Консультация «Развитие речи дошкольников через реализацию в деятельности современных технологий"
консультация по развитию речи (младшая группа)

Аникина Оксана Валерьевна

Данная консультация поможет педагогам дошкольного образования по формированию речи детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Колокольчик» города Алатыря Чувашской Республики

 Консультация для педагогов на тему :

«Развитие речи дошкольников через реализацию в деятельности современных технологий"

                                                                           

                                                 Выполнила  :

                                                                                    Аникина Оксана Валерьевна,                

                                                                                    воспитатель младшей группы

 

декабрь

2021 г.

Содержание.

1. Введение.

2.  Здоровьесберегающие технологии

3. Игровые педагогические технологии

4. Проблемно-игровые технологии

5. ИКТ - технологии  

6.Технология обучения образной речи

7. Технология обучения составлению загадок

8. Лего- технология

9. Мнемотехника (мнемоквадраты и мнемодорожки)

10. Круги Луллия

11. Заключение.

 

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область.

В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. И определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий .  

Педагогические технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.  Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются самые популярные и простые в применении педагогические технологии.

 

Основные задачи использования современных образовательных технологий направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста:

1. Овладение речью как средством общения и культуры

2.  Обогащение активного словаря

3. Развитие связной, грамматической правильной диалогической и монологической речи

4.Развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

5.Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

 1. Здоровьесберегающие технологии. Область совершенствования - это игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики во взаимосвязи с речью :  

а) артикуляционная гимнастика.   Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление, развитие силы, подвижности мышц артикулярного аппарата. Она является основой формирования речевых звуков.

б) пальчиковая гимнастика. Очень важно с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику. Без развития мелкой моторики невозможно нормальное развитие интеллекта ребенка. Чем быстрее ребенок работает пальчиками,  тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает. К пальчиковой гимнастике относят:

-пальчиковые игры

-рисование пальчиками на  песке

-работа с тестом, пластилином

-использование массажных мячиков

-использование пальчикового театра

-рисование пальчиками

в) логоритмические упражнения. Это двигательные упражнения, в которых движения сопровождаются произнесением специального языкового материала с использованием музыкального сопровождения. Движения в сочетании с музыкой и речью оказывают положительное воздействие на развитие речи и мышления. Логоритмические упражнения включают в себя:

-упражнения на развитие чувства ритма

-логопедическая гимнастика

-упражнения на развитие общей моторики

-разные виды ходьбы

-упражнения на развитие внимания

-дыхательные упражнения

-упражнения на развитие мелкой моторики 

Например: Зайчик серенький сидит (Сидим, как зайчики)

И ушами шевелит —вот так, вот так!(Шевелим ушками-ладошками).

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.  (Хлопаем в ладоши).

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

 Скок-скок, скок-скок.  (Прыгаем, как зайчики).

2. Игровые педагогические технологии. Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной образовательной целью и соответствующим ей педагогическим результатом. В таких сюжетно - дидактических играх, как «Оденем куклу на прогулку», «Угостим куклу обедом», «Построим для куклы дом» дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их социально - коммуникативному и речевому развитию.

  Народные, дидактические, хороводные игры с действиями. В процессе таких игр один ребенок показывает движение, а остальные его повторяют. Особой популярностью пользуется у малышей игра «Зеркало», «Зайка серенький сидит». Хороводные игры включают повторы слов с четкой концовкой («топ-топ», «да-да» и т. п.) и действий. Они полезны тем, что слушание ребенком речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и движения. В ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт  взрослого с ребенком. Все это облегчает малышу понимание и подражание речи взрослого. По мере овладения речью ребенок начинает самостоятельно играть в эти игры, руководствуясь собственной словесной «инструкцией».

    В звукоподражательных играх развиваются фонематический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. Этому же способствуют и речевые игры, побуждающие малышей к словотворчеству, рифмованию. Они также очень полезны для развития чувства родного языка, овладения его фонетическим и грамматическим строем.

    Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи. В ходе этих игр создаются условия для развития планирующей и регулятивной функций речи.

    Можно организовать несложные импровизации с использованием игрушек, персонажей кукольного театра по мотивам сказок, рассказов, песен, стихов. Во время инсценировок воспитатель разыгрывает сценки, разговаривая от имени персонажей, комментирует их действия, обращается к детям с вопросами. Со временем можно привлекать детей к участию в таких спектаклях.

Развитие речи сказкотерапией - наиболее эффективный и доступный способ совершенствования речи. Для детей  рекомендуется делать главными героями сказки игрушки, животных. Это будет коллективный речевой продукт, сочиненный совместно со взрослым.

