"Развитие речи дошкольников в сюжетно- ролевой игре" из опыта работы
консультация по развитию речи

Лакова Татьяна Викторовна

"Развитие речи дошкольников в сюжетно- ролевой игре" (из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие речи дошкольников в сюжетно- ролевой игре»

 «Родное слово является основой

всякого умственного развития

и сокровищницей всех знаний»

К.Д.Ушинский

С каждым годом растет число детей имеющих отклонение в развитии речи. А речь - это один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. Лучше всего речь детей дошкольного возраста развивается посредством игры, которая является ведущим видом деятельности ребенка. Существует много игр для развития связной речи ребенка, но, на мой взгляд, основной является сюжетно-ролевая игра.

В процессе сюжетно – ролевой игры, происходит формирование речевых навыков и умений ребенка. Эти игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Так, в процессе проведения сюжетно-ролевых игр ребенок накапливает необходимый запас слов, приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно.

В какие игры чаще всего играют дети? Это « Семья», «Магазин», «Больница» «Парикмахерская» и т.д. Я составила модель сюжетно-ролевой игры с многотемным сюжетом, например «Семья» (таблица …)

В своей работе я стараюсь включать как можно больше приемов и методов, направленных на улучшение речи детей.

Развитие речи в сюжетной игре осуществляется при активном участии воспитателя, который должен своим примером показывать, как общаться, комментировать, вести беседу, давать речевые образцы.

Но не следует наставлять детей во время сюжетно- ролевой игры , категорично исправлять речевые ошибки, заставлять выговаривать правильно слова. Это полностью убьет весь дух творческого процесса.

А вот подготовительная работа , как раз помогает детям освоить новые понятия, выучить незнакомые слова, затем уже во время игры применять полученные знания.

При планировании сюжетно-ролевых игр я руководствуюсь перечнем игр , рекомендованным ФГОС. Осуществляю следующую предварительную работу по речевому развитию с детьми как:

 беседы по теме, рассматривание иллюстраций и картинок (фотографий) по данной теме, просмотр видеоматериалов и презентаций, чтение литературных произведений, стихов, загадок, экскурсии , викторины, дидактические ,  речевые , пальчиковые игры.  Параллельно работаю над развитием речевого аппарата, обогащением словарного запаса. Элементы сюжетно-ролевых игр я использую и на занятиях – диалоги в парах, игра «Гирлянда ассоциаций» (мама-любимая-красивая- добрая-бабушка-пирожки-сладкие-конфеты…). «Семейка слов» (дружить-подружка-дружок-дружочек- дружище- дружба- дружелюбны- дружеские-) по сюжетно-ролевой игре «Моя семья» (лексическая тема «Профессии») и другие.

 Так на примере сюжетно –ролевой игры  «Библиотека» дети совместно с родителями посетили детскую библиотеку, в группе был просмотр видео , презентаций о книге, о работе библиотекаря ; знакомились с русскими поэтами и писателями; провели викторину по русским народным сказкам ,играли в такие игры на развитие речи как: «Подберем красивые слова», «Я начну, а ты продолжи», «Повторяй-ка», «Будь внимателен!», «Собери предложение из заданных слов», «Сосчитай до 5», «Семейка слов» и другие.

Во время самой игры , где у нас был читальный зал, абонентский отдел, организовали отдел «Книжкина мастерская», где дети ремонтировали книги и изготовили закладки для книг. (слайд)

 Положительное влияние оказывает на развитие полноценной речи старших дошкольников применение в сюжетно-ролевой игре такого приема, совместное сюжетное сложение, то есть, фантазирование. Так после мероприятия о пожарной безопасности, многие наши мальчики решили стать пожарными. И в группе мы придумали и обыграли игру «Служба спасения» с несколькими  сюжетами: «Пожарные на учении», «На пожаре», «Госпитализация и обучение  Буратино».(слайд)

 Применяли такие  игровые действия:

• Вызов по тревоге;

• Осмотр места происшествия, ориентировка на местности;

• Распределение спасательных работ между разными группами;

• Использование техники специального назначения;

• Спасение пострадавшего;

• Оказание первой медицинской помощи;

• Обучение Буратино (знакомство со знаком «Бегущий человечек»), который изготовили самостоятельно после игры «Собери знак» во время тематической недели «Знаки и символы»;

• Возвращение на базу.

После завершения игры «Морское путешествие», дети предложили расширить сюжет  .Так у нас появился   пират на корабле , который похитил карту и драгоценности .Ребятам удалось убедить его отдать чужое и больше так не поступать. (слайд)

 А игра «Химчистка»  у нас превратилась в «Клининговую компанию», т. к. дети стали рассказывать, что есть фирмы , которые предлагают услуги по уборке квартир, помещений. (Отрабатывался глагольный словарь: пылесосить , подметать, чистить, стирать, гладить и т.д.)

Выбор той или иной игры у нас , как правило, планируется с темой тематической недели. Так , например,  в магазин бытовой техники мы играли , когда у нас была тема недели «Электроприборы»  (слайд ). Сюжет игры был таким: среди покупателей были те, кто готовился к музыкальному выступлению  и выбирал нужный музыкальный инструмент . Здесь мы провели сравнения : большой –маленький . А также предлагался товар по акции «Второй – в подарок». Или во время профилактики гриппа и простуды, мы играли в сюжетно –ролевую игру «Исследователи».В связи с профилактикой гриппа дети рассказывали о пользе, качестве , о свойствах белого, красного , репчатого лука, получили новые знания. На научном совете убедились, что для посадки пригоден обычный лук, который затем высадили в проверенную почву. Данные занесли в исследовательский журнал, а готовые зеленые перья лука отправили дежурным на обед.

