ООД по развитию речи с элементами театрализованной деятельности
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Гаджиева Эсмира

ООД по развитию речи с элементами театрализованной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_teatr.docx34.87 КБ

Предварительный просмотр:

«НОД по речевому развитию с элементами театрализации с детьми подготовительной к школе группы»

Цель: Создание   благоприятных   условий творческой   активности у детей посредствам театрализованной деятельности. Формирование у детей интереса к игре - драматизации. Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности.

Обучающие:

-учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;

-активизировать речевую деятельность детей;

-формировать умение импровизировать;

-побуждать эмоционально воспринимать сказку;

Развивающие:

- развивать образное мышление, актёрские способности;

- развивать мимическую активность;

- побуждать детей к активному общению, умение строить диалог;

Воспитательные: 

- воспитывать любовь к театру, навыки театральной культуры;

Методы и приемы:

словесный, наглядный, игровой, практический, художественное слово, инсценировка.

Предварительная работа с детьми:

Беседа о героях сказки. Игры на звукоподражание. Рассматривание иллюстраций. Чтение художественно литературы.

Оборудование: ширма, ложки, кукла би-ба-бо-дед,шапочки сказочных героев,зеркала,волшебная палочка,театр на палочках «Теремок»,конверты с заданиями ,икт –изображение ложек,угощение.

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?

Дети: Театр.

Воспит..: А знаете ли вы, кто живет в этой стране?

Дети.: Куклы, сказочные герои, артисты.

Воспит.: Да, ребята, вы правильно сказали. А что делают артисты, вы знаете?

Ответы детей.( выступают,показывают сказки,радуют детей и взрослых)

В.: А вы хотели бы стать артистами?

Д.: Да.

В.: Хорошо. Сейчас я возьму волшебную палочку, и с её помощью превращу всех в артистов. Встаньте возле стульев,закройте все глаза, а я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте.

Раз, два, три – повернись

И в артиста превратись!

Откройте глаза. Теперь вы все артисты. Приглашаю вас войти в удивительный мир театра!

Не для кого не секрет, что артисты должны уметь хорошо, четко, красиво
говорить. Для этого мы потренируем наши язычки.

Скажем волшебные слова: «Чоки-чоки-чоки-чок! Поработай язычок!»

Артикуляционная гимнастика.

1. «Чищу зубы». 2. «Часики».

Подходим к первому столу. На нём лежит конверт, письмо от сказочника.

Читаем письмо: «Дорогие ребята, отгадайте загадки. Вы должны назвать героя и сказку, и можете двигаться дальше»

  1. «Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом

Кто же были эти,

Маленькие дети?» (Семеро козлят. РНС «Волк и семеро козлят»)

2.Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля. РНС «По щучьему велению».

  1. Спелых яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем,

И светло вокруг, как днем. (Жар – птица. РНС)

  1. Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя. РНС «Три медведя»)

  1. Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе была.

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла. (Мышка. РНС «Репка»).

В.: Молодцы! Все загадки отгадали. Давайте продолжать путь!

Подходим ко второму столу. На столе стоит ширма, рядом мешочек, стоят стульчики.

В.: Ребята, давайте присядем.

Дети занимают места. Воспитатель садится рядом с ширмой, надевает рукавичку Деда.

В.(за Деда): Здравствуйте, ребята!

Я – забавный старичок,

А зовут меня Молчок!

Мне, ребята, помогите.

И потешки расскажите.

И увидите вы то,

Что уж знаете давно.

В.: Поможем, дедушке, ребята? Знаете ли вы потешки.

Д.: Да.

В.: А как надо говорить потешки? (Ответы детей).Внятно, чётко проговаривая все слова.

1 – ый ребенок: Дождик, дождик,Кап-кап-кап!Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять -Мы промочим ножки.

2 – ой ребенок: Сидит белка на тележке,Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,Заиньке усатому,

Кому в платок,Кому в зобок,Кому в лапочку

3 – ий ребенок: Как на нашем на лугу . Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,Наклевались, улетели.