    Чрезвычайно полезным для развития речи является совместное со взрослым чтение книг, рассматривание красочных иллюстраций. Во время чтения воспитатель должен показать детям иллюстрации, задать вопросы, в случае затруднения сам называть предметы, персонажей, их действия, стимулируя малышей к повторению речевых образцов. Рассматривание картинок можно организовать иначе: взрослый называет предметы и персонажей и просит ребенка показать их. Эти занятия следует проводить индивидуально или с небольшой группой детей, чтобы каждый малыш мог участвовать в разговоре.

    Особое место в работе по развитию речи детей занимают занятия и игры с предметными и сюжетными картинками. Дети учатся выслушивать пояснения педагога, высказывать свои впечатления или суждения Рассматривая их вместе со взрослым, малыши узнают персонажей, изображенных на картинке, охотно называют их, вспоминают то, что знали раньше

3. Проблемно - игровая технология. Область совершенствования - это исследовательская деятельность, способствующая развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности, которая дает возможность самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового. Совместные со взрослым наблюдения; игры-экспериментирования с водой, песком, глиной, камешками, природным материалом; организация проблемных ситуаций; ситуаций общения.

Методика Марии Монтессори. В последнее время эта методика стала очень популярна в детских центрах развития по всему миру. Основными принципами этой методики являются самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Наша же задача только помогать ребенку реализовывать себя и свою индивидуальность. Никакого принуждения.

Виды игр по Монтессори:

-шнуровки;

-игры с водой;

-игры с пересыпанием ( песок);

-игры с прищепками, бусами;

- мозаика;

-вкладыши;

-пазлы;

- пальчиковые игры;

-лабиринты и мн. др.

 4. ИКТ - технологии. Применение мультимедийных пособий в развитии речи младших дошкольников существенно оптимизирует образовательный процесс, расширяя возможности подачи материала. Поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о ребенке. Мультимедийные презентации  позволяют эффективней развивать все виды восприятия у детей, задействовать все виды памяти.   Ребенку с наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действия объекта.

    Развитию у детей умения слушать речь взрослого способствует просмотр фильмов. Показ фильма следует сопровождать рассказом, останавливаясь подробно на каждом кадре. Лучше всего показывать сказки, содержащие повторы одних и тех же слов, на фоне которых вводятся новые слова («Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кто сказал „мяу“» и др.). Это помогает ребенку овладеть новыми словами и закрепить уже известные слова.

5.Технология обучения образной речи (технология обучения составлению сравнений ). Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

Модель составления сравнений:

  • воспитатель называет какой-либо объект;
  • обозначает его признак;
  • определяет значение этого признака;
  • сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

Например:   

  • цыпленок (объект №1);
  • по цвету (признак);
  • желтый (значение признака);
  • такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).

 В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

На первый взгляд фраза, произнесенная воспитателем, таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак - это понятие более общее, чем значение данного признака.

Например: «Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко». Далее воспитатель предлагает детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме - солнце, колесо, тарелка).

До четырехлетнего возраста воспитатель побуждает детей к составлению сравнений по заданным признакам. Находясь на прогулке, педагог предлагает детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами.

6.Технология обучения составлению загадок. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать. В подобных играх дети учатся узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие. Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства  предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т.д.). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки. Например, можно разложить на столике несколько игрушек (или предметных картинок) и предложить ребенку найти одну из них по ее словесному описанию. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции, ребенок получает радость от речевого творчества.  

7. Лего- технология. Как же можно развить словарь с использованием Лего-конструктора? В процессе работы с детьми используем разные детали ЛЕГО конструктора,  в ходе которого они запоминают их название, назначение, называют форму, цвет деталей, что способствует в свою очередь обогащению словаря детей. Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями, предлогами, глаголов с приставками и др. частями речи. В ходе игровых действий   дети получают практические навыки ролевого диалога, учатся договариваться друг с другом.  Сначала педагог сам  придумывает сказки и загадки , обыгрывает их совместно с детьми, а затем дети сами обыгрывают понравившиеся ситуации.

8. Мнемотехника (мнемоквадраты и мнемодорожки). Мнемотехника – система  методов  и  приёмов, обеспечивающих  эффективное  запоминание, сохранение  и  воспроизведение  информации, развитие  связной  речи.

 Как  любая  работа,  мнемотехника  строится  от  простого  к  сложному.  Необходимо  начинать  работу  с  простейших  мнемоквадратов, последовательно  переходить  к  мнемодорожкам, и  позже  к  мнемотаблицам.  

