Если хочешь ты ответить, не шуми,
Только руку подними.
Воспитатель: Вот теперь вперёд в путешествие по сказкам К.И. Чуковского.
2. Основная часть 20 м
Дети подходят к выставке книг.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая у меня чудесная и волшебная выставка книг.
Воспитатель: Скажите, кто-нибудь из вас нашел знакомые книги?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Ребята, вы знаете, кто написал эти замечательные сказки?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Да, Корней Иванович Чуковский - детский писатель. Все эти книги были написаны так давно, что даже ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, будучи детьми, читали эти книги. Корней Иванович сочинял сказки в стихах, поэтому они легко запоминались.
Посмотрите на портрет Корнея Ивановича Чуковского. Как вы думаете, каким человеком был Чуковский?
Дети: добрым и веселым
Воспитатель: Да, я тоже думаю, что он был добрым и веселым, раз смог написать такие произведения.
-Как вы думаете, для кого писал свои произведения К.И.Чуковский?
Дети: для детей.
Воспитатель: Значит, как можно сказать про него?
Дети: детский писатель
Воспитатель: К.И.Чуковский – великий, добрый сказочник, написал много интересных сказок, стихов, загадок в стихах.
Воспитатель: А какие произведения К.И. Чуковского вы знаете?
Прежде чем вы будите называть сказки, я предлагаю вам встать вкруг, где будем передавать, друг другу волшебную палочку и перечисляют сказки К.И.Чуковского)
Дети: ответы детей
Воспитатель: Молодцы! Как много вы знаете произведений К.И. Чуковского.
Воспитатель: Что ж ребята, давайте откроем шкатулку и посмотрим какое первое задние для нас приготовил домовенок Кузя. (открываем шкатулку)
Воспитатель: Кузя подготовил для вас игру «Герои сказок».
Воспитатель: Подойдите все к доске, посмотрите, я сейчас уберу занавеску с доски, а там Корней Иванович Чуковский в окружении своих любимых героев. (убираю занавеску, а там пустые рамки)
Воспитатель: Что случилось? Куда же все исчезли? А, вот они, упали на стол.
Воспитатель: Давайте вернем их на место, вспомнив и прочитав отрывок из сказки. (Ребенок читает отрывок, берет соответствующего героя и вставляет в фото на доске.)
Дети: Дети читают отрывки из сказок:
Дети: Никита П. «Мойдодыр»
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Дети: Даша А. «Айболит»
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица! Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
Дети: Ваня.Б. «Телефон.»
У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада.
— Для кого?
— Для сына моего.
— А много ли прислать?
— Да пудов этак пять
Или шесть:
Дети: Соня.С. «Федорино горе».
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам. За лопатою метла
Вдоль по улице пошла. Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».
Дети: Тимоша.Я. «Муха-Цокотуха».
Муха, Муха — Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно назвали всех героев сказок! Посмотрите на героев. Как вы думаете, что получилось у нас из фотографий?
Дети: Получилась выставка фотографий. (фото галерея)
Воспитатель: Давайте посмотрим в шкатулке, и узнаем какое следующее задание на приготовил Кузя.
(открываем шкатулку) «Игра-соревнование»
Воспитатель: Для этой игры мы сейчас разделимся на команды. На столе лежат атрибуты из разных сказок К. Чуковского. Каждая команда должна отобрать те, которые подходят к их сказке:
1.«Мойдодыр» (мыло, полотенце, зубная щетка, зубная паста)
2.«Федорино горе» (тарелка, кастрюля, ложка, стакан)
3.«Муха-Цокотуха» (чашка, самовар, крендельки, мед)
4.«Айболит» (градусник, вата, фонендоскоп, шприц)
Воспитатель: Отлично, ребята! Все справились с заданием!
Воспитатель: Следующее задание от домовёнка Кузи (дети садятся на свои места)
Д/Игра «Опеши героев»
Мойдодыр – это умывальник, который рассердился на мальчика-грязнулю
Муха-цокотуха – это именинница, которая пригласила к себе на чай букашек, таракашек и с ней приключилась серьезная неприятность.