Дедушка благодарит детей и разрешает посмотреть, что лежит в мешочке -на ощупь.

Достаем из мешочка ложки.

В.: - Скажите, ложка какая? (красивая, разноцветная и т.д) Ребята, а что можно сделать с ложками? Давным-давно , люди не пользовались столовыми приборами. Пищу употребляли прямо руками. Тогда ,великий князь издал приказ, в котором приказал отныне пищу подносить только с помощью ложек.а уже потом эти ложки стали музыкальным инструментом, их расписывали и использовались скоморохами(весёлый народ, смешили простых и знатных людей), которые сопровождали веселые песни и частушки ритмичным постукиванием друг об друга. Этот обычай дошел и до наших дней. 

Д.: Мы тоже можем на ложках сыграть., разучить с помощью ложек потешку.

В.: А я вам помогу.

Исполняем потешкуЧики - чики - чикалочки

Едет Коля на палочке

Сашенька в тележке

Щёлкает орешки

В.: Молодцы ребята! А еще из ложек можно сделать сказочных героев для кукольного театра. Собрать ложки обратно в мешочек, сели.

Продолжаем наше путешествие.

В.: А что это за преграда на нашем пути?

Д.: Ширма.

В.: так, давайте посмотрим, что здесь есть?

Дети осматривают ширму, находят театр на палочках

В.: Ребята, что это за герои сказок?С какой сказки? (ответы детей)

Дети берут кукол и показывают фрагмент сказки «Теремок»

В.: Молодцы! Пойдемте дальше.

Дети с воспитателем подходят к следующему столу. На столе стоят зеркала.

В.: Ребята, мы пришли в Королевство зеркал.

Свет мой зеркальце, скажи

Нам всю правду расскажи.

Что ребятам нужно сделать

Чтобы дальше нам идти.

Зеркало: Вы возьмите зеркала и на них взгляните.

Вам задания я дам

Выполнить спешите.

И эмоцию дружно покажите!

Вы , ребята в зеркало вглядитесь,
Все как один 
развеселитесь!

(Дети изображают радость, веселье)
Ну-ка, хватить веселиться,
Нужно всем вам 
разозлиться!

(Дети изображают злость)
Ну, нельзя же вечно злиться,
Предлагаю 
удивиться!

(Дети изображают удивление)
Ох, такое развлечение:
Покажите 
огорчение.

(Дети изображают огорчение)

Зеркало: Какие молодцы! Все верно показали. Продолжайте путь.

Дети прощаются с Зеркалом. Продолжаем путь.

В.: Молодцы, ребята! А теперь предлагаю немного размяться, вспомнить о нашей любимой стране и какие мы с вами дружные.

Физминутка


В нашей стране горы высокие, ( руки вверх на носочки)
Реки глубокие, ( присели)
Степи широкие, ( развели руки в стороны)
Леса большие, ( руки описывают круг)
А мы ребята, дружные, вот такие! (берутся за руки, большой палец вверх)

(Сели)

В.: Ой, какие вы молодцы, ребятки! Я вижу вы настоящие артисты.

А не покажете ли вы сказку нашим гостям, настоящим зрителям?

Дети (ответы детей)

В.: Одевайте шапочки.

Инсценировка сказки «Репка».

Вед:Жил в одной деревне дед вместе с бабкой много лет.

Дед. Приготовь-ка, бабка, деду репы пареной к обеду!

Зря ты мне не прикословь,побыстрее приготовь.

Бабка. Рассердил меня ты крепко, кашу ешь, ну, нету репки.

Хочешь репки, так пойди, в огороде посади.

Дед. Чтож, пожалуй, я пойду да и репку посажу.

   Вед:. Репка выросла на славу, не видал такой я, право.

Вот так чудо из чудес, репка чуть не до небес!

