КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей групп старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Баркалова Айгуль Радиковна

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей групп старшего дошкольного возраста

на тему

 «Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_barkalova.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей групп старшего дошкольного возраста

на тему

 «Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории.

Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей, а театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий. Театрализованная игра способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Театр – это средство эмоционально- эстетического воспитания в детском саду. Позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба). Благодаря театру ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребёнку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Для развития выразительности речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.

Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребёнок.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки - чуда, ощущения беззаботного детства. Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием. Необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна. Увлечённость детей театрализованной игрой их внутренний комфорт, раскованность, лёгкое не авторитарное общение взрослого и ребёнка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - всё это удивляет и привлекает.

Разнообразны виды театрализованных игр: (игра-драматизация, фланелеграф, теневой театр, настольный театр, пальчиковый театр, перчаточные куклы). Участвуя в театрализованных играх, ребёнок входит в образ, перевоплощается в него, живёт его жизнью. В сказках персонажи делятся на отрицательных и положительных героев. Поступки и взаимоотношения построены таким образом, что ребёнок легко определяет их характер, эмоциональное состояние: Лиса – хитрая, Волк – злой, Заяц – трусливый и т. д.

Сказки служат для детей первым уроком нравственности, морали, по которым живут люди. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребёнка на оптимистическое восприятие жизни, формирует положительные черты характера и языки общественного поведения.

Слайд 2. Одной из целей моей работы с детьми старшего дошкольного возраста я поставила:

Развитие диалогической и монологической формы речи детей через театрализованную деятельность, использовать театрализацию в разных видах деятельности.

Слайд 3. В своей работе над темой я поставила задачи: 

1. Создавать условия для развития речи детей в театрализованной деятельности.

2. Последовательное знакомство с видами театров.

3. Раскрепощение ребёнка (вызвать желание выступать перед куклами и сверстниками)

4. Расширять и активизировать словарный запас детей.

5. Учить импровизировать характерные действия персонажей.

Слайд 4. Определила формы работы с детьми: экскурсии, развлечения, показ разных видов театров, участие в мини - сценках, пальчиковые игры, игры на развитие речевого дыхания, игры на развитие речевой активности.

Слайд 5. Формы работы с родителями:

  • Анкетирование;
  • Консультации;
  • Родительские собрания;
  • Изготовление разных видов театра.
  • В группе совместно с родителями оформила театрализованный уголок:
  • Уголок ряженья;
  • Музыкальный уголок;
  • Атрибуты для игр.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Слайд 6. (Без голосового сопровождения)

  • В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
  • Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;
  • Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
  • Происходит коррекция поведения;
  • Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
  • Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
  • Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в логопедической группе старший дошкольный возраст. Составила воспитатель 1 категории Тарасова Ольга Григорьевна « В школе пешеходных наук».

Закрепить знание правил дорожного движения: сигналов светофора, дорожных знаков.Учить различать и называть части предметов. Классифицировать виды транспорта: наземный, водный, воздушный.Обо...

Мастер-класс для логопедов и воспитателей логопедических групп старшего дошкольного возраста.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми....

«Развитие четкой дикции у ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» /методические рекомендации для воспитателей детей старшего дошкольного возраста/

     Дикция (от лат. dictio - произнесение речи) - произношение, манера выговаривать слова. Неправильная дикция- следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижн...

Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей групп старшего дошкольного возраста. «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»

Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей групп старшего дошкольного возраста.«Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»...

Мастер-класс для воспитателей групп старшего дошкольного возраста

Тема: «Развитие познавательной активности старших дошкольников       в опытнической деятельности»....

«Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного возраста)

laquo;Использование  квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»(опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного воз...