Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Путешествие по сказкам"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Путешествие по сказкам" в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc74 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Берёзка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  для детей 4-5 лет

Тема: Путешествие по сказкам

Выполнила: воспитатель

Аскерова Т.А.

г. Вихоревка 2022

Занятие по развитию речи с элементами здоровьесберегающих технологий «Путешествие по сказкам».

Цель: продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные отрывки из сказок. Систематизировать знания о устном народном творчестве, русских народных сказках; активизировать словарный запас. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

Задачи:

1. уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках, учить воспроизводить порядок появления героев в сказках, передавая структуру сказки с помощью инсценировки. 

2.  развивать внимание, логическое мышление. Способствовать гармоничному физическому развитию. Развивать двигательные умения и навыки, умение творчески использовать их в двигательной активности.

3. воспитывать интерес к устному народному творчеству, формировать чувство интереса к истории и традициям своего народа. Воспитывать чувство взаимопомощи.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Материалы и оборудование: колокольчик, книга, письмо, клубок, ребристая дорожка, дерево Яблоня, картинки яблочек с загадками, массажный коврик «Следочки», перчаточный театр: Мышка, Лягушка, Заяц, Лиса, Волк, Медведь, мультимедийный экран, интерактивная презентация по сказке «Теремок», массажные коврики пазл, мячи 7 штук, мягкие пуфы,   корзина, сказочные предметы: пирожок, репка, яблоко, три ложки, яйцо, скалочка, книга с русскими народными сказками.

Ход:

Воспитатель:

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справ – друг.

Вместе за руки возьмемся

 И друг другу улыбнемся

Дети проходят на стульчики.

Воспитатель: давным – давно, когда люди еще не знали букв, не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке, та-своей. В далекие времена губы называли уста. Поэтому, то, что сочинил народ и не мог записать, называлось устным народным творчеством. К устному народному творчеству относятся пословицы, поговорки, потешки, заклички, прибаутки, загадки, сказки.

Воспитатель: ребята, а вы любите сказки? Какие сказки вы знаете?

Дети: Колобок, Теремок, Маша и медведь, Гуси -  лебеди.

Воспитатель: сегодня я хочу прочитать вам одну очень интересную сказку.

Воспитатель достает книгу, из нее выпадает письмо.

Воспитатель читает письмо:

Мы запутались друзья,

Кто здесь волк, а кто лиса.

Кто из сказки «Теремок», кто из сказки «Колобок».

Нам скорее помогите!

Волшебный клубочек в руки возьмите,

С ним все задания пройдите

Сказки на места верните.

Воспитатель: ребята давайте отправимся в путешествие и вернем всех героев в свои сказки.

Воспитатель катит клубочек к первому заданию через ребристую дорожку.

Воспитатель: ребята, сейчас мы пойдем по мостику, смотрите не упадите в болото.

Ты катись, катись клубок,

С овражка в лесок.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку покажи.

Под музыку двигаются по ребристой дощечки, приходят к яблоне.

Воспитатель: ребята посмотрите, что это за дерево?

Дети: яблоня

Воспитатель: посмотрите на яблочках написаны загадки, которые нам с вами надо отгадать.

1.Где и когда приключилось такое,

Мышка разбила яйцо золотое.

Дед горевал. И печалилась баба.

Только кудахтала… (курочка Ряба)

2. Дорога далека, а корзинка – нелегка,

Сидит в корзинке девочка

У мишки за спиной,

Он сам того не ведая,

Несет ее домой

 Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок. (Маша и Медведь)

3.Он от дедушки ушел,

Он от бабушки ушел.

Круглый сам, румяный бок,

А зовется… (Колобок)

4.Он не низок не высок

И не заперт на замок,

Весь из бревен из досок

Стоит в поле… (Теремок)

5.Возле леса, на опушке, трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Три медведя).

6. Уходя, просила мать

Никому не открывать,

Но открыли дети дверь!

Обманул зубастый зверь-

Песню мамину пропел,

А потом козляток съел.

Кто из вас догадается,

Как сказка называется? (Волк и семеро козлят)

Воспитатель: молодцы ребята, вы отгадали все загадки, отправляемся дальше за волшебным клубочком, идите аккуратно по следам.

Ты катись, катись клубок,

С овражка в лесок.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку покажи.

Передвигаются под музыку, приходят к проектору

Воспитатель: ребята, присаживайтесь на пенечки. Посмотрите, что изображено на экране?