Мнемоквадрат — структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы.  

  Мнемоквадраты-изображения 4 – 5 схематичных рисунков (например к сказке «Курочка Ряба» - дед и бабка, курочка, яйцо, мышка). Эффективно их можно применять при пересказе небольших и доступных по содержанию текстов, тем самым поддерживать интерес и развивать речевую активность. Когда дети научатся использовать мнемоквадраты,  постепенно можно вводить мнемодорожки, наример к сказкам («Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» и т.д.), к стихотворениям А.Барто.

Методика работы с детьми с использованием метода мнемотехники:

1. Педагог выразительно читает текст (рассказ, сказку) и сообщает, что рассказ (сказку) ребенок будет позже рассказывать сам.

2. Затем еще раз читает с опорой на мнемокадраты (дорожку, мнемотаблицу).

3. Педагог задает вопросы по содержанию, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. В следующий раз педагог читает рассказ (сказку) с опорой на мнемокадраты (дорожку, мнемотаблицу), привлекая ребёнка к совместному рассказыванию.

6. В последующем ребенок рассказывает рассказ (сказку) с опорой на мнемокадраты (дорожку, мнемотаблицу) самостоятельно или с помощью педагога.

        Изготовить  или  собрать  картинки  для  мнемотаблиц   очень  просто.  Можно  нарисовать  символическое  изображение  объектов, можно  использовать  ресурсы  интернета.  

При  первом знакомстве  с таблицей  в  форме  игры «Угадай, что  нарисовано»  знакомим детей  с  новой  для  них  информацией, разбираем  всё, что  нарисовано  в  каждом  квадрате. Поясняющий  текст  располагаем  с  обратной  стороны  листа.  Текст  необходимо  чётко  соотносить  с  изображением. Использование  таблицы,  при  заучивании  стихотворений,  облегчает  и  ускоряет  процесс  запоминания  и  усвоения  текстов.  Дети  легко  вспоминают  картинки  и  их  последовательность, затем легко  припоминают  слова.  При  ознакомлении  с  художественной  литературой  и  при  обучении  составлению  рассказов также можно   использовать  мнемотаблицы.  Сначала  беседуем  с  детьми  по  тексту, отслеживаем  последовательность  заранее  приготовленной модели  к  данному  произведению.  При  описании  объектов  в  таблице  используется  значок  цвета, формы, действия  с  предметом, размера, частей  и  материала

мнемотаблица  к сказке «Репка»

9. Круги (кольца) Луллия. В современном образовательном процессе это круги с картинками, подобранные по изучаемым темам («Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Деревья» и др.), которые накрыты непрозрачным экраном с ромбовидным окошком. Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата, например в следующих Д/И: «Подбери цвет» (в темах «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»), «Найди нужный хвост», «Чей малыш?» (в теме «Животные»), «Соедини части в целое» (в темах «Посуда», «Обувь», «Одежда») и пр.  Детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать цветовосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения).

Например: дидактическая игра « В гостях у сказки». На большом круге воспитатель располагает картинки с изображением знакомых детям сказочных героев , на маленьком – предметы, которыми они пользовались.

    Используя в работе современные технологии, сочетая их с традиционными формами обучения, мы имеем возможность решать речевые задачи, обогащать, развивать, улучшать речь детей, и делать это интересно, весело и  увлекательно для детей.   

Список используемой литературы:

1.        Международный образовательный портал – maam.ru

2.        Образовательная сеть работников образования «Наша сеть» - ns.portal.ru.

3.          Портал «ВСЕОБУЧ»- http://www.edu.-all.ru

4.          Институт новых технологий образования- http://www.int-edu.ru .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cправка о наличии собственного инновационного педагогического опыта «Развитие речи дошкольников через театрально – игровую деятельность»

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность п...

Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”

Проект“Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”.Характеристика проекта.1.1 Цель:развитие и профилактика речевых нарушений, через театрально – игровую деятельность.Задачи:созда...

Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность».

Проект направленный на развитие речевой деятельности...

Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”

развитие и профилактика речевых нарушений, через театрально – игровую деятельность....

Деловая игра с родителями «Развитие речи дошкольников через творческие виды деятельности»

Совершенствование работы по речевому развитию дошкольников через работу с родителями...

Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”

Цель проекта:1.     Развитие свободного общения со взрослыми;2.     Развивать монологическую форму  речи.3.     Развитие и профилактика...

Опыт работы по теме: «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность»

Игра - один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников обучения их различным видам действий с предметами, способам и средствам общения. Один из видов...