Развитие речи младших дошкольников посредством театрализованных и пальчиковых игр
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Асеева Лейла Руслановна

Здесь Вы познакомитесь со способами развития речи у младших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи младших дошкольников посредством театрализованных и пальчиковых игр

Автор: воспитатель Асеева Л.Р. 

     В современной научной литературе формирование речи рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.  Дети с трудом могут рассказать о событиях своей жизни, у них возникают затруднения с пересказом литературных произведений, то есть у детей практически отсутствуют средства выразительности речи: пантомимика, мимика, движения и др. Поэтому перед педагогами встает вопрос о поиске нетрадиционных путей работы с детьми для их всестороннего развития.

     Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Основной и ведущей деятельностью ребенка дошкольника является игра. Ведь вся жизнь  детей насыщена игрой. Каждому ребенку хочется сыграть свою неповторимую роль. Задача педагога - научить ребенка играть и брать на себя роль. Для этого в педагогический процесс  включается театр. Театр – это волшебное действо, в котором ребенок радуется играя. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

       Для детей театрализованная деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психологических процессов. В детском саду театрализованная игра способна организационно протекать через все режимные моменты: включая занятия, гигиенические процедуры, совместную деятельность взрослого и ребенка, кроме того она может осуществляться и в самостоятельной деятельности детей. Результатами театрализованной игры станут: инсценировки, драматизации, творческие вечера для родителей, спектакли, концерты. Театрализованное искусство близко и знакомо детям, и даже самые маленькие дети с удовольствием включаются в процесс, если он связан с игрой.

Театрализованные игры имеют огромное значение для развития речи детей. Даже плохо говорящие, очень застенчивые или замкнутые дети, участвуя в инсценировке хорошо знакомого сюжета, начинают подговаривать слова и фразы своей любимой сказки, чувствуют себя раскованно и комфортно в общении с педагогом и сверстниками. Очень важно для ребенка то, что при игре «в сказку» ребенок может принимать на себя разные роли, подражать как положительным, так и отрицательным героям, чувствовать грань между добром и злом. Однако сюжет сказки – это лишь основа для самостоятельного творчества. А творчество- это способность отходить от шаблонов и генерировать свои идеи, воплощать собственные замыслы. И очень важно поддержать ребенка в этом.

       Во время инсценирования сказки обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, диалогическая и интонационная речь. Каждый ребенок по- своему передает характер своего персонажа: у Саши – лиса веселая и хитрая, у Кати – сердитая.

      Во время действий с фигурками театра развивается мелкая моторика пальцев рук, ведь дети не только зрители, а активные участники представления.

       Театрализованную деятельность в детском саду можно представить двумя группами: играми – драматизациями и режиссерскими играми.

         Игры – драматизации, несомненно, самый разговорный вид театрализованной деятельности. Они целостно воздействуют на личность ребенка, позволяют ребенку начать творчески мыслить, раскрепоститься, развить коммуникативные качества. Здесь происходит развитие диалоговой и монологовой речи ребенка, происходит освоение выразительности речи. У ребенка появляется возможность познать собственные способности перевоплощения, ребенок самореализовывается. К играм – драматизациям можно отнести: игры – импровизации, ролевые диалоги, постановки спектаклей, инсценировки сказок или других литературных произведений.

      Пальчиковый театр- театрализованная, дидактическая, сюжетно-ролевая игра. Пальчиковый театр- это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Пальчиковый театр- это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи, развития мелкой моторики: в ходе игры у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимания на одном виде деятельности, что является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от трудных ситуаций.

      Режиссерские же игры классифицируются в зависимости от разнообразия театра. Например, театр кукол на столе, который может быть представлен и театром их плоскостных фигур, фигурками киндер-сюрприз, фигурками на конусах и др.; также для малышей будет очень привлекателен пальчиковый театр или театр рукавичек, такой театр позволит малышу лучше научиться управлять движениями собственных пальчиков; также детям будет очень интересен театр марионеток, театр дисков, театр на фланелеграфе и прочие театры, которые представит для них педагог, главное позволить ребенку проявить фантазию и творческие способности в игре.

     В нашей группе собрано пять видов наборов для театра:

  1. Театр на фланелеграфе- такой вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада, сделать для них игрушку более интересной, развлечь порадовать детей, то, что сделано своими руками. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию.

C:\Users\User\Downloads\КАРТ НА ФЛАНЕГРАФЕ.jpg

 

  1. Магнитный театр - фигурки персонажей русских народных сказок, вырезанных из плотной бумаги, имеющих на обратной стороне магнитную полосу. С ее помощью фигурки плотно держатся на магнитной доске.