Дернуть вздумал дед, не тут-то было, одному не хватит силы,

кликнул бабку, что есть силы.

Дед: Бабка, бабушка, беги, репку дергать помоги.

Бабка. Прожила я лет немало, но такого не видала. 

Репка чуть не до небес! Ухвачусь-ка я за дедку, мы тебя

осилим, репка!

Вед: Раз вот этак, раз вот так, нет не вытянуть никак.

Бабка: Знать мои ослабли ручки, позову на помощь внучку.

Маша, Машенька, беги, репку дергать помоги!

Внучка. Я бегу, спешу на помощь, где он - непослушный овощ?

Мои ручки не слабы, ухвачусь за кофту бабы.

Вед. Раз вот этак, раз вот так, нет не вытянуть никак.

Внучка. Да, без Жучки нам нельзя, нет не справится, друзья!

Жучка, Жученька, беги, репку дергать помоги!

Жучка. Гав! Слыхала деду репы хочется к обеду,гав,помочь я рада.

Уцеплюсь-ка я за внучку.

Вед: Раз вот этак, раз вот так, нет не вытянуть никак.

Жучка: Чтож без Мурки нам нельзя,нам не справится, друзья!

Мурка, кисонька, беги, репку дергать помоги.

Мурка. Мяу, мур, как это мило, помогу коль хватит силы. Поняла, ответ

тут прост, ухвачусь за Жучкин хвост.

Вед: Раз, вот этак, раз вот так, нет не вытянуть никак.

Мурка. Ты меня не бойся, крошка, я твоя соседка кошка.

Сделай милось, прибеги, репку дергать помоги.

Мышка. Пи-пи-пи, как это мило, помогу коль хватит силы, коли так,

не побоюсь и за хвостик уцеплюсь.

Вед: Раз вот этак, раз вот так. Вот и вытянули репку, что в земле

сидела крепко.

Дед. Велика ль у мышки сила, только дружба победила!

В.: Все артистами сегодня побывали. Очень хорошо всё показали. Все старались, молодцы! Похлопаем друг другу от души!

В.:Торопитесь друзья

Возвращаться нам пора.

Много с вами повидали

В сказку дружно поиграли.

А теперь детвора

В садик ехать нам пора…

Раз, два, три повернись,

В садик вновь вернись.

(Дети стоят вокруг воспитателя)

В.: Ребята, вот и закончилась наше путешествие по сказкам. Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

(Ответы детей)    

В.: Что вы узнали нового в нашем путешествии? (Ответы детей)    

В.:  Актерами какой сказки вы сегодня были? (Ответы детей)  

В .  После выступления актёров благодарят аплодисментами, цветами.

А я вам приготовила угощение!

В.: Вы сегодня все большие молодцы

Ход занятия

-Ребята я пока шла на работу в детский сад нашла конверт, а тут написано для подготовительной группы № 8

- От Лешего,

нужно выполнить мои задания, задание 1, нужно попасть в сказочный лес.

Предлагаю отправится вам в интересное путешествие. На чем можно путешествовать? (ответы детей). А мы сегодня полетим на воздушном шаре.

Но для начала нам с вами нужно его надуть. Давайте встанем в круг. Возьмем воображаемый насос и под звук «Ф-ф-ф! будем надувать шар. Воздух надо вдыхать через нос, а выдыхать – рывками, произнося звук «ф-ф-ф-ф» (дети имитируют надувание шара).

Воспитатель: ну что, шар надули и полетели! С высоты все внизу кажется таким маленьким (воспитатель вместе с детьми прикладывают руку «козырьком», пролетаем моря, леса и поля. А вот и полянка, которая нам нужна. Надо приземляться, для этого немного сдуем наш воздушный шар. Давайте покажем, как воздушный шар сдувается. Делаем вдох через нос и выдыхаем воздух со звуком «с-с-с-с». Вот мы и приземлились.

Давайте оглядимся, куда это мы попали? В сказочный лес!

