ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА «ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Куракина Татьяна Анатольевна

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА «ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ»

Цели:

  • закрепить понятие «Солнечная система», уточнить знания детей о планетах Солнечной системы, их осо­бенностях и последовательности расположения по отношению к Солнцу;
  • закрепить представления детей об океанах и мате­риках планеты Земля;
  • учить применять свои знания о растительном и жи­вотном мире для поиска объекта, извлекать нуж­ные сведения из имеющихся данных;
  • развивать логическое мышление, фантазию, вооб­ражение детей;
  • воспитывать чувство сопереживания, желание по­мочь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА «ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ»

Цели:

  • закрепить понятие «Солнечная система», уточнить знания детей о планетах Солнечной системы, их особенностях и последовательности расположения по отношению к Солнцу;
  • закрепить представления детей об океанах и материках планеты Земля;
  • учить применять свои знания о растительном и животном мире для поиска объекта, извлекать нужные сведения из имеющихся данных;
  • развивать логическое мышление, фантазию, воображение детей;
  • воспитывать чувство сопереживания, желание помочь.

Материалы и оборудование:

  • модель Солнечной системы, магниты и таблички с названием планет;
  • бутылка с запиской, иллюстрации животных Австралии;
  • глобус (карта мира);
  • мяч;
  • модель корабля;
  • аудиозапись шума воды;
  • «послание инопланетян».

Предварительная работа:

  • чтение книг, беседы, наблюдения и рассматривание иллюстраций о космосе и Солнечной системе;
  • чтение книг о животном мире разных континентов;
  • выполнение аппликации на тему «Парад планет».

****

Дети входят в группу.

Воспитатель. Ребята, недавно нашими учеными были получены и расшифрованы сигналы из космоса.

Вот первый сигнал.

«Мы, жители далекой планеты, очень хотим найти друзей. Наши исследователи отправили в путешествие по космосу космические корабли, которые полетели к разным планетам. Друзья, отзовитесь! Если нашим путешественникам потребуется помощь, поддержите их, пожалуйста!»

В следующем сигнале кто-то просил о помощи. Я думаю, что это сигнал от жителей далекой планеты, путешествующих в космосе. Они сбились с пути и просят помочь определить, где находятся их космические корабли. Хотите им помочь, ребята? Давайте прочитаем расшифрованные сигналы. Тот, кто догадается, о какой планете идет речь, отправится в полет на эту планету и установит табличку с ее названием. Этим мы поможем путешествующим инопланетянам определить, где они находятся.

Используется модель Солнечной системы. Цветными магнитами дети отмечают расположение кораблей в космосе и обозначают название планет.

Воспитатель по очереди зачитывает сообщения. Дети должны отгадать, где находится космический корабль, о какой планете идет речь и где нужно расположить магнит.

Я оказался на планете, сплошь затянутой облаками. Здесь настолько жарко, что я пеку пироги за две секунды.

Дети. Это Венера.

Воспитатель. Планета, на которой я оказался, самая маленькая во всей Солнечной системе и расположена ближе всех к Солнцу.

Дети. Это Меркурий.

Воспитатель. Я оказался на плачете, которая выглядела красной, когда я к ней подлетал. Когда я стал на нел жить, то часто обнаруживал на поверхности планеты углубления, похожие на пересохшие каналы.

Дети. Это Марс.

Воспитатель. Когда я подлетал к этой планете, то заметил кольца, окружающие ее.

Дети. Это Сатурн.

Воспитатель. Я оказался на самой большой из планет Солнёчной системы. Она состоит из жидкости и газа.

Дети. Это Юпитер.

Воспитатель. Я оказался на восьмой, считая от Солнца, планете.

Дети. Это Нептун.

Воспитатель. Я нахожусь на самой удаленной от Солнца и самой холодной планете.

Дети. Это Плутон.

Воспитатель. Ребята, до какой планеты, кроме Земли, не долетели путешественники?

Дети. До Урана.