C:\Users\Лайла\Desktop\20171207_143820.jpg

  1. Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

 C:\Users\Лайла\Desktop\20171207_143204.jpg

  1. «Шагающие куклы»- это мягко набивные куклы, в ярких русских народных костюмах тонкой ручной работы, высотой около двадцати сантиметров. С приятной на ощупь тканью, ребенок с удовольствием примет участие в сказке.

C:\Users\Лайла\Desktop\20171207_143242.jpg

  1. Наборы резиновых игрушек – дикие и домашние животные, персонажи любимых сказок: « Три медведя», «Колобок», «Репка» и др.

C:\Users\Лайла\Desktop\20171207_143304.jpg

      Приобщать детей к инсценированию сказок нужно постепенно. Читая сказку, обращаем внимание детей на крупные яркие иллюстрации книги. Детально рассматриваем изображения героев сказки: бабушка – седая, старенькая, на голове - цветной платок, на ногах - лапти, кофта - белая, юбка - красная, фартук - синий, с карманом. Улыбается, глаза ласковые – значит, бабушка хорошая, добрая. Рассмотрим зайчика - ушки длинные, хвостик – короткий, шерстка - пушистая, серая. Глазки – черные, испуганные, кого-то зайка боится, значит, зайка – трусишка!

     Сначала показываем действия персонажа сами и просим показать ребенка (как ходит мишка, как плакал зайка и т.д.). Затем учим действовать фигурками героев сказки, отмечая характерные особенности персонажей.

      Читая сказку, говорим голосом персонажа: за мышку - тихим, тонким голосом; за волка - низким, грубым; за лису - ласковым, хитрым. Своей интонацией стараемся передать отношение к поступкам героев сказки - одобряющее или осуждающее (молодец, петушок, помог зайчику выгнать лису из избушки! Ай-ай-ай! Какой медведь нехороший! Сломал, развалил домок-теремок!). Своей речью вызываем ответные эмоции детей – они грозят медведю пальчиком, возмущенно трясут кулачками, выкрикивают слова осуждения (Ай-ай-ай, нехороший, плохой, уходи и т.д.).

     Одна и та же сказка периодически повторяется, чтобы дети хорошо запомнили сюжет и героев сказки. В группе и на прогулке нужно напоминать характерные движения, фразы персонажей, песенки и т.д. Убедившись, что сюжет хорошо усвоен, привлекаем детей к инсценированию. Можно использовать фигурки настольного или пальчикового театра, шагающих кукол, а можно совместить несколько видов игрушек.

  Некоторые дети сами говорят:

- Я буду Колобок!

- А я лиса!

Другим нужно предложить:

- Хочешь, Настя, быть зайчиком?

Начиная совместный рассказ, необходимо побуждать ребенка вступить в действие соответственно выбранной роли. Если ребенок забыл слова персонажа, нужно напомнить ему нужные фразы. Не надо требовать буквального воспроизведения. В дальнейшем, при повторных играх активность детей увеличивается, они уже могут самостоятельно, действуя фигурками театра, рассказывать любимые сказки.

Смелые, уверенные в себе дети стремятся всегда быть главными героями, а задача воспитателя – дать возможность самовыражения застенчивым, робким малышам.

Мы советуем родителям в домашних играх с детьми использовать какой-либо набор игрушек для театрализованной деятельности. Можно привлечь к инсценированию старших детей, бабушек и дедушек. Если придут гости с детьми, можно развлечь их забавным домашним театром. Также можно сделать театральные куклы своими руками. Совместное творчество и игры укрепляют семейные отношения, помогают детям ощущать внимание, заботу и любовь родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи младших дошкольников посредством интеграции "Речевого развития" "Художественно-эстетического развития" с другими образовательными областями.

Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах интеграции различных образовательных областей...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «Развитие речи младших дошкольников посредством пальчиковых игр»

исследования ученых доказали, что пальчиковые игры способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка...

Развитие речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Дошкольный возраст период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической). Овладение грамотной речью является необходимым усл...

Развитие речи младших дошкольников посредством включения в занятия театрализованных игр

Детство - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Наша задача, как педагогов — создать для этого все необходимые условия. В этом может помочь театр...

Мастер-класс «Развитие речи младших дошкольников посредством пальчиковых и театрализованных игр»

В современных условиях, при подготовке ребенка к обучению в школе и дальнейшей жизни в социуме, мало вооружать его определенной суммой знаний, необходимо развивать связную речь то есть умение общаться...

Развитие речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности.

  Речь -  величайшее богатство, данное человеку.  И её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.  Чем богаче и правильней речь ребенка, ...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Важным этапом дошкольного возраста, конечно же, является овладение речью. Главной задачей дошкольного учреждения – развитие речи дошкольников. Благодаря речи происходит становление социально - к...