По сюжетно –ролевой игре «Мебельный салон «Офелия» дети предложили сюжет «Новоселье в семье» и отправились за мебелью . Консультант салона помогал выбрать мебель для нового жилья, демонстрировал товар и ткань для обивки. (Активно использовались качественные прилагательные: кожаная, шероховатая, мягкая и т.д.) (слайд)

Многие дети нашей группы любят устраивать цирковое представление. Поэтому совместно с детьми мы придумали и обыграли такой сюжет: ребята услышали анонс, что в цирке Шапито аншлаг и отправились к кассе покупать билеты( слайд), разместились на своих местах перед ареной (слайд). В первом отделении перед зрителями выступали клоун, акробаты ,дрессировщик с собакой . Во время перерыва зрители совершали покупки в буфете, фотографировались с артистами. Дети предложили, что в дальнейшем артистам они хотят дарить цветы.

В этом году у нас появились такие игры как «Сбербанк» и «Корпорация Билайн». В сбербанке работали 2 окна. Пожилой человек снимал деньги со сберегательной книжки . Следующий клиент оплачивал коммунальные услуги . Были и те, кто снимали денежные средства из банкомата. (слайд)

Первый вариант игры в «Корпорацию Билайн» был рассмотрен как покупка телефона. В следующий раз в корпорацию был помещен банкомат, где можно было положить денежные средства на баланс, а корпорация размещалась в лесу, где зайцы в связи с метелью не могли найти путь , так как были участниками олимпиады с лисами. И оператор билайна вручил им маски , где было написано, что зайцы победят. (слайд) В своей работе применима и нестандартная форма организации сюжетно-ролевых игр – использование макетов. На столах разворачиваются декорации для игр с мелкими игрушками. Таким образом, организуются любимые игры детей: «Сельский двор», «Мини-гастроном » (слайд). За макетом разворачивается режиссерская игра: ребенок придумывает сюжет, события, выполняет сразу одну или несколько ролей.

 Так после предварительной работы по сюжетно –ролевой игре «Почта». После того как дети  посмотрели мультфильм «Простоквашино», разучили пальчиковую гимнастику «Что принес нам почтальон», дети придумали и обыграли сказку о затерянном письме. (слайд) В самой игре «Почта» дети покупали лотерейные билеты , журналы. Водитель перевозил на  главпочтамт корреспонденцию , которую работники почты сортировали. На следующей недели у нас планируется игра «Военно –полевая почта».

 По реализации программы «Родной свой край люби и знай» , используя региональный компонент проводим такие игры как: «Ферма», «Краеведческий музей», «Кондитерский цех Вини –пух» (слайд).Так доярки фермы хозяйства «Подворье»получили новые корма и заботливо ухаживают за коровами и телятами, выгоняют их на пастбище. (Слайд)Надоенное молоко они разливают во фляги , пользуясь условными мерками, рассказывают сколько фляг наполнено молоком. Водитель везет молоко на переработку. Лаборант проводит исследование. На молокозаводе рабочие готовят продукцию для отправки в мини-гастроном. Предложение детей было таким, что в игре необходим ветеринар, который будет лечить и осматривать животных. В сюжетно – ролевой игре «Музей» дети рассказывали про экспонаты насекомых, полезных ископаемых, достопримечательностях города и края. Отрабатывалась монологическая речь. (слайд) В сюжетно –ролевой игре «Вини-пух» дети сначала готовили сладкую продукцию в кондитерском цеху, а затем продавали ее .(слайд). В сюжетно –ролевой игре «Макданальдс» акцент делался на формирование культуры общения покупателей и продавцов.  Использовались  формулы речевого этикета, отрабатывалась диалогическая речь.

 «Зимнюю олимпиаду» планировали на прогулке , с включением различных двигательных навыков и умений .(хоккей, метание, ходьба на лыжах) Из-за низкой температуры провели только хоккей. Пьедестал и медали ждут своих героев.

Необходимым условием успешного развития речи детей в с/ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и т.д. словом, развивающей среды. И здесь на помощь приходят родители нашей группы. Они помогают изготавливать атрибуты к сюжетно-ролевым играм, Тесное взаимодействие с семьей - основа нашей работы. Только совместными усилиями можно добиться эффектных результатов. Для родителей подготовили  консультации, «Как я играю с ребенком», «Ребенок и сюжетно-ролевая игра». Организовывали выставку папки-передвижки «Сюжетно –ролевые игры  в нашей группе».

Таким образом, через сюжетно-ролевую игру активно развивается речь ребенка,  совершенствуется  разговорная сторона  речи, обогащается  словарь, формируется  грамматический строй речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников. Интеграция видов деятельности (из опыта работы воспитателя Чепановой А.М.)

Данный материал поможет в работе с детьми  над развитием художственно-речевой и театрально -игровой деятельности, формирование их творческих способностей....

Педагогический совет "Развитие речи дошкольников через сюжетно-ролевые игры и театрализованную деятельность

Педагогический совет«Развитие речи детей через сюжетно-ролевые игры и театрализованную деятельность»...

Консультация: "Развитие речи дошкольников в сюжетно-ролевой игре".

   Добрый день, уважаемые коллеги! Я – Башарова Светлана Явдатовна, воспитатель детского сада № 6, представляю вашему вниманию свою консультацию: "Развитие речи дошкольников в с...

Развитие речи дошкольников в сюжетно – ролевой игре.

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. ...

Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно – ролевой игры».

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития реб...

Консультация для педагогов на тему: «Развитие речи дошкольников через сюжетно-ролевую игру»

Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает ее организацию педагогом. Причем, чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых....

Развитие речи дошкольников через сюжетно - ролевые игры

В данной статье представлена информация о развитии речи дошкольников посредством сюжетно - ролевых игр, особенностях и значении сюжетно - ролевых игр детей, роли педагога в организации игр. ...