Дети: Теремок

Воспитатель: вот только героев сказки почему-то нет, давайте вместе вспомним кто же был в этой сказке, а помогут нам в этом волшебные рукавички.

Дети одевают перчаточный театр на руку.

ИКТ: инсценировка сказки «Теремок»

Воспитатель: сказку начинаем, героев оживляем.

Воспитатель: стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
1 ребенок: терем-теремок! Кто в тереме живет?

Воспитатель: никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить. Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

2 ребенок: терем-теремок! Кто в тереме живет?
1 ребенок: я, мышка-норушка! А ты кто?
2 ребенок: а я лягушка-квакушка. Иди ко мне жить!

Воспитатель: лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить. Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
3 ребенок: терем-теремок! Кто в тереме живет?
1 ребенок: я, мышка-норушка!
2 ребенок: я, лягушка-квакушка!
Дети:  а ты кто?
3 ребенок: а я зайчик-побегайчик.
Воспитатель:  иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить. Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
4 ребенок: терем-теремок! Кто в тереме живет?
1 ребенок: я, мышка-норушка.
2 ребенок: я, лягушка-квакушка.
3 ребенок: я, зайчик-побегайчик.
Дети: а ты кто?
4 ребенок:  а я лисичка-сестричка.
Воспитатель:  Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
5 ребенок: терем-теремок! Кто в тереме живет?
1 ребенок: я, мышка-норушка.
2 ребенок: я, лягушка-квакушка.
3 ребенок: я, зайчик-побегайчик.
4 ребенок: я, лисичка-сестричка.
Дети: а ты кто?
5 ребенок: а я волчок-серый бочок.
Воспитатель: иди к нам жить!  Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют. Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
6 ребенок: терем-теремок! Кто в тереме живет?
1 ребенок: я, мышка-норушка.
2 ребенок: я, лягушка-квакушка.
3 ребенок: я, зайчик-побегайчик.
4 ребенок: я, лисичка-сестричка.
5 ребенок: я, волчок-серый бочок.
Дети: а ты кто?
6 ребенок: а я медведь косолапый.
Дети: иди к нам жить!

Воспитатель: медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
6 ребенок: а я лучше у вас на крыше буду жить.
Дети: да ты нас раздавишь.
6 ребенок: нет, не раздавлю.

Воспитатель: влез медведь на крышу и только уселся — развалился теремок.
Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы. Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!

Воспитатель: ребята, какие вы молодцы, оживили сказку, но нам надо отправляться дальше в наше путешествие, посмотрите какие тут кочки, перешагиваем, поднимаем ноги высоко, чтобы не упасть.

Ты катись, катись клубок,

С овражка в лесок.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку покажи.

Передвигаются по музыку, приходят на поляну с мячами.

Воспитатель:

Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали?

Дети: Колобок.

Воспитатель: ребята, опиши какой колобок в сказке?

Дети: румяный, веселый, круглый.

Воспитатель: ребята, давайте поиграем с мячиком-колобком.

Русская народная музыка «Балалайка»

Жили-были дед и баба

На полянке у реки

Повороты влево, вправо.

И любили очень, очень

На сметане колобки,

Поглаживание мячика

Баба тесто замесила,

Колобка она слепила,

Перекидывание мячика с правой в левую руку

В печь его поставила,

Там его оставила.

Наклоны, достаем мячиком до пола

Он хотел остыть немножко

И улегся на окошко.

Наклон с мячом, мяч на полу

Не хотел он там лежать,

Захотел он убежать.

Бег вокруг мячика

 Огород он пересек

И пустился наутек.

Передача мячика за спиной из руки в руку.

Воспитатель: молодцы ребята, отлично поиграли с колобком, отправляемся дальше к сказкам, смотрите ребята какая извилистая дорожка, надо аккуратно по ней идти, чтобы не упасть.

Ты катись, катись клубок,

С овражка в лесок.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку покажи.

Под музыку идут по пенечкам, приходят на поляну, где стоит корзина.

Воспитатель: посмотрите ребята корзина, а в ней лежат потерянные предметы из сказок, давайте по очереди называть из какой сказки предмет.

1. Пирожок – «Маша и медведь», «Гуси-лебеди»

 2. Репка – «Репка»

3. Яблоко – «Гуси-лебеди»

4.  Три ложки – «Три медведя»

5. Яйцо – «Курочка Ряба»

6.. Скалочка - «Лисичка со скалочкой».