Воспитатель. Послушайте еще одно сообщение.

«Несколько наших космических кораблей пролетает над планетой, она раскрашена в разные цвета: голубой, синий, зеленый, коричневый, желтый, но больше всего синего и голубого цвета. Такая красота! Идем на посадку».

Как вы думаете, о какой планете идет речь?

Дети. О Земле.

Воспитатель. Ну что же, теперь посмотрим на Землю!

Воспитатель предлагает детям рассмотреть глобус, обращает их внимание на то, что на глобусе больше синего цвета.

Что же обозначено на глобусе синим и голубым цветом?

Дети. Океаны, моря, озера, синие линии — это реки.

Воспитатель. Человек без пищи может прожить несколько дней, а без воды — нет. Так и все живое на Земле не может жить без воды.

А без чего еще на Земле невозможна жизнь?

Дети. Без воздуха и солнечного света.

Воспитатель. Как мы видим на глобусе, воды на Земле много. Но почему же говорят: «Воду надо беречь»?

Рассуждения детей.

Давайте с вами сядем на теплоход и отправимся в плавание. Сейчас мы на реке, река впадает в море, а теперь мы уже в океане. (Слова сопровождаются показом на глобусе или карте.)

Пресной, несоленой воды на Земле мало, и ее запасы уменьшаются, потому и говорят: «Воду надо беречь».

Но всегда ли вода — это хорошо?

Дидактическая игра с мячом «Хорошо — плохо»

Дети по очереди называют, как и когда вода приносит человеку пользу, а в каких случаях вода может быть опасна (нанести вред).

Воспитатель. Наш теплоход причалил к берегу.

Звучит спокойная музыка, напоминающая шум воды. Воспитатель предлагает поиграть.

Игра «Волны»

Воспитатель. Попробуем двигаться, как будто мы волны, улыбнемся друг другу и пошуршим.

Затем воспитатель предлагает всем детям по очереди «искупаться в море». «Купающиеся» становятся в центр, «волны» подбегают к ним и, поглаживая, тихонько проговаривают слова: «Мы любим вас, мы любим вас...». Дети меняются ролями.

Ребята, что это за бутылка?. Ее, наверное, волной прибило к берегу.

Давайте прочитаем записку. (Воспитатель читает.)

«Тому, кто найдет наше послание! Мы, существа с другой планеты, совершили посадку в разных местах планеты Земля. Помогите нам собраться вместе, иначе наши корабли не смогут вернуться на родную планету. Для этого определите, пожалуйста, где мы находимся».

Ребята, я думаю, нам не сложно будет оказать помощь инопланетянам, так как здесь есть подсказки. Вот первая из них.

Мы окь вались на огромном куске суши, со всех сторон окруженной жидкостью, нам очень, очень жарко. Помогите понять, где мы находимся.

Давайте подумаем, о чем здесь идет речь: о материке или об острове? Что это за жидкость? Можем мы сказать, на каком из материков находятся наши существа?

Дети. Нет.

Воспитатель. Давайте прочтем дальше.

«Здесь живут диковинные существа.

Одно огромное, с большими ушами и длинным, как шланг, носом».

Дети. Это слон.

Воспитатель. «Другое — похоже на веревку, шипит и ползает по земле».

Дети. Это змея.

Воспитатель. «Третье — высокое, с длинной шеей, копытами и пятнистой шкурой».

Дети. Это жираф.

Воспитатель. «А еще грозный зверь, с длинной шерстью вокруг головы, ходит как царь и рычит».

Дети. Это лев.

Воспитатель. Можем ли мы теперь предположить, на каком материке находятся эти инопланетяне?

Дети. В Африке.

Воспитатель. Почему вы так думаете?

Показ на глобусе или карте.

В этом сообщении одни лишь фотографии. На них изображены кенгуру, страус эму, коала, утконос, хамелеон.

Можем ли мы сказать, на каком материке находятся эти путешественники?