Дети обратите внимание стоит волшебный колодец, давайте подойдем (достает задание 2) А сейчас, проверим как хорошо разбираетесь вы в сказках.Следующая наша игра: "Сказочный винегрет".

Я буду рассказывать вам отрывки из сказок, а вы подумайте все ли правильно или какие-то сказки перепутались?

-Итак, катится колобок по дорожке, а навстречу ему медведь идет и Машу в коробе несет. (сказки: "Колобок" и "Маша и медведь").

-Посадил дед репку. Выросла репка большая, пребольшая, стал дед репку из земли тянуть. Тянет-потянет, а вытащить не может, тут налетели гуси -лебеди и вытащили репку. (сказки: "Репка" и "Гуси -лебеди")и. т. д. Молодцы ребята и с этим заданием справились.

-А впереди нас ждет сказочная почта. Прочитаю телеграммы, присланные сказочными персонажами, а вы подумайте и скажите, кто бы мог прислать их.

-" Очень прошу помогите найти Кая"(ответы детей: пишет Герда из сказки Снежная королева)

- "Лиса заняла мой домик, а меня выгнала. Помогите!"(Заюшкина избушка).

-"Буду, буду умываться по утрам и вечерам" (Мойдодыр)

-"Поздравляю Иа с днем рождения" (Вини Пух). Отлично ребята, все правильно отгадали.

Игра «Зеркала»

Дети располагаются на стульчиках. Воспитатель показывает маску, на которой изображена эмоция. Дети называют ее, а затем показывают.

Воспитатель: «Какое настроение передает эта маска? Я ее сейчас одену, а вы станете моими зеркалами и изобразите такое же настроение. Воспитатель надевает 4-5 масок с эмоциями (радость, грусть, злость, страх и т. д.)

Воспитатель: а сейчас отгадаем загадки по сказкам.

Воспитатель: А сейчас мы узнаем знаете ли вы героев этой сказки.

Хитрая плутовка,Рыжая воровка,

В лесу первая краса. (лиса 2 слога. А как же мы скажем ласково? Лисонька. А кто же у лисы детеныш? Ли-сё-нок 3 слога)

Через поле напрямик  Скачет белый воротник. (заяц 2 слога, А как скажем ласково заинька. А кто у зайца детеныш? Зай – че-нок 3 слога)

Он в берлоге спит зимойПод большущею сосной. (медведь 2 слога, А кто у медведя детёныш? Мед-ве-же-нок 4 слога)

Кто зимой холоднойБродит злой, голодный. (волк 1 слог, у кто детёныш? Вол-че-нок)

Кто так заливисто поёт

О том, что солнышко встаёт? (пе-ту-шок 3 слога)

Воспитатель: Молодцы отгадали героев сказки!

Подскажите, что нам поможет поработать над правильным произношением звуков, слов? (Чистоговорки).

- Какие Чистоговорки вы знаете? (Дети произносят).

Жи – жи - жи – здесь живут ежи.

Аш – аш-аш – у Марины карандаш.

Кыш-кыш-кыш- шутит с кошкой мышь.

чу-чу-чу- молоточком я стучу.

Юла возле Юльки крутится, поет, Юле и Юре спать не дает.

Валя на проталинке промочила валенки.

Воспитатель: Что это за избушки стоят? Из какой они сказки? (Заюшкина избушка). У меня есть волшебный сундучок, а в нем, посмотрите, маски зверюшек. Все они герои этой сказки. Давайте поиграем с вами в сказку «Заюшкина избушка».

Воспитатель надевает нескольким детям маски, шапочки или элементы костюма.

Мы все готовы и наша сказка «Заюшкина избушка».

Ребенок – рассказывает сказку.

Жили-были в лесу лисичка и зайчик. Зайчик построил себе избушку лубяную, а лисичка ледяную.

Зайчик: Я построил себе дом

Хорошо мне было в нем

Наступили холода, и конечно же беда.