Воспитатель: молодцы ребята, вы справились и с этим заданием. Наше путешествие подошло к концу, вы выполнили столько заданий, называли сказки, сами превратились в героев сказки, играли с Колобком и нашли потерянные предметы из сказок. 

ИКТ: звучит волшебная музыка, на экране появляется книга с русскими народными сказками.

Воспитатель: ребята вы смогли вернуть все сказки на свои места, я дарю вам вот такую книгу с русскими народными сказками, чтобы вы могли читать свои любимые сказки в группе.  Не красны сказки письмом, а красны смыслом!



Предварительный просмотр:

Технологические карты непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию

(интеграция областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,

«Физическое развитие»)

Педагог: Аскерова Татьяна Александровна, воспитатель первой квалификационной категории

Возрастная группа: средняя

Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.

Форма организации: групповая

Тема «Путешествие по сказкам»

Цель: продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные отрывки из сказок. Систематизировать знания о устном народном творчестве, русских народных сказках; активизировать словарный запас. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

Задачи:

1. уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках, учить воспроизводить порядок появления героев в сказках, передавая структуру сказки с помощью инсценировки. 

2.  развивать внимание, логическое мышление. Способствовать гармоничному физическому развитию. Развивать двигательные умения и навыки, умение творчески использовать их в двигательной активности.

3. воспитывать интерес к устному народному творчеству, формировать чувство интереса к истории и традициям своего народа. Воспитывать чувство взаимопомощи.

Планируемый результат: дети дают ответы на поставленные вопросы, разгадывают загадки, пересказывают литературный текст точно, последовательно, выразительно.

Материалы и оборудование: книга, письмо, клубок, ребристая дорожка, дерево Яблоня, картинки яблочек с загадками, массажный коврик «Следочки», изображение животных: Заяц, Лиса, Волк, Медведь, Петух, ледяной и лубяной домик, мольберт, мячи 7 штук, корзина, сказочные предметы: пирожок, репка, яблоко, три ложки, яйцо, рыба, скалочка, книга с русскими народными сказками.

Ход деятельности:

Структура НОД,

этапы работы

Задачи

Методы, формы и

приемы работы

Содержание работы

Результат

Вводная часть

Организационный момент

Организация направленного внимания

Словесный метод (обращение к детям) Приветствие, установление зрительного контакта.

Воспитатель организует круг приветствия:

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справ – друг.

Вместе за руки возьмемся

 И друг другу улыбнемся.

Сообщает тему встречи:

давным – давно, когда люди еще не знали букв, не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке, та-своей. В далекие времена губы называли уста. Поэтому, то, что сочинил народ и не мог записать, называлось устным народным творчеством. К устному народному творчеству относятся пословицы, поговорки, потешки, заклички, прибаутки, загадки, сказки.

Сегодня я хочу прочитать вам очень интересную сказку.

Привлечение направленного внимания.

Заинтересованность в беседе на тему любимых сказок.

Проблемная ситуация

Сформировать мотивацию для выполнения заданий по теме.

Проблемный метод (создание проблемной ситуации)

Воспитатель достает книгу, из нее выпадает письмо.

В котором написано, что герои сказок запутались:

Мы запутались друзья,

Кто здесь волк, а кто лиса.

Кто из сказки «Теремок», кто из сказки «Колобок».

Нам скорее помогите!

Волшебный клубочек в руки возьмите,

С ним все задания пройдите

Сказки на места верните.

Отклик на проблему, желание помочь героям сказок.

Основная часть

Ходьба по ребристой дорожке

Отгадывание загадок

Ходьба по дорожке здоровья

Инсценировка сказки «Теремок» с помощью мультимедийной презентации

 Профилака плоскостопия, развитие чувства равновесия и координации движений.

Уточнение и понимание смысла известных детям слов, расширение запаса синонимов и антонимов,

активизация употребления слов в речи.

Профилака плоскостопия, развитие чувства равновесия и координации движений.

Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности,    

учить сочетать движение и речь, формировать правильный темп речи и интонационную выразительность речи;

Наглядный метод

(показ действий)

Игровой метод (загадки)

Наглядный метод

(показ действий)

Словесный метод (чтение четверостишия)

Игровой метод (элементы инсценировки)

Наглядный метод (использование презентации)

Воспитатель: ребята, сейчас мы пойдем по мостику, смотрите не упадите в болото.

1. Где и когда приключилось такое, 

Мышка разбила яйцо золотое.