Комарик – это …
Бармалей – это …
Тараканище – это …
Федора – это …
Воспитатель: Следующие задание «Назови строчку с этим предметом» из сказки К. И.Чуковского.
Воспитатель показывает детям предметы: самовар, градусник, велосипед, телефон, подушка, акула, бегемот, страус, горилла, крокодил, кит.
1. Самовару подмигнули.
2. И ставит и ставит им градусники.
3. Ехали медведи на велосипеде.
4. У меня зазвонил телефон.
5. И подушка как лягушка ускакала от меня.
6. И акула Каракула правым глазом подмигнула.
7. У них, у бегемотиков животики болят.
8. И тут же страусята. Визжат. Как поросята.
9. В Африке гориллы.
10. Мой любимый крокодил.
11. И сел на кита Айболит.
Воспитатель: И с этим заданием справились.
Физминутка
Воспитатель:
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Воспитатель: Кто догадался, из какой сказки я прочла отрывок?
Дети: «Федорино горе»
(показываю на картинку с изображением Федоры)
Воспитатель: Ребята, а скажите, пожалуйста, почему в сказке «Федорино горе» от хозяйки убежала вся посуда?
Дети: Она не мыла ее, не берегла
Воспитатель: Как нужно ухаживать за посудой?
Дети: Нужно мыть, беречь, аккуратно пользоваться, ставить в шкаф.
Воспитатель: И для вас домовенок Кузя опять приготовил последнее задание.
Воспитатель: Д/ игра « А что в мешочке?»
Воспитатель: Дети из мешочка достают посуду и описывают ее, и для чего она нужна.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Воспитатель: Молодцы ребята! Федоре вы помогли. И с этим заданием вы справились.
3. Заключительная часть. 3мин
Воспитатель: Ребята, на этом наше путешествие подошло к концу.
В сказках какого писателя – сказочника мы сегодня побывали?
Дети: Корнея Ивановича Чуковского
Дети: Ребята, вам нравятся сказки К. И.Чуковского? Почему?
Дети: Да. Потому что добрые, веселые, интересные, поучительные.
Воспитатель: Скажите дети, а чему нас учат сказки дедушки Корнея?
Дети: Сказка учит быть всегда чистыми, опрятными, следить за своим внешним видом; бережному отношению с посудой, быть аккуратными, трудолюбивыми; быть добрым, заботиться о здоровье других.
относиться с уважением.
Воспитатель: Ну что ж, настало время открыть наш сундучок и получить подарки от домовенка.
Сундучок мы открываем
И подарки получаем! (раскраски по сказкам и книга )
Воспитатель: Спасибо домовёнку Кузе за подарки!
-Вы все молодцы, замечательно выполнили все задания от домовенка Кузеньки, я думаю, что книги навсегда останутся вашими друзьями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованно- образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе.Тема: «Осень»
Организованно- образовательная деятельность направлена на развитие умений по составлению рассказ по схеме с последовательно развивающимися действиями....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи и художественной литературе в старшей разновозрастной группе Тема: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»
Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Формировать умение определять содержание литературных произведений по иллюстрациям....
Конспект организованной образовательной деятельности «Речевое развитие» (ознакомление с художественной литературой) по теме: «Дикие животные наших лесов»
КонспектООД по речевому развитию (в помощь для воспитателей)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественной литературе в старшей группе на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»
Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Совершенствовать умение выразительно декламировать отрывки произведений, используя интонационные средства выразительной...
План-конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на тему: "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского"
Цель: Расширить и обобщить знания детей о творчестве К.И. Чуковского.Задачи:1. Способствовать воспитанию устойчивого интереса детей к творчеству писателя, закрепить знания о прочитанных сказках.2. Раз...
Конспект НОД по развитию речи и художественной литературе в старшей группе на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»
Конспект НОД по развитию речи и художественной литературе в старшей группе на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» формирование элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Путешествие в сказку»
Программное содержание:Задачи:* Закрепить знания детей о днях недели, временах года, месяцах.* Напомнить детям, что число предметов не зависит от формы их расположения; учить видеть равное количество ...