Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по речевому развитию на тему: «Зимние забавы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Занятие по развитию речи по лексической теме «Зимние забавы» с применением метода моделирования. Пересказ сказки Сутеева «Ёлка» в подготовительной группе ДОУ

Аннотация: Данная разработка будет интересна воспитателям для проведения НОД по развитию речи по лексической теме «Зимние забавы»с применением метода моделирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_nod_yolka.docx129.52 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1» городского округа Самара

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе  № 42

по речевому развитию на тему:

«Зимние забавы»

 

Воспитатель:

Горшкова Ольга Николаевна

г. Самара, 2021 год

Образовательная область: речевое развитие

Вид занятия:

Интегрированное.

Формы организации образовательной деятельности: фронтальная

Цель: формирование умения пересказывать зимнюю сказку по моделям.

 Задачи:

1. Образовательные: расширить словарный запас по теме «Зимние забавы», закрепить умение пересказывать сказку, используя метод моделирования.

2. Воспитательные: Воспитывать любовь к художественному чтению.

3. Развивающие: Продолжать развивать у детей внимание, воображение, зрительную память, способствовать  развитию связной речи; развивать мыслительную деятельность, любознательность, творческое воображение. Развивать игровую деятельность, умение действовать согласно заданной инструкции.

Планируемый результат: расширение и уточнение познаний о зиме и новогодних праздниках;
 закрепление умения пересказывать сказку по отрывкам, используя моделирование из геометрических фигур;
согласование существительных, прилагательных и глаголов при составлении предложений;
дети любят сказки и умеют их пересказывать по отрывкам, а также различают известные новогодние сказки

 Подготовительная работа: дидактическая игра “Собери целое”; рассматривание иллюстраций с изображением зимние забавы; загадка на тему «зимние забавы»; физминутка, чтение книг.

Оборудование: магнитофон, телевизор (для показа презентации)

Демонстрационный материал: презентация моделирования сказки Сутеева  В.Г.«Ёлка» по отрывкам
Раздаточный материал: наборы геометрических фигур для составления модели отрывка сказки на каждого ребенка, картон а-4 синего цвета для фона на каждого ребенка

Технологическая карта НОД

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Методы обучения/

технологии /формы организации деятельности воспитанников

Планируемые результаты

Деятельность педагога

Деятельность детей

время

1.

Организационный момент

(дети стоят в кругу вместе с воспитателем)
 Ребята! Поздороваемся и выполним пальчиковую гимнастику
«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре,

пять,

Мы во двор пришли

гулять.

Бабу снежную

лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп, и спать легли.

Загибают пальчики, начиная с большого.

«Идут» по столу указательным и средним пальчиками.

«Лепят» комочек двумя ладонями.

«Крошат хлебушек»

Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой.

Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.

Движения воображаемой ложкой.

Руки под щеку.

- слушание воспитателя, приветствие гостей, выполнение пальчиковой гимнастики

1мин.

создание проблемной ситуации;

-привлечение

произвольного

внимания

2.

Чистоговорки для развития и обогащения словарного запаса

Ребята! Какое сейчас время года! (зима)
Какие признаки зимы Вы знаете?


Ребята, за что Вы любите зимнее время года?



Ник – ник – ник – к нам приходит новогодний праздник
Шка – шка – шка – стреляет новогодняя хлопушка
Роз- роз – роз – играет с детьми Дед Мороз
Ка - ка – ка – спешит с подарками Снегурочка
Ки - ки – ки – огнями светят новогодние ёлки
Ра – ра – ра – украшает елку мишура
Ды – ды – ды – горят огнями на елке гирлянды
Ки – ки – ки – в мешке у Деда Мороза лежат подарки
Ни – ни – ни – быстро едут по лесу волшебные сани
Вик – вик – вик – помогает Деду Морозу нести подарки снеговик

Дети называют признаки зимы: деревья покрыты снегом, дикие животные сменили шубы на теплые, люди носят теплую одежду и обувь, на улице снег и мороз, дети лепят снеговиков, катаются на санках, коньках и лыжах, люди подкармливают зимующих птиц, только зимой есть праздник Новый Год, приходит Дед Мороз со Снегурочкой и дарят подарки.