Дед горевал. И печалилась баба.

Только кудахтала… (курочка Ряба)

2. Дорога далека, а корзинка – нелегка,

Сидит в корзинке девочка

У мишки за спиной,

Он сам того не ведая,

Несет ее домой

 Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок. (Маша и Медведь)

3.Он от дедушки ушел,

Он от бабушки ушел.

Круглый сам, румяный бок,

А зовется… (Колобок)

4.Он не низок не высок

И не заперт на замок,

Весь из бревен из досок

Стоит в поле… (Теремок)

5.Возле леса, на опушке, трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Три медведя).

6. Уходя, просила мать

Никому не открывать,

Но открыли дети дверь!

Обманул зубастый зверь-

Песню мамину пропел,

А потом козляток съел.

Кто из вас догадается,

Как сказка называется? (Волк и семеро козлят)

Воспитатель: идите аккуратно по следам.

Ты катись, катись клубок,

С овражка в лесок.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку покажи.

Воспитатель: ребята, присаживайтесь на пенечки. Посмотрите, что изображено на экране?

Дети: Теремок

Воспитатель: вот только героев сказки почему-то нет, давайте вместе вспомним кто же был в этой сказке, а помогут нам в этом волшебные рукавички.

Дети одевают перчаточный театр на руку.

ИКТ: инсценировка сказки «Теремок»

Воспитатель: сказку начинаем, героев оживляем.

Смена видов деятельности, снятие напряжения, умение ориентироваться в пространстве.

Концентрация внимания на поставленной   задаче.

Анализ, обобщение, умение делать вывод.

Смена видов деятельности, снятие напряжения, умение ориентироваться в пространстве.

Имитация действий персонажей, имитация действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли.

Физкультминутка

«Колобок»

Дидактическая игра «Потерянные предметы»

Смена вида

деятельности, предупреждение утомляемости.

Закрепить знание сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог. 

Наглядный метод

(показ действий) Словесный метод (чтение стихотворения)

Наглядный метод (демонстрация предметов)

Словесный метод (беседа, обсуждение, похвала)

Жили были Дед и Баба, на поляне у реки.

И любили очень очень на сметане колобки.

Баба тесто замесила,

колобка она слепила.

В печь его поставила, там его оставила.

Он хотел остыть немножко и улегся на окошеко,

Не хотел он там лежать, захотел он убежать.

Огород он пересек и пустился наутек.

Воспитатель: посмотрите ребята корзина, а в ней лежат потерянные предметы из сказок, давайте по очереди называть из какой сказки предмет.

1. Пирожок – «Маша и медведь», «Гуси-лебеди»

 2. Репка – «Репка»

3. Яблоко – «Гуси-лебеди»

4.  Три ложки – «Три медведя»

5. Яйцо – «Курочка Ряба»

6.. Скалочка - «Лисичка со скалочкой».

Развитие кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц. 

Анализируют, делают выводы.

Заключительная

часть

Итог

Подвести итог НОД.

Обобщить полученные детьми знания и

умения.

Словесный метод

(беседа)

Наше путешествие подошло к концу, вы выполнили столько заданий, называли сказки, сами превратились в героев сказки, играли с Колобком и нашли потерянные предметы из сказок. 

Осознание себя как

участника познавательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий"Зимушка-Зима"

Хочу представить конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий.Основными задачами является закрепление знаний о признаках зимы,развитие общей и мелкой моторики....

Занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». (Программа «Развитие речи детей 3-7 лет

Новизна: предложенные в ходе занятия формы работы уже использовались педагогами и раньше. Новизна  заключается в сочетании данных форм и при...

Конспект занятия по развитию речи с использованием сказкотерапии «Путешествие по сказкам» В старшей группе.

Воспитатель: Тише, тише, не шумите,Сказку нашу не вспугните.В сказку с вами мы, пойдем,Сказку с вами мы найдем.– Я приглашаю отправиться вас в сказочное путешествие. А полетим мы на «ковре...

Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе «Путешествие в волшебную страну красок»

Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе «Путешествие в волшебную страну красок» Программное содержание:Задачи:Образовательны...

Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе.

Учить детей заботиться о своем здоровье, воспитывать привычку здорового образа жизни....

Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ: «Путешествие в сказку «Колобок»

Конспект занятия с использованием ИКТ: «Путешествие в сказку «Колобок»Цель: развитие связной речи детей.Задачи:образовательные: закрепить умение детей строить простые предложения,...