Дополнительное образование
материал по развитию речи

Адывар Айлана Радионовна

Дополнительное образование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кружок21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дамырак» Барун-Хемчикского кожууна РТ

Программа дополнительного образования «Учимся и играем» для детей 4-5 лет

Воспитатель: Адывар А. Р.

с.Кызыл-Мажалык – 2021 г.

Содержание программы:

1. Пояснительная записка

2. Содержание программы

3. Календарно-тематическое планирование

4. Методическое обеспечение образовательной программы.

5. Приложение:

1) Анкета для диагностики

2) Дыхательные упражнения и игры.

3) Логопедические пятиминутки

4) Фонетическая ритмика в картинках

5) Раздаточный материал.

Пояснительная записка.

Актуальность программы: обусловлена положениями согласно которому дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Программа «Учимся и играем» представляет личностно- ориентированное взаимодействие педагога с детьми и родителями.

Технология речедвигатедльный тренинг – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствуют формированию правильного произношения, активируют когнитивные процессы, расширяют эмоционально – волевую сферу ребенка. Сочетание речедвигательных упражнений с разнообразными игровыми техниками усиливает положительный результат работы.

Методическое обеспечение программы

Средством речедвигательного тренинга являются: двигательные упражнения, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж кистей рук и пальчиков, телесно-ориентированные техники, продуктивные виды деятельности.

К методическим приемам речедвигательного тренинга относятся: показ упражнений, сопряженное, сопряжено – отраженное и совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом речедвигательного движения, самостоятельная продуктивная деятельность детей.

Речедвигательный тренинг как метод коррекции рекомендован для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими легкие задержки речевого и психомоторного развития.

Организационное обеспечение тренинга:

Тренинг разработан для детей 4-5 лет, может использоваться в коррекционно – развивающем и профилактическом диапозоне.

Цель: развитие и коррекция речевых и психомоторных процессов у детей 4-5 лет.

Задачи: 1. Развивать речедвигательную активность детей;

2. Развивать мелкую моторику и двигательную координацию, межполушарное взаимодействие;

3. Развивать навыки целенаправленной деятельности.

Занятия проводятся один раз в неделю.

Процесс занятия складывается из трех этапов:

1. Разминка

2. Основная часть

3. Заключительная часть

Разминка проводится 5 минут, ее цель – создать общий эмоциональный и интеллектуальный тонус.

Основная часть занятия представлена упражнениями, в которых задействовано развитие речедвигательных процессов, продолжительностью 10 минут: артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание, на развитие ритмических способностей, упражнения с пальчиками.

В заключительной части занятия подобраны игры и упражнения на снижение психоэмоционального напряжения продолжительностью 5 минут:  подведение итогов.

Техническое оснащение занятий: мультимедийные презентации, в которых содержатся необходимые материалы для занятия (артикуляционная гимнастика, и другие игры и упражнения).

Содержание программы

Сроки Тема

Сентябрь

Диагностика: артикуляционный праксис, мелкая моторика,

«В гостях у мушки Жужи и ее друзей»

«В гостях у Коровки Му»

«В гостях у Ежика»

Октябрь «В гостях у Зайчика»

«В гостях у Мышонка

«В гостях у Лягушонка»

«В гостях у Щенка»

Ноябрь «Свинок дружная семья, познакомьтесь с ней друзья»

«Жила была Матрешка»

«В гости к котику Мурзику»

«В гости к дедушке и бабушке»

Декабрь «В гостях у Мишутки»

«Путешествие по Африке»

«Зимнее путешествие»

Приложение № 1

Анкета для диагностики

№ 1. Состояние мимической мускулатуры Да Нет

1 Поднять брови вверх (удивиться)

2 Нахмурить брови (рассердиться)

3 Прищурить глаза

4 Надуть щеки

5 Втянуть щеки

6 Имитировать «жевательные» движения

7 Повторить движение губами «улыбка – трубочка»

8 Закрыть один глаз

9 Состроить смешную «рожицу»

10 Создать мимический образ: удивления, радости, грусти

2. Состояние общей и мелкой моторики

1. Мяч бросить вверх - поймать

2 Пробежать, проскакать на обеих ногах. На одной ноге по заданию: от стола к окну и т. д

3 Остановиться по сигналу, после пробежки

4 Бросить мяч педагогу и поймать в ответном броске.

5. Переложить предмет (флажок, мячик)из одной руки в другую: над головой, за спиной, перед собой.

6 «Здороваются пальцы правой и левой руки

«Игра на рояле» пальцами

«Кулак – ладонь – ребро»(правой, затем левой рукой)

9.Чередование движении: правая рука – ладонь, левая – кулак, далее - наоборот

10 Застегивание и расстегивание пуговиц

3. Нервно – психическое развитие

1 Может ли ребенок назвать имя, фамилию, возраст

2 Может ли ребенок назвать окружающие его предметы

3 Четко ли ребенок выговаривает слова

4 Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который «многое» может

5 Способен ли ребенок слушать других, неперебивая

6 Способен ли ребенок посидеть спокойно в течение некоторого времени

7 Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить более двух заданий

8 Трудно ли ребенку сосредоточиться на задании

9 Проявляет ли ребенок интерес к предложенным заданиям

10 Движения и мимика богаты

Интерпретация результатов:

От 0 –5 баллов: детям рекомендуются индивидуальные и подгрупповые коррекционно – развивающие занятия с использование речедвигательных упражнений.

От 15 –25 баллов: развитие ребенка соответствует нормам возрастного периода. Упражнения речедвигательного тренинга помогут закрепить умения и навыки, создадут необходимую почву для развития саморегуляции и самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...

Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития»

Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития&raqu...

Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....

Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования

Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...