дарят детям и взрослым подарки, проходят утренники в детском саду, приходит Дед Мороз, Снегурочка и сказочные герои, можно много гулять на улице, играть в снежки, кататься на санках, можно посмотреть много мультфильмов и новогодних сказок, запускают салюты и фейерверки, можно кушать мандарины и салат Оливье.

Дети проговаривают чистоговорки про Новый Год и передают друг другу Снежинку из картона

2 мин.

3 мин

 Ребята! Вы любите читать сказки?


Как называются люди, которые пишут сказки?

Отправимся с Вами, ребята, в известную зимнею сказку. Давайте вспомним, в какой сказке есть такие герои: Снеговик, ребята, собака Бобик, Медведь, Дед Мороз, Лиса, Волк, Сорока?

Ребята! У меня в руках книга со сказкой Сутеева В.Г. «Ёлка», только в ней есть один текст, а рисунки исчезли. Давайте мы с Вами составим рисунки – схемы к отрывкам этой сказки. Сейчас мы с Вами отправимся в путешествие по зимнему лесу.


Вот мы с Вами оказались в зимнем лесу.
Хорошо в лесу зимой,
Лес украшен бахромой,
Звонкий снег искрится,
Иней серебрится 

 Да. Очень любим

Писатели, сказочники

Это сказка «Ёлка»

Дети закрывают глаза, звучит музыка Ёлочка, елка, лесной аромат – минусовка

1мин

- активность детей

3.

Игра «Назови родственные слова к слову снег»

 Ребята! Давайте с Вами вспомним еще одну зимнюю сказку, в которой есть мачеха, её дочка, падчерица, принцесса, солдат и подснежники. Как называется эта новогодняя сказка и кто ее автор?


Верно! Дети предлагаю поиграть в игру «Назови родственные слова к слову снег»
Вот падчерица в сказке искала подснежники зимой. Давайте мы с Вами вспомним родственные слова к слову снег. Если дети затрудняются, воспитатель задает вопросы:
Как называют внучку Деда Мороза? (Снегурочка)
Как называется то, что летит зимой из тучи? (Снежинка)
Как называют цветок, который появляется из – под снега? (Подснежник)
Как ласково можно назвать снег? (Снежок)
Как называют то, что могут вылепить дети из снега? (Снежки, Снеговик)
Как называется зимующая птица с красной грудкой? (Снегирь)
Как называется явление, когда сильно падает снег? (Снегопад)
Как называется машина по уборке снега? (Снегоуборочная машина)
Как называется машина, которая ходит по снегу? (Снегоход)
Воспитатель показывает детям таблицу с родственными словами к слову «Снег» 

- думают и отвечают на вопросы. Вовлекаются в совместную беседу.

 это сказка «Двенадцать месяцев» и написал ее Самуил Яковлевич Маршак

Дети называют родственные слова

Дети читают слова по слогам

4мин

активность детей

4.

Игра «Четвертый лишний»

 Поиграем в игру «Четвертый лишний»
Воспитатель называет четыре слова, а дети должны пояснить свой выбор лишнего слова
1. Снег, снежок, подснежник, сугроб (лишний сугроб – он не родственное слово к слову снег)
2. Зима, лето, осень, мороз (лишний мороз – все остальное времена года)
3. Снежинка, Снегурочка, Дед Мороз, Снеговик (лишний Дед Мороз – все остальное родственные слова к слову снег)
4. Снегоход, снегоуборочная машина, снегопад, сосулька (лишняя сосулька – все остальное родственные слова к слову снег)

Дети думают и отвечают, поясняют выбор лишнего слова

2 мин

5.

Физминутка 

 Ребята приглашаю вас прогуляться по зимнему лесу и выполним физминутку.

«Вот студеною зимой»
Вот студеною зимой (Дети машут руками.)
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают)
Даже хитрая лиса
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)
Скачет по полю лиса. (Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)
И домой к себе вернемся. (Дети садятся за столы)

Дети внимательно слушают и выполняют движения по тексту

1 мин.

положительные эмоции детей от выполнение работы, цель достигнута.

6.

7.

