Главные вкладки

    «Развитие четкой дикции у ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» /методические рекомендации для воспитателей детей старшего дошкольного возраста/
    консультация по логопедии (старшая группа) на тему

    Бабакова Татьяна Геннадиевна

           Дикция (от лат. dictio - произнесение речи) - произношение, манера выговаривать слова. Неправильная дикция- следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, из – за чего у ребенка недостаточно открывается рот, и нерасчлененно звучат гласные, нет точной координации движений речедвигательного аппарата при образовании согласных звуков. Так же причиной может быть  перенапряжение нервной системы ребенка или просто дурная привычка. Вся работа над дикцией с ребенком, строится в форме игр и игровых упражнений, направленных на развитие артикуляционной моторики, дыхания, темпа высказываний, расстановкой пауз.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл diktsiya.docx17.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории «Колокольчик»

    «Развитие четкой дикции у ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

    / методические рекомендации для воспитателей детей старшего дошкольного возраста/

    Подготовила: учитель – логопед Бабакова Т.Г.

    станица Тацинская

    июнь 2018 год

             Говорить "чисто" - это значит соблюдать нормы употребления слов и говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника. И здесь огромную роль играет такая "техническая" сторона речи, как дикция. Советы по работе над дикцией с ребенком старшего дошкольного возраста.

           Дикция (от лат. dictio - произнесение речи) - произношение, манера выговаривать слова.

           Непринужденность, целесообразность и экономность движений органов речи, их соподчиненность с работой органов дыхания и резонаторами являются надежным условием правильной дикции.

           Неправильная дикция- следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, из – за чего у ребенка недостаточно открывается рот, и нерасчлененно звучат гласные, нет точной координации движений речедвигательного аппарата при образовании согласных звуков. Так же причиной может быть  перенапряжение нервной системы ребенка или просто дурная привычка.

            Упражнение на развитие  дикции в настоящее время должны являться одной из частей логопедической работы не только в речевом детском саду, но и  в массовом дошкольном учреждении.  У воспитанников отмечается  «смазанность» речи, что заметно в меньшей степени в свободном общении ребенка со сверстниками и особенно на праздниках и концертах при произнесении длинных текстов, волнении ребенка, его желании поскорее рассказать стихотворение и уйти со сцены.

             Вся работа над дикцией с ребенком, строится в форме игр и игровых упражнений, направленных на развитие артикуляционной моторики, дыхания, темпа высказываний, расстановкой пауз.

             Скороговорки и чистоговорки широко используются при работе, как с  дошкольниками, так и со школьниками и взрослыми. Текст скороговорки хорошо продуман и является артикуляционной игрой, тренирующей соответствующую группу мышц. Как и во всей работе над дикцией, к работе над скороговорками нужно подходить индивидуально и  прежде всего, разобраться в ее содержании.

            Самые трудные слова нужно произносят по нескольку раз в медленном темпе до тех пор, пока они не зазвучат легко, свободно, без напряжения и осмысленно. Произносить скороговорки надо в двух или трех темпах.

            Следить за добором дыхания.

    Грамотное эмоциональное чтение художественной литературы, подобранной в соответствии с возрастом,   так же оказывает хорошую помощь в коррекции нарушений.

             Так же полезно посмотреть вместе с детьми видеозапись с праздничных или групповых выступлений. Индивидуально или группой. Обратить внимание ребенка на четкость произносимых слов, понимание смысла и помочь понять причину ошибок. Не забыть похвалить ребенка за чтение, обратить внимание на положительные моменты в его выступлении.

             Можно просматривать видео с профессиональными чтецами.

    Берем видео, а не аудиозапись т.к. можно проследить за яркостью мимики, движениями артикуляционного аппарата.

    Часто взрослые вместо того, чтобы учить малыша правильной речи, сюсюкаются с ним. И это переходит в средний и старший дошкольный возраст.

            Поэтому помимо работы с ребенком, необходимы индивидуальные консультации для родителей, которые исправят неправильное отношение взрослого к ошибкам ребенка, помогут познакомить родителей с играми и упражнениями на развитие четкой дикции, рассказать о важности артикуляционной гимнастики, чтения стихов, декламации.

           Нужно помнить, что четкость и красота речи оказывает влияние на то, как ребенка воспринимают окружающие. Стоит нам произнести несколько фраз, как слушатели сделают вывод, насколько приятен наш голос.  Если проблемы, переходя из возраста в возраст не решаются, то могут возникнуть трудности в общении с окружающими и, как следствие, эмоциональное неблагополучие ребенка, что будет оказывать существенное влияние на формирование его личности.

            С целью закрепления четкости, правильности и выразительности речи, развития мимики, жестов, пантомимики, обогащения речи выразительными средствами русского языка возможно увеличения использования театрализованной деятельности на логопедических занятиях и в совместной с педагогом деятельности ребенка-дошкольника. Публичное выступление, в старшем дошкольном возрасте,  помогает услышать, увидеть и проанализировать речь окружающих, услышать ошибки других и исправить свои с опорой на полученный опыт. Приучает к публичным выступлениям (что особенно актуально при подходе к школьному обучению), учит регулировать силу и направление голоса, помогает увидеть эмоциональный отклик оппонента на сказанное. Самым главным приоритетом является психологический комфорт ребенка, уверенность в себе и желание, с которым он с нами общается.

      


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста.

    Методические рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения в рамках акции "Москвичи с рождения - за безопасность дорожного движения"

    Методические рекомендации по ознакомлению детей  с правилами дорожного движения в рамках акции "Москвичи с рождения - за безопасность дорожного движения" содержат описание работы воспитателя...

    Методические рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме "Дикие животные"

    Методические рекомендации для родителей по закреплению с детьми лексической темы "Дикие животные" , в рамках проетка "В мире животных" (страшая группа "Улыбка")...

    Методические рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме "Зима"

    В методических материалах содержатся задания для детей по расширению словарного запаса и формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме "Зима"...

    Методические рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме "Космос"

    Методические материалы в рамках проекта "К далеким мирам" старшая группа (старший дошкольный возраст)...

    Методическая разработка для воспитателей детей старшего дошкольного возраста: «По внедрению социо - игровой технологии».

    Автор  методической разработки: Воспитатель  1 категории. Меринкова Надежда Михайловна. Педагогический стаж  23 года.Место проведения:  МАДОУ «Детский сад №16 общеразвивающег...