Пришла весна, солнышко пригрело. И лисичкина избушка растаяла. Остались только лужи. (хватается за голову)

Лиса: Я бездомная теперь

Зайчик пусти меня в дом согреться.

Попросилась она к зайчику жить, а сама же его и выгнала

Зайчик: Хитрая лиса плутовка обманула меня ловко

Бесполезно в дом вошла

Да меня и прогнала.

И вот сидит зайка на пенечке, плачет, лапкой слезы утирает. (Выходит ребенок в шапочке зайчика, садится на пенек у домика, плачет).

Воспитатель: пробегала мимо Собачка (выбегает ребенок в шапочке Собачки,и спрашивает:

Ребенок (собачка): Я с хозяином дружу

Его дом сторожу

Живу под крылечком,

А хвост колечком

о чем, зайчик, плачешь?

Зайка: как же мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала.

Собачка: не плачь, зайчик, я тебе помогу. (собачка подходит к домику и кричит):

- Поди, лиса, вон!

А из домика: как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Ведущий: испугалась собачка и убежала. А зайка сидит и плачет.

Шел мимо волк. (выходит ребенок в маске волка)

Волк: о чем, зайчик, плачешь?

Зайчик: как же мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она переночевать, да меня же и выгнала.

Волк: я тебе помогу! (волк подходит к домику и кричит):

Уходи лиса, во зеленые леса!

Ты со мною не шути

Лиса из домика: как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки, по закоулочкам!

Волк испугался и убежал.

Сидит зайчик и дальше плачет.

Шел мимо медведь. (выходит ребенок в маске медведя)

Медведь: о чем, зайчик, плачешь?

Зайчик: как же мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она переночевать, да меня же и выгнала.

Медведь: я тебе помогу!

Медведь подходит к домику: Поди, лиса, вон!

Лиса из домика: как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки, по закоулочкам!

Медведь испугался и убежал.

Сидит зайчик и дальше плачет.

Идет мимо петушок (ребенок в шапочке петуха)

Петушок: о чем, зайка, плачешь?

Зайчик: как же мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она переночевать, да меня же и выгнала.

Петух: я тебе помогу!Подходит к домику:

Кукареку! Иду на пятах, несу косу на плечах!

Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!

Лиса из домика: обуваюсь….

Петушок снова:

Кукареку! Иду на пятах, несу косу на плечах!

Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!

Лиса из домика: одеваюсь….

Петушок опять:

Кукареку! Иду на пятах, несу косу на плечах!

Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!

Лиса из домика выскочила и попросила прощения. А петушок с зайчиком стали вместе жить.

Воспитатель: Ребята простим лису!

Настоящие артисты! Понравилось вам играть в сказки? А путешествие наше понравилось? (ответы детей)

Но пора возвращаться домой. Давайте вернемся в наш воздушный шар, надуем его снова и полетим домой (повторяется упражнение «Воздушный шар»).

Вот мы и вернулись из нашего путешествия по сказкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с элементами театрализованной деятельности «Путешествие в страну Театралию» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельностипо развитию речис элементами театрализованной деятельности«Путешествие в страну Театралию»для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами театрализованной деятельности с детьми средней группы на тему «Путешествие в страну сказок»

Задачи:Образовательные: - активизировать речевую деятельность детей;-формировать умение импровизировать под музыку;- побуждать эмоционально воспринимать сказку;-продолжать формировать умение инсц...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами театрализованной деятельности с детьми средней группы на тему «Путешествие в страну сказок»

Развивать речь детей посредством приобщения их к народному творчеству с использованием элементов театрализации по сказке "Рукавичка"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в первой младшей группе общеразвивающей направленности по сказке «Курочка Ряба»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в первой младшей группе общеразвивающей направленности по сказке «Курочка Ряба...

Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе «Театрализованное представление по сказке Заюшкина избушка».

Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе « Театрализованное представление по сказке Заюшкина избушка»....