Объяснение нового материала

Рефлексия

Ребята! Мы с Вами читали сказку В.Г. Сутеева «Ёлка» . Сегодня мы будем еёю рассказывать по отрывкам и выполнять моделирование. Все наши герои превратятся в геометрические фигуры. Так мы с Вами сможем превратить героев нашей сказки в геометрические фигуры:
Снеговик – большой белый круг, ребята – фиолетовые круги, белый прямоугольник с числом 31 – календарь, письмо – бежевый прямоугольник, Дед Мороз – фиолетовый овал, елка – зеленый треугольник, собака Бобик – бордовый круг, ветер – голубой овал, белки – оранжевые круги, зайцы – белые маленькие круги, медведь – бордовый прямоугольник, сорока – черный круг, волк – серый овал, лиса – оранжевый овал.
Показ презентации моделирование сказки Сутеева «Ёлка» по отрывкам и пересказ сказки.
Отрывок 1.
Ключевые слова: календарь, ребята, Дед Мороз, письмо

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/69554_3978a24c38b9c4dcb5c67396e2ccb321.jpg.jpg

Отрывок 2.
Ключевые слова: ребята, письмо, Снеговик

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/69554_4b559292249adbc7efdafa456889ddc4.jpg.jpg


Отрывок 3.
Ключевые слова: Снеговик, Бобик, письмо, ветер, лес

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/69554_76406a22d2648389a43d606bc714b7a3.jpg.jpg


Отрывок 4.
Ключевые слова: Снеговик, Бобик, зайцы, белки

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/69554_8a74bf4e855e7605251b6b199616853a.jpg.jpg


Отрывок 5.
Ключевые слова: Снеговик, Бобик, Медведь, зайцы, белки

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/69554_a03cc62441c1f6bf8ac808f3d5e671e0.jpg.jpg


Отрывок 6.
Ключевые слова: Сорока, письмо, Волк, Лис

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/69554_4f556513a6c61323479af3ba87ecdfbf.jpg.jpg


Отрывок 7.
Ключевые слова: Снеговик, Бобик, Медведь, зайцы, белки, Сорока, письмо, Дед Мороз

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/69554_d67848521784bf19f31a7933d3b1d772.jpg.jpg


Отрывок 8.
Ключевые слова: Снеговик, Бобик, Медведь, Дед Мороз, Ёлка

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/69554_fe8ce586652e425f75bbff6e937bb035.jpg.jpg


Отрывок 9.
Ключевые слова: Снеговик, Ёлка, Бобик, ребята

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/69554_d39db6f4bf81f46fb8576ef643cc736d.jpg.jpg


 

Молодцы! Все справились с заданием! Теперь в нашей книге будут вместо иллюстраций рисунки – схемы к отрывкам сказки.


Куда мы сегодня совершили путешествие?
Как мы смогли заменить рисунки в книжке со сказкой?
Что интересного было в нашем путешествии?
Что было сложно выполнить?
 Ребята! Нам надо вернуться из зимнего леса в группу.
Дети закрывают глаза, звучит музыка Ёлочка, елка, лесной аромат – минусовка.

 У меня есть поднос со снежинками и снеговиками. Если у вас сегодня все получилось, возьмите Снежинку в шапочке. Если Вам было трудно выполнить задание, возьмите Снеговика.

Дети выстраивают рисунки – схемы из геометрических фигур и пересказывают сказку по отрывкам.


Потом каждый ребенок выстраивает тот рисунок – схему, какой отрывок из сказки ему больше всего понравился.

Ответы детей

Дети берут снежинку или снеговика.

12 мин

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по речевому развитию по теме: "В гости к Матрешке"

Цели:Активизация познавательной, речевой и изобразительной деятельности детей, ознакомление с русской народной игрушкой- матрёшкой; учить различать игрушку по размеру, цвету, выразительно читать стихи...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе». Образовательная область: Речевое развитие. Тема: «Приключения Незнайки по дороге в первый класс».

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе. Направлено на закрепление представлений детей о звуках и буквах; закреплении навыка полного фонематического анализа слов, слоговой ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по познавательному развитию «Эхо войны»

Вид занятия: интегрированное.Формы организации непосредственно образовательной деятельности: подгрупповая.Цель: закрепление знаний детей о Великой Отечественной войне....

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей второй младшей группы по речевому развитию на тему: «Снегурушка и лиса»

Образовательная область: развитие речиФорма занятия: игроваяЦель: ознакомление детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса».Задачи:Образовательные: Познакомить детей с русской...

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по речевому развитию Тема: "Весна-красна"

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по речевому развитию Тема: "Весна-красна"Цель. Закреплять и расширять словарь детей, по теме &la...