Дети. В Австралии.

Показ на глобусе или карте.

Воспитатель. Следующее сообщение.

«Мы замерзли, кругом лед, снег, холодная вода. Помогите понять, где мы находимся».

Давайте подумаем, о чем здесь идет речь. Можем ли мы сказать, где находятся гости из космоса? Давайте проверим свои предположения.

«Видим большого, лохматого белого зверя, он с удовольствием плавает в этой холодной воде, ныряет за рыбой ».

Дети. Это белый медведь.

Воспитатель. «Здесь ходит странный зверь, на голове растут как будто ветки, он разгребает копытом снег и, достав что-то из-под снега, жует»

Дети. Северный олень.

Воспитатель. «А у этого толстого животного вместо ног ласты, а из пасти торчат два длинных клыка. Несмотря на свою неповоротливость, он очень быстр и ловок в воде». Дети. Это морж.

Воспитатель. Подсказок немного, но, может быть, вы догадались, где находятся эти инопланетяне. Дети. В Арктике.

Показ на глобусе или карте.

Воспитатель. Следующее сообщение. «Вокруг нас очень много растительности. Есть высокие растения с белыми стволами, есть колючие: одни с короткими, а другие с длинными иголками. Помогите понять, где мы находимся».

Давайте подумаем, о чем здесь идет речь. Можем ли мы точно сказать, где находятся наши существа? Дети. Нет.

Воспитатель. Давайте почитаем дальше.

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы —

Уши больше головы.

Дети. Это заяц.

Воспитатель

Возле дуба острым рылом Деловито землю рыл он. Видно, желуди искал. Я пугать его не стал.

Дети. Это кабан.        

Воспитатель

Хоть верь, хоть не верь, Пробегал по лесу зверь. Нес на лбу он не спроста Два развесистых куста.

Дети. Это олень.

Воспитатель

Он как елка — весь в иголках, Ловит смело страшных змей И малюсеньких мышей.

Дети. Это еж.

Воспитатель. Подумайте, где могут жить такие звери?

Дети. В лесу.

Воспитатель. А теперь найдите на глобусе континент, где больше всего лесов. Вспомните, каким цветом они обозначены на глобусе и карте.

Дети. В Евразии.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Теперь наши космические гости получили информацию и смогут встретиться и вместе отправиться на родную планету.

Посмотрите, один из космических кораблей залетел к нам.

Вносится объемная модель космического корабля. Они хотят нам что-то сказать.

Включается аудиозапись со словами благодарности, восхищением планетой Земля и просьбой беречь ее и все живое на ней.

Вне занятия воспитатель предлагает детям «построить» орбитальную станцию, чтобы можно было разместить всех гостей-инопланетян. Они смогут прилетать на нее и дружить с другими путешественниками в космосе.

Детям дается задание вылепить инопланетян из пластилина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта педагогического сопровождения образовательного процесса с детьми «Земля- планета, на которой мы живем».

Продолжать знакомство с глобусом; формировать у детей понятие, что наша планета огромный шар, покрытый морями и океанами, материками, окруженные слоем воздуха; расширять знания детей об экосистемах, я...

Родительское собрание в старшей группе Экологический КВН «Планета, на которой мы живем»

Создать условия для сотрудничества воспитанников и родителей, их эмоционально положительного и психологического сближения. Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии...

Педагогический проект "Планета, на которой мы живем" старшая группа

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместные детско-родительские проекты по знакомству с многообразием жизни на планете Земля. Презентация к проекту "Планета...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ»

Цели:—                закрепить понятие «Солнечная система», уточнить знания детей о планетах Солнечной системы, их осо­бенно...

Тематический час: «Земля наш общий дом, планета, на которой мы живем»

Тематический час: «Земля наш общий дом, планета, на которой мы живем»...

Игра-викторина "Земля-планета, на которой мы живем"

Игра-викторина "Земля-планета, на которой